После прочтения
книги, я, конечно, ждал нового фильма Вильнёва, но его перенесли на 2021 год. За неимением лучшего варианта я решил ознакомиться с экранизацией 1984 года от самого Дэвида Линча. Посмотрим, что из себя представляет фильм спустя 37 лет после выхода.
Император Шаддам IV решает избавиться от набирающего силу Дома Атрейдесов и изобретает коварный план. Он назначает Дом и его главу Герцога Лето Атрейдеса управляющим планетой-пустыней Арракис, на которой добывают ценнейший ресурс Пряность. Атрейдесы должны заменить зажравшихся представителей Дома Харконненов, но Харконнены вместе с самим Императором готовят военный переворот, во время которого все представители Дома Атрейдесов должны погибнуть.
Однако юный сын Герцога Лето - Пол - вместе со своей матерью Леди Джессикой спасаются и присоединяются к коренному населению Арракиса - фрименам. Пол Атрейдес, попав на планету Арракис, под воздействием Пряности активно развивает экстрасенсорные способности, превращающие его в сверхчеловека и лидера фрименов.
Сколько бы не был увлекательным сюжет книги, вместить его в двухчасовой фильм крайне сложно. И здесь можно смело утверждать, что у сценаристов ничего не получилось. Фильм представляет из себя сплошное недоразумение, щеголяющее полным отсутствием осведомлённости о структуре, стиле и чувстве ритма. Все сцены, имеющиеся в фильме представляют собой странное и бессмысленное нагромождение мизансцен и диалогов, подкрепляемое выдающимися в плохом смысле спецэффектами. Перед нами далёкое будущее, а все поголовно выглядят как сборище фриков на тематической вечеринке в подворотне.
Всё происходящее имеет больший смысл, если предварительно ознакомится с книжным оригиналом, но даже это не спасает. Я неоднократно ловил себя на мысли, что я в принципе понимаю что происходит на экране, и старательно пытался объяснить супруге демонстрируемые события, но в глубине души я завис в позе фейспалма и страдал от постоянных нестыковок. То, что авторам фильма не удалось адекватно обрезать историю или хотя бы сделать попытку логически связать сцены между собой - большой и жирный минус в их копилку.
Фильм перегружен персонажами, которые появляются из ниоткуда, произносят пару фраз и исчезают, а потом неожиданно возникают из небытия; взаимоотношениями, смысл которых остаётся где-то за гранью разума; событиями, возникающими на пустом месте и не имеющими под собою логического фундамента. Фактически весь фильм и фильмом-то назвать сложно. Это скорее неудобоваримая последовательность сцен из книги, разыгранная на уровне детского спектакля, которая даёт настолько поверхностное представление об оригинальном произведении, что даже диву даёшься. Это весёлый актёрский капустник, где актёры разрядились в экстравагантные наряды и изображают из себя повелителей вселенной с серьёзной миной на лице. Это алогичный сон, в котором ты перемещаешься от сцены к сцене, минуя смысловые связки.
Режиссёр Дэвид Линч выпустил этот фильм в 1984 году, за шесть лет до "Твин Пикса", но в нём нет ни намёка на ту тонкость и шарм, которым может похвастаться оригинальный сериал. Здесь почти каждое режиссёрское решение словно принято броском монетки. Фильм начинается с пятиминутной лекции со слайдами (!) об устройстве мира, в которой пытаются дать вводную этому футуристическому миру, но это никак не получается. Костюмы в большинстве своём смехотворны, а уж спецэффекты даже со скидкой на давность лет вызывают слёзы. Во вселенной "Дюны" есть энергетические щиты, которые в фильме выглядят как мутные параллелепипеды, за которыми и героев-то не видно - от сражения двух героев со включёнными щитами в такой ситуации глаза могут начать кровоточить. Я заметил что один и тот же кадр с подлетающим к поверхности звездолётом (слишком гордое название для той невнятной конструкции, что плыла по экрану) был использован в фильме три раза! Барон Харконнен настолько явно летает на троссах, что даже странно, зачем их замазали. Ну а на главное украшение всей франшизы - гигантских червей - без слёз не взглянешь. Тряпичные носки, лениво управляемые неумелыми руками, вызывают смех, но никак не трепет.
Кайл МакЛоклен, сыгравший Пола Атрейдес, чуть ли не единственный, кто старается хоть что-то изобразить, и иногда на его лице мелькает радость от участия в этом балагане. Оно и понятно - МакЛоклен большой фанат романа и регулярно его перечитывает, так что для него воплотить любимый образ на экране было делом чести. Даже немного обидно за его старания.
Патрик Стюарт в роли Гурни Халлека лишь пару раз мелькает на экране, и за это время ты не успеваешь не то что узнать персонажа, но даже просто понять кто он и зачем! Все сцены с Суфиром Хаватом, котого сыграл Фредди Джонс я задавался вопросом - почему "ментатов" сделали такими отвратительными? Почему обязательно нужны эти взъерошенные волосы и гноения на лице? Плата за статус человека-компьютера? Хотелось бы тогда более подробных объяснений, но их нет и не будет. А вот Фейда Рауту неожиданно сыграл певец Стинг. Он объективно выделяется по всем параметрам во всём террариуме Харконненов. То что это Стинг я узнал только в титрах, так как его музыкальная карьера прошла мимо меня, так что благоговейного трепета по поводу его персоны я не испытываю.
Весь фильм выглядит как одна большая ошибка. Актёры в глупых костюмах бормочат бессвязные диалоги, а логика и связь между сценами порой отсутствует как класс. Словно кто-то настроил декораций, запустил туда актёров, а толкового сценария так и не было написано. Все участники этого действия притворялись до последнего без особой веры и надежды в проект.
Экранизация "Дюны" 1984 года выглядит как студенческий проект, который сбился с верного курса в самом начале своего пути. Покорёженный и порезанный сценарий, слабая актёрская игра и смехотворные спецэффекты делают из фильма яркий пример того, как не надо делать фильмы.
Что ещё почитать:
Фантастика про становление избранного на пустынной планете с червями К списку всех рецензий Роман про аутичного гроссмейстера Сериал про женщин-убийц Мелодрама про влюблённых вампиров Джима Джармуша Результаты Geo-челленджа Итоги 2020 года Аниме про свинью-пилота Второй сезон сериала про супергероев с комплексами Первая игра на PS5, демонстрирующая возможности нового геймпада Триквел бади-экшена про копов из Майами Пошаговая стратегия про бульдозер с людьми в пост-апокалиптической пустыне Сериал про элитного воина и маленького зелёного гоблина в далёкой галактике Третья часть трилогии про семью Корлеоне Слэшер про киберниндзя с высокочастотной катаной Вторая часть трилогии про семью Корлеоне Первая часть трилогии про семью Корлеоне Платформер про рыжего бандикута Экшен про однорукого синоби Ромком про "день сурка" на свадебном курорте Анимационный сериал про пришельцев в человеческом обществе Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.