Трилогию "Крестный отец" Фрэнсиса Форда Копполы я хотел осилить уже давно, так что когда появился шанс, я решил им воспользоваться. Первым по счёту, понятное дело, идёт первый фильм 1972 года выпуска. На текущий момент ему 48 лет - посмотрим, как он смотрится спустя почти полвека после выхода.
Младший сын дона Корлеоне Майкл возвращается в родной дом после Второй мировой войны, чтобы с головой погрязнуть в войне мафиозных кланов. Но сначала он знакомит своего отца Вито Корлеоне со своей избранницей Кей на свадьбе сестры Конни.
Накануне Рождества наркобарон Соллоццо просит Вито Корлеоне сделать инвестиции в его наркобизнес и обеспечить защиту через политические связи. Вито отказывается от предложения, после чего пять семей начинают открытую войну.
Сам по себе "Крёстный отец" это не столько персонаж истории, сколько почётная позиция, которая уготована молодому и амбициозному сыну Майклу, который понимает ответственность этой должности, но поначалу категорически отказывается впутываться в "семейный бизнес". Роль Крёстного отца заключается в пребывании в стороне от основных событий и служении этаким консультантом для нового поколения, чтобы привести семью к легальному бизнесу.
Ключевым аспектом повествования становится процесс передачи власти от персонажа Марлона Брандо к герою Аль Пачино. По сути в фильме происходит плавная смена главного героя. На вскидку подобное происходило в "Психо" Хичкока - там тоже главного героя неожиданно меняли посреди фильма. И самое приятное, что подобный подход работает и вызывает неподдельное чувство восхищения. Немалую долю в это ощущение добавляют и сами актёры. Что Брандо, что Пачино настолько искренне и убедительно играют, что иногда создаётся ощущение просмотра документалки, а не художественного фильма.
Фрэнсис Форд Коппола снял фильм по роману Марио Пьюзо, который был практически разорён, когда подписывал контракт на публикацию оригинального романа. Любопытно, что на момент приобретения прав на экранизацию, роман ещё не был опубликован, так что в распоряжении студии был всего лишь 20-страничный план романа. Тем не менее, и роман и фильм стали крайне успешными.
Сюжет преподносится как маленькая камерная история, отрезанная от внешнего мира. Здесь почти нет упоминаний о внешних событиях или политической обстановке. Тут небольшой частный клуб для избранных, где все знают друг друга в лицо и в курсе всех действий каждого из них. Это даже не история мафии, но история мафиозной семьи, где слово "семья" на первом месте. Именно поэтому приближение кровавой войны банд ощущается настолько личным - ведь зритель буквально присутствовал на семейном собрании за кухонным столом, где собравшиеся обсуждают план действий.
Интересный момент можно заметить в визуальном стиле фильма. В ранних сценах присутствует лёгкий налёт красно-коричневого фильтра, который местами пересвечивает изображение и служит дополнительным элементом, подчёркивающим послевоенную эпоху.
Фильм снят со скрупулёзным тщанием и вниманием к каждой детали. История ни разу не опускается до крупных мазков, но постоянно следит за каждым действием каждого из героев. Да, такой подход выливается в громадный хронометраж на три часа с обстоятельными диалогами, но оно того стоит. Прекрасная музыка, культовые сцены и фразы до сих пор служат образчиком выверенного произведения о мафии.
На Марлоне Брандо и Аль Пачино, собственно весь фильм и держится. Если Дон Вито Корлеоне это вековая мудрость и железобетонная непоколебимость, до Майклу Корлеоне ещё только предстоит овладеть всеми премудростями контроля в мафиозной семье. Из странного можно только обратить внимание, что капа, которую Брандо надевал почти полностью лишала подвижности его нижнюю половину лица. С другой стороны, подобный подход создавал более убедительный образ титульного "Крёстного отца". Майкл Корлеоне - хоть постепенно и расправляет крылья, но у Аль Пачино не совсем получилось передать всю драму, которая на него взваливается. При всех прочих заслугах, Пачино слишком одинаков в начале и конце фильма в вопросах мимики.
Сколько бы не снималось фильмов про мафию, "Крёстный отец" всё равно будет выглядеть непревзойдённым идеалом. Он показывает жизнь профессионального мафиози и демонстрирует, что не вся она устлана розами на фоне полуденного солнца. Чаще всего это тесные комнаты, заполненные мрачными личностями, где решаются человеческие судьбы. Именно таким выглядит фильм даже спустя десятилетия после выхода, чьи мрачные цвета далеки от романтизирования гангстерской романтики и в сухом остатке нам остаются лишь последствия сомнительной лояльности, смертельно опасные обиды и непрекращающаяся вендетта, выглядывающая из каждого угла.
Даже спустя 48 лет после выхода фильм отлично смотрится, несмотря на трёхчасовой хронометраж и обилие персонажей. Выверенная стилистика, размеренное действие и отличная актёрская игра, подкрепляемая отличной музыкой - всё это работает на 100% при условии грамотно подобранного настроения. Вполне возможно, что так и надо.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Платформер про рыжего бандикута Экшен про однорукого синоби Ромком про "день сурка" на свадебном курорте Анимационный сериал про пришельцев в человеческом обществе Пятая часть приключенческого квеста про американца и француженку Седьмой сезон комедийного процедурала про бруклинских копов Драмеди про дауна и краболова на плоту Аниме про принца заражённой рукой и девочку, выращенную волками Игра про игру престолов по мотивам "Игры Престолов" Культовое аниме про разборки магов, проклятия и футуристическую избушку на ножках Второй сезон анимационного сериала про принцессу-алкоголичку Бади-экшен про копов-орков и волшебную палочку Комедийный интерактивный сериал про поиски сокровищ на планете Пандора Разговорная итальянская драма про исполнение желаний Драма про освистанного героя Трагикомедия про обслуживающий персонал Симулятор стрессовых ситуаций Игровые новинки октября 2020 Криминальная драма с Джонни Деппом под слоем грима Игра про мстительную лесбиянку и людей-грибов Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.