Разработчик: Zeboyd Games
Платформа: PC
Дата выхода: июнь 2013
Время прохождения: 16 часов
Я оттягивал прохождение этой игры до последнего. Она была последней в моей 12-часовой категории и мне так не хотелось в неё играть, что мелькала даже мысль забить на неё окончательно. Однако я был уверен, что ощущение незавершенности меня доконает, да и в глубине души хотелось выяснить, чем же дело закончилось у главных героев, которые уничтожили мир и провалились в небытие. Взяв волю в кулак я отправился в это 12-часовое приключение, которое неожиданно растянулось на 16 часов - мне не привыкать ошибаться в категориях, так что ничего страшного. Что же из себя представляет финальный эпизод игры с длинным названием "Penny Arcade's On the Rain-Slick Precipice of Darkness 4"?
После событий
третьего эпизода мир уничтожен, однако не до конца. Причастные к уничтожению мира оказались выброшены в пространство вне времени и жизни, находящееся не где-нибудь, а под Адом. Этакое ПодАдье (Underhell). Кроме того, знакомые нам герои оказались разбросаны по ПодАдью - Тайхо пропал совсем, Мойра находит Джима (который в этом пространстве обретает желеобразное тело и голос) и они образуют "команду 1", а Гейб вынужден объединиться с антагонистом прошлой части - доктором Бладом и они образуют "команду 2". К счастью вскоре расклад становится предельно ясным - главные герои уничтожили всех древних богов и это привело к уничтожению мира. У Тайхо был план - он заключил свою племянницу в кристалл и спрятал её в разрыве пространства. Когда мир погибнет, его племянница создаст его заново, и он будет наполнен добротой, как и сама племянница. Но мир уничтожился не до конца, потому что на "уровне" ПодАдья остался один последний древний бог. Собственно, его уничтожению и будет посвящена игра - чтобы до него добраться, нужно разрушить столпы, на которых держится Ад.
Надо отдать авторам должное - придумать такую забористую чушь не каждому под силу. На финальный рывок приключений пришлись довольно забавные моменты - тут и общение с жителями деревни, потерянной во времени и пространстве, и разговоры с бывшим врагом, который оказывается "не то, чтобы очень плохим парнем", и диалог с гигантским летающим китом, который выдаёт одну из лучших шуток за всю игру ("-Как уничтожите столпы, найдите меня. Я буду выглядеть как гигантский кит. Прямо как сейчас!"), и регулярные перемены лагерей (враги становятся друзьями, друзья становятся врагами), и крайне экстравагантные локации, наполненные клонами одного персонажа из разных измерений, и многое, многое другое. То есть если собрать все ощущения от игры в кучку, то кучка-то окажется со знаком плюс. Никуда не делись игры со словами в названиях врагов (особенно порадовал зоопарк гибридов: Обезьгвин как смесь Обезьяны и Пингвина и прочие создания), оружия и окружения. Но впечатление от всего этого балагана уже не то - игре не хватает новых ощущений, свежих эмоций. Четвёртый эпизод - это именно что эпизод той же самой игры, а не развитие заложенных идей и это расстраивает больше всего.
Кроме того, показалось, что качество диалогов как таковых слегка скатилось. Мало того, что некоторые вещи повторяются по нескольку раз (у нас теперь две команды, и каждой команде по отдельности объясняют цели, задачи и принцип взаимодействия с монстрами, о котором ниже), так ещё и сами герои прибавили в глупости и неадекватности. Гейб, например, и раньше не мог похвастаться улавливанием сарказма и подтекста, а тут уж совсем тупить начал. Зато, обресший голос череп Джим теперь забавляет многосложными противоречивыми объяснениями, которые действительно могут посмешить.
А вот что расстраивает сильнее всего, так это не изменившаяся ни на йоту геймплейная формула. Бодрой командой мы ходим по глобальной карте, перемещаясь между зонами. Каждая зона - отдельная локация, наполненная бесполезными NPC и монстрами. У неигровых персонажей минимум интерактива, поэтому иногда с ними даже говорить не имеет смысла. Есть три вездесущих торговца, знакомых по предыдущему эпизоду, у которых можно приобрести новое оружие, экипировку и апгрейды (Апгроиды, как их тут называют) для расходников. А с монстрами получилось забавно. Из-за того, что мы оказались в параллельном мире, наши персонажи не могут нанести урон здешним монстрам. Чтобы их атаковать, требуется использовать прокси - собственных "карманных монстров", в количестве до четырёх штук. Получается этакая вариация на тему Покемонов - мы ходим со своим ростером монстриков и натравливаем их на вражеских монстров. Наши монстрики отличаются набором пассивных и активных навыков, и каждому из них можно назначить "хозяина", от которого они получают дополнительную ветку навыков. Зарабатывая опыт в боях, прокачиваются и хозяева, и монстры. Вроде вариативность на лицо. Добавьте сюда факт, что у нас две команды, шарящихся в разных уголках ПодАдья, и можете смело умножать эту вариативность на два.
Однако тут всплывает другая проблема. Команды-то две, и у каждой - свой набор навыков и свой набор "покемонов", а игра насильно переключается между командами каждые пару часов. В результате - ты только успеешь привыкнуть к одному набору умений и монстров, как надо переключаться на других. Только ближе к финалу две команды объединяются и объединяют ростеры "покемонов" в один большой список, из которого мы можем выставить на поле только четырёх бойцов. Игра совершенно не подталкивает к тому, чтобы пользоваться всем этим обширным списком "покемонов". Достаточно просто один раз определиться с выигрышной тактикой (регулярное лечение, массовые атаки и временные баффы) и менять что-либо не захочется до самых финальных титров.
Ещё одним раздражающим элементом становится общая неопределённость. Игра крайне неинформативна, когда речь заходит о навыках, экипировке и боевой системе. Все боевые навыки описываются размытыми фразами "слабая атака", "средняя атака" и т.п., а здоровье монстров измеряется в конкретных числах. Какая атака сколько отнимет здоровья определяется пост-фактум, что разрушает на корню любую попытку выстраивания адекватной тактики. Повезёт, если в описании предмета будет указано, сколько очков брони\атаки добавляет. А когда единственное, что написано про предмет это "вы и под дулом пистолета не захотите это носить", любая игра с экипировкой превращается в сплошной чёрный ящик. Ты просто никогда не знаешь что делает тот или иной предмет, зачем он тебе нужен, и нужен ли вообще. А если даже ты его напялишь, реального результат его действия можно попросту не заметить!
Схема управления по сравнению с предыдущим эпизодом не изменилась от слова вообще, как, впрочем, и весь интерфейс. Мне всё ещё было удобнее рулить героями с помощью геймпада, нежели с клавиатуры. Элементарная математика доказывает, что перемещением героя по двум осям проще управлять одним стиком, нежели четырьмя клавишами.
Как и третий эпизод, четвёртый эпизод решён в двухмерном пиксель-арте со стилистикой ранних Final Fantasy и Pokemon. Кстати, субъективно, размер локаций неожиданно вырос - побочным продуктом такого решения стали более долгие блуждания по местным лабиринтам, а значит и затянутая длительность. Под конец игры нам вообще вручают транспорт, позволяющий заново посетить уже исследованные локации, однако делать это к этому моменту совершенно не хочется.
"Penny Arcade's On the Rain-Slick Precipice of Darkness 4" сложно назвать объективно плохой игрой - она может быть вариативной, комплексной, смешной и очаровывающей. Однако по сумме впечатлений она всё равно не радует. Она затянутая, однообразная и местами откровенно скучная. Даже несколько сюжетных поворотов, подготовленных авторами, совершенно не впечатляют, так что к развязке ты думаешь "ну наконец-то", а не "ах неужели?".
Что ещё почитать:
Рецензия на предыдущий эпизод этой игры К списку всех рецензий Роман про аутичного гроссмейстера Сериал про женщин-убийц Мелодрама про влюблённых вампиров Джима Джармуша Результаты Geo-челленджа Итоги 2020 года Аниме про свинью-пилота Второй сезон сериала про супергероев с комплексами Первая игра на PS5, демонстрирующая возможности нового геймпада Триквел бади-экшена про копов из Майами Пошаговая стратегия про бульдозер с людьми в пост-апокалиптической пустыне Фантастика про становление избранного на пустынной планете с червями Сериал про элитного воина и маленького зелёного гоблина в далёкой галактике Третья часть трилогии про семью Корлеоне Слэшер про киберниндзя с высокочастотной катаной Вторая часть трилогии про семью Корлеоне Первая часть трилогии про семью Корлеоне Платформер про рыжего бандикута Экшен про однорукого синоби Ромком про "день сурка" на свадебном курорте Анимационный сериал про пришельцев в человеческом обществе Пятая часть приключенческого квеста про американца и француженку Здесь можно
подписаться и
добавиться в друзья.