Новый фильм Кристофера Нолана я порывался посмотреть довольно давно. Картине крайне не повезло с датой релиза - из-за вспышки короновируса все кинотеатры прикрыли, а Нолан принципиально хотел, чтобы его фильм смотрели на большом экране. В конечном счёте фильм всё же вышел августе-сентябре 2020 года, но я на него так и не пошёл. Я дождался цифрового релиза, и не расстроился.
Во время концерта в Киеве группа неизвестных спецназевцев врывается в здание, чтобы добыть особое устройство у одного из слушателей. Разобрать где свои, где чужие невозможно, но, тем не менее, "нашего" протагониста захватывают враги и чуть позже начинают пытать, однако ему удаётся прокусить капсулу с цианидом. Однако он выживает, и его рекрутируют в особое сверх-секретное подразделение, которое пытается разобраться с технологией, способной переписать человеческую историю.
Главный герой отправляется в спец-убежище, где его знакомят с концепцией инвертированных объектов. Когда мы взаимодействуем с чем-то, объект движется во времени вместе с нами - стреляем из пистолета, пуля вылетает. Но инвертированные объекты движутся в противоположном направлении - герой осваивает технику ловли пули, возвращающейся в дуло пистолета. Некий русский олигарх нашёл связь с будущим и теперь ему из будущего присылают инвертированные предметы. Нужно всего-то его остановить!
Сюжет чётко разделяется на две составляющие, которые должны дополнять друг друга, но на деле они ощущаются как две параллельные дороги в одном направлении. С одной стороны у нас общая концепция инвертированных объектов из будущего, которые засылают в настоящее, а также массивные агрегаты, способные инвертировать человека, а с другой предельно шаблонная и скучная шпионская игра в двойных и тройных агентов с обманами и многоходовками. При этом именно во второй стороне обитают абсолютно картонные персонажи, которым и переживать-то не хочется, а уж тем более проявлять симпатию. Впрочем, надо сказать, что Нолан и не собирался делать персонажей человечными, реалистичными или просто живыми. Для него все задействованные актёры - не более чем декорация, где разыгрывается куда более ловкая игра для более значимого в нолановских глазах актёра, которого очень легко не заметить, ведь злодействует он в той самой первой стороне, о которой я упомянул. Актёр этот - время, а точнее два временных потока, которые в рамках фильма движутся друг навстречу другу, а всё что происходит в условных "перекрёстках" создаёт невероятно зрелищные экшен сцены, от которых захватывает дух, потому что выглядят они эффектно и изобретательно. Нолан всегда любил заигрывать со временем, а теперь снял его в главной роли - именно поэтому "Довод" выглядит как типичный нолановский фильм, но при этом смотрится не в пример хуже.
Другая проблема "Довода" это маниакальное желание объяснить происходящее. Почти два часа из 150-минутного фильма персонажи проводят в разговорах, раскрывающих что происходит, почему это происходит, и что будет происходить дальше. Нолан придумал увлекательную концепцию, но он тратит слишком много времени, чтобы объяснить как и почему всё работает именно так, а не иначе. Я не скажу, что представленная концепция сложная. Даже наоборот - она проста как две копейки под табуреткой, но непрекращающиеся разговоры о ней лишь запутывают и выматывают. Сцена сменяется сценой, а персонажи продолжают гундеть о том, что происходит вокруг них. Вполне возможно, что оставь Нолан объяснение концепции на откуп зрителю, а сам бы больше внимания уделил безымянному антагонисту, его напарнику, плохому русскому олигарху и его страдающей жене с её непутёвым ребёнком, было бы только лучше. Визуальный ряд достаточно выразителен и эффектен, чтобы залипнуть на происходящее, но вместо этого нам словно показывают YouTube ролик с эффектным анализом учебника физики. Инверсия сама по себе достаточно зрелищная фишка, которую проще увидеть, прочувствовать и ощутить, а не утомительно выслушивать сухую теорию раз за разом.
В "Доводе" мгновенно распознаётся почерк Кристофера Нолана, как ни в каком другом его фильме. Это модная современная фантастика с дорогими декорациями, минимумом компьютерной графики, упором на визуальное совершенство и техническое исполнение, а также заигрыванием со временем. Для поклонников Нолана это должен быть настоящий праздник, в котором сошлись динамичный монтаж наподобие "Дюнкерка", повествование с обилием шпионских штапов как в "Начале \ Inception", а также куча людей, разговаривающих через маску, словно Бэйн из "Возвышения Тёмного Рыцаря". Другое дело, что в этот раз почерк Нолана дал сбой там, где раньше всё было хорошо.
По странному стечению обстоятельств, Нолан решил визуализировать учебник физики с напрягающей лекцией сомнительной убедительности, вместо того чтобы рассказать интересную историю с эмоциональными персонажами, которым хочется сочувствовать. Складывается ощущение, что работать с актёрами Нолану просто не интересно - у него есть видение того, как время играет в объективе его IMAX-камеры, а остальное - вынужденная необходимость. Шаблонный сюжет про спасение мира, которой не заметил грядущей угрозы, не создаёт степень опасности, как в "Дюнкерке"; многослойность визуальных и логических конструкций не столь замысловата, как в "Начале"; персонажи даже на треть не проработаны, как в "Интерстелларе". Яркий пример нолановского подхода - сын Кэт, который выглядит настолько недоработанным и лишним, что инвертированная пуля на сравнении кажется драматичным персонажем!
И только техническая часть фильма более чем заслуживает похвалы. От постановки кадра, эффетно выхватывающего многочисленные детали; от динамики монтажа, в котором съедаются детали сюжета, но чётко передаётся синхронность событий; от дизайна звука, где инвертированные моменты сопровождаются инвертированным же звуком; - от всего веет убедительностью в верности решений, свойственной режиссёрскому гению Нолана. Фильм становится квинтэссенцией его стиля и манеры подачи, а избранные моменты врезаются в память яркими и стильными картинками.
Протагонист, которого сыграл Джон Дэвид Вашингтон настолько блеклый, что даже отсутствие имени кажется именно недоработкой, а не художественным решением. Джон, как и все остальные персонажи, ходит с абсолютно непробиваемым и унылым лицом. Впрочем, в экшен-сценах выглядит пободрее.
Роберт Паттинсон, сыгравший таинственного агента Нила, тоже не хватает звёзд с неба и больше отрабатывает обязательную программу сайд-кика, который много знает, но редко делится информацией.
Кеннет Брана сыграл русского олигарха Андрея Сатора, и в нём авторы, кажется, собрали все стереотипы о "плохих русских". Без слёз на не него смотреть просто невозможно. Да и русский из него как из козы виноград.
Элизабет Дебики, сыгравшая его жену Кэт, тут больше для мебели - тощей такой, невыразительной мебели. Как и остальные участники местного цирка с циферблатами, она ходит со скучно выпяченными глазами без какой-то надежды на глубину проработки персонажа.
Ещё до релиза Нолан упорно требовал пустить фильм именно в кинотеатрах. Мне кажется дело в том, что он хотел, чтобы зритель был в полной мере окружён тем концептом, который он придумал. "Довод" должен быть бесшовным опытом без пауз и с выкрученными на максимум динамиками. Любой другой способ просмотра разрушает хрупкий механизм потокового экшена и все его недостатки становятся более очевидными. Хороший ли это фильм? Определённо нет, но зато он хорошо снят, а будет ли этого достаточно - зависит только от зрителя.
"Довод" это крайне противоречивый фильм. С одной стороны в нём примитивный шаблонный сюжет и картонные персонажи, а с другой в нём гениальная постановка и стильная ключевая идея, которая интересно смотрится. В результате всё время ловишь себя на мыслях, балансирующих между "ну и чушь" и "а что же будет дальше" - и так до самых финальных титров. Всё-таки от Нолана ожидаешь чего-то большего - видимо не в этот раз.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Второй сезон сериала про умного ЦРУ-шника Корейская драма про месть и последствия Экшен-платформер про героического ломбакса Британский детективный мини-сериал про алфавитного убийцу Трагикомедия про поиск пары в утопичном мире Игра про Киану Ривза в твоей голове Второй сезон сериал про семейку супергероев Фантастика про становление избранного на пустынной планете с червями и
её экранизация Четвёртая часть игры про спасение мира и уничтожение древних богов Роман про аутичного гроссмейстера Сериал про женщин-убийц Мелодрама про влюблённых вампиров Джима Джармуша Результаты Geo-челленджа Итоги 2020 года Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.