После "
Человека-паука: Вдали от дома" Марвел всё никак не могли войти в ритм и раз за разом откладывали релиз в кинотеатрах нового фильма, который должен был стать сольником для Чёрной Вдовы - шпионки Наташи Романофф, которая сопровождала "Мстителей" с самого начала. Летом этого года Disney решился наконец выпустить женский комикс-боевик, но он стал слегка не тем, чего от него ждали.
Девочка Наташа и её младшая сестра Йелена живут с родителями Алексеем и Мелиной где-то в Огайо. Издалека они выглядят нормальной обычной семьёй, однако на самом деле "мама" и "папа" - русские шпионы на задании, а девочки - заготовки для будущего подразделения супер-солдат под названием "Вдовы". После эффектного побега из страны, вся "семья" разбегается, а Наташа становится титульной "Чёрной вдовой" - натренированной шпионкой, которая присоединилась к отряду супергероев "Мстители". В её прошлом глубоко погребены воспоминания об изнурительных тренировках и взрывного выхода из программы "Вдов", когда Наташа убила главу организации Дрейкова и уничтожила их штаб под названием Красная комната. Или не убила?
События переносятся во временной период сразу после фильма "
Первый Мститель: Противостояние", когда часть супергероев оказалась в немилости у правительства. Скрываясь в глуши, Наташа получает посылку от сестры Йелены - в ней ампулы с химикатом-антидотом, способным превратить натренированных и "загипнотизированных" на выполнение задач Вдов в обычных людей - с чувствами и эмоциями. Выжив в стычке с существом по кличке Таскмастер, Наташа отправляется в убежище в Будапеште, чтобы встретиться со своей сестрой. Она и не подозревает, что её ждёт воссоединение не только с сестрой, но ещё и названным отцом Алексеем, известным как "русский ответ Капитану Америка" - Красным Гвардейцем, и матерью Мелиной, которая стояла за всей программой подготовки агентов-вдов.
Сюжет фильма едет по знакомым рельсам, но с поправкой на знакомство с героями. Если Наташу Романофф зритель знает, то все остальные персонажи служат картонными одноразовыми декорациями. Проблема подхода заключается в том, что авторы поставили себя в рамки определённой временной линии, в которой удивлять уже не получится. Тут нет неожиданных смертей или воскрешений, как и нет ключевых для киновселенной персонажей, потому что тогда пришлось бы объяснять, где они все были раньше. Фильм словно спин-офф масштабного сериала, который пытается рассказать новую историю старыми словами, но со связанными руками и ртом. В этом он похож на дилогию про Дэдпула, который, вроде как маячит где-то рядом с Людьми-Икс, но напрямую всё равно не пересекается. Вот и получается, что в качестве злодея - плохой русский из прошлого, который выжил и сделал из своей дочери мимикрирующую неморгающую машину для убийства.
Кроме того этот фильм совершенно не похож на классический ориджин персонажа - слишком уж много уже известно про Наташу Романофф, и слишком мало можно рассказать ещё. Картина превращается скорее в прощание с персонажем и эффектной передачей эстафетной палочки свежей крови - Йелене Беловой, которая, наверняка займёт освободившееся место в четвёртой фазе киновселенной Марвел.
Сольник Чёрной вдовы ощущается странным образом - вроде бы все элементы марвеловского кино на месте, но восторга всё равно не вызывают. По сути фильм представляет собой солянку из банального кинокомикса, замешанную на шпионских боевиках типа "Миссия: Невыполнима", циклах о Джеймсе Бонде, Джейсоне Борне и сериале "
Американцы". Здесь есть много отсылок к предыдущим фильмам, авторы дают зрителям толику новой информации, но в глобальном плане меняется мало что. Виной тому общая атмосфера промежуточности. Точно также, как было с "Капитаном Марвел", фильм нацелен на заполнение нескольких сюжетных дыр и восстановление хронологической справедливости. В то время как Железный человек, Тор, Халк и Капитан Америка успели получить свои сольники до выхода первых "Мстителей", развившиеся в полноценные сольные трилогии, Наташа Романофф прозябала на задворках общих фильмов и даже добралась до финала своей карьеры в "
Мстителях: Финал". Картина не в состоянии полностью заполнить этот пробел, но авторы пытаются по крайней мере дать чуть больше информации о всей идее натренированных шпионок-девушек-убийц.
Лучшее, что есть в фильме, это отголоски старой эпохи шпионских фильмов. Что-то подобное наблюдалось в сиквеле "Капитан Америка: Зимний солдат" с приятным визуальным стилем эпохи и запоминающимися элементами шпионских боевиков. Конечно, многое из этого уже было в других фильмах, но собранное под одной крышей, оно не смотрится разрозненными элементами. Даже наоборот - наблюдать за происходящим весело и забавно. Сюжетные ходы не вызывают удивления, но по крайней мере не выглядят пятым колесом. Двойная жизнь семьи с детьми на вражеской территории взята прямиком из "Американцев", прыжки с канатами с вертолёта и человеческие маски - из "Миссия: Невыполнима", плотные драки в тесных пространствах заставляют вспоминать "Борна", ну а обилие оригинальных гаджетов и пафосные монологи злодеев с раскрытием всех планов - чистой воды похождения Джеймса Бонда. Режиссёр Кейт Шортланд не стала изобретать велосипед, но зато сделала исключительно женский боевик по диснеевско-марвеловским лекалам. Толпа сильных и независимых женщин, побеждающих плохих и властных мужчин, выглядит предсказуемо, но весело.
Впрочем, не стоит забывать про традиционный марвеловский юмор, который по традиции разряжает повествование строго по расписанию. Проблема в нём только в том, что весь он строится на постоянном повторении одних и тех же приёмов. Да, мы поняли, что Красный Гвардеец - копия Капитана Америки, да, мы поняли, что у жилета много полезных карманов, да, мы поняли, что вдовы не виноваты в содеянном - их обучили и заставили. Из действительно забавного можно выделить разве что стёб над пафосными позами при приземлении - самоирония никогда никому не вредила.
Скарлетт Йоханссон в роли Наташи Романофф откровенно устала от роли - она, словно Хью Джекман из "
Логана", наполняет своего персонажа бесконечной тоской и вымотанностью. Хотя следить за ней всё равно на редкость приятно. Дочка Милы Йовович Эвер Андерсон сыграла молодую Наташу в категории "не похожа" вообще. Благо, что экранного времени у детского периода совсем немного, так что не придётся долго мучиться.
Флоренс Пью, сыгравшая Йелену Белову, на удивление радует. Она, конечно, выглядит слегка плотновато для роли эффективной девушки-убийцы, но удачные ракурсы и монтаж делают своё дело. Всё время казалось, что она - этакий плюшевый медвежонок, которого запихали в утягивающий корсет и заставили скакать по головам. В мирных же эпизодах у неё даже получается играть девушку с тяжёлым прошлым. Кроме того у неё лучший русский из всех.
Дэвид Харбор в роли Алексея и Красного Гвардейца получился на редкость карикатурным и комичным. Авторы пытались добавить персонажу трагичности, но Харбор регулярно переигрывает и срывается, из-за чего его персонажу веришь меньше всего. Рэйчел Вайс, сыгравшая Мелину, впадает в другую крайность - холодный взгляд и минимум эмоций оставляет много вопросов в раскрытии персонажа.
Фильм я смотрел в оригинале, чтобы не сильно страдать от яростной клюквы, которая раскинулась широким цветом по всему сюжету. Кроме того, моменты общения героев на русском языке формируют определённое настроение и попытку вызвать определённые эмоции, которые теряются в дубляже. Конечно, от всех криво-сказанных реплик вянут уши, но по крайней мере формируется понимание, где герои действительно говорят что-то эмоционально важное.
"Чёрная вдова" стал совершенно беззубым и необязательным фильмов во вселенной Marvel. Как сольник Наташи Романофф он почти полностью сливает её происхождение, зато создаёт нового персонажа - Йелену Белову, которая, очевидно, должна занять "пост Чёрной Вдовы". Обилие клюквы и штампов не сильно портят впечатление, но кривой русский главных героев раздражает постоянно.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Сиквел про приключения супергероини с хлыстом в 80-х Экшен про приключения пилота и титана Артхаусный фильм про жизнь актёра Двухмерный симулятор королевства с непрямым контролем Второй сезон анталогии 3D-короткометражек Хэви-металл приключение от Тима Шейфера Аниме версия Русалочки от Хаяо Миядзаки Кооперативная головоломка про агента и хакера Вольный пересказ "Одиссеи" Гомера от братьев Коэн Чёрная комедия братьев Коэнов про похищение жены в северном городке Спортивная комедия про баскетбол с Майклом Джорданом и Баггсом Банни Выживастик про девочку в затопленной Америке Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.