Этот фильм уже давно висел у меня в списке на просмотр, и я всё никак не решался его посмотреть. То желания не было, то настроения, но, наконец звёзды сошлись в корректный рисунок, побудивший меня запустить этот фильм. Посмотрим, что же он из себя представляет.
Человек просыпается и начинает ходить по комнате со стенами с изображением леса. Посреди пустой стены он обнаруживает замочную скважину, в которую он вставляет ключ, оказавшийся у него вместо пальца.
Вскоре перед нами предстаёт мистер Оскар, который собирается на работу, садясь в ожидающий его лимузин. Женщина-водитель лимузина сообщает ему о количестве сегодняшних встреч, и они отправляются на первую. Пока они едут, мистер Оскар использует обширный арсенал косметики, грима и гардероба, находящегося тут же в лимузине, для перевоплощения в бездомную старушку.
Оказывается, это и была первая встреча - постоять на площади в образе бездомной старушки, тряся кружкой перед носом у проходящих мимо людей. Последующие встречи выглядят ничуть не страннее, поэтому морально лучше подготовиться ко всему.
Сюжет фильма - это сложносочинённая композиция отдельных эпизодов, между которыми красной нитью движется лимузин с женщиной-водителем Селин, которая отвечает за то, чтобы мистер Оскар везде успел и был сыт. Это словно сериал-альманах, где один и те же актёр играет разные роли, примеряя бутафорские носы и изменяя манеру движения. Каждая "встреча" - это очередное открытие, которое становится комплексным театром одного актёра, вскрывающего всё новые и новые вопросы у зрителя. И самое забавное тут то, что ответов зритель так и не получит - каждый эпизод так и останется отдельно взятым эпизодом без логичного объяснения, что это было и зачем.
Однако постепенно всплывает осознание происходящего, что весь фильм - это ода киноискусству в целом и актёрской работе в частности. Весь день главный герой растворяется в чужих жизнях, примеряя на себя разные роли, в которых он должен пропасть, раствориться, исчезнуть. Каждая его ипостась представляет собой разные аспекты эмоциональной вовлеченности, где с каждым разом всё меньше и меньше самого мистера Оскара, и всё больше теряющего лицо существа, который и жив, и мёртв, и стар, и молод, и богач, и бедняк, и певец, и безумец. Он всё и ничего одновременно, и это в какой-то степени пугает. Взять ту же сцену, где главный герой надевает костюм motion capture и отыгрывает несколько кардинально-противоположных сцен. В финальном продукте нет ничего человеческого, сплошная 3D-графика. Не это ли будущее кинематографа?
Камера неотступно следит за мистером Оскаром и всегда находится достаточно близко к нему, чтобы не упустить малейших деталей. Подобный подход позволил сформировать высокий уровень вовлеченности зрителя в процесс - словно мы находимся тут же, рядом и внимательно следим, чтобы мистер Оскар не сфальшивил в деле отыгрыша эмоций.
Однако отсутствие подробных объяснений играет с фильмом злую шутку - его просто очень тяжело смотреть. Обилие вопросов всплывает словно айсберги из пучин, и они один за другим заслоняют казавшийся солнечным и простым путь. Режиссёр Леос Каракс ведёт свою лодку среди всплывающих препятствия и аккуратно огибает неудобные вопросы. Зритель же сидит в полном недоумении и непонимании - когда же нам сообщат хоть что-то ценное. Но нет - финалом истории оказывается съезд говорящих автомобилей.
В определённый момент времени может даже возникнуть мысль о религиозной составляющей концепции. Якобы главный герой находится в некоем месте, которое существует на границе миров и заставляет переживать свои и чужие грехи и проступки снова и снова. Аналогичная идея была неплохо реализована во втором сезоне "Проповедника", однако уже после титров ты окончательно разубеждаешься в этой версии и всё крепче осознаёшь стройность версии о жизни актёра.
Дени Лавану, сыгравшему главную роль повезло воплотить на экране целый десяток характеров, каждый из которых может похвастаться уникальными особенностями и неповторимым впечатлением. Уже ради только этого стоит посмотреть фильм. Каждый сыгранный им характер достаточно мимолётен, чтобы останавливаться на них подробно, но при этом все они достаточно отличаются друг от друга, чтобы каждый раз удивлять зрителя.
Эдит Скоб в роли водителя лимузина Селин по большей части оказывается фоном для бенефиса Дени Лавана, но ближе к финалу всё же начинает проявлять черты человечности. Чуть меньше чем у неё хронометража у второго плана, из которого можно выделить разве что Еву Мендес в образе флегматичной фотомодели Кай М, которую главный герой похищает со съёмок на кладбище, утаскивает в пещеру для странного перформанса.
Помимо прочего фильм становится калейдоскопом киножанров, собирая под одним названием и мелодраму, и ужасы, и напряжённый детектив, и мюзикл, и семейную комедию положений. Главный герой движется вперёд, игнорируя любые условности и рамки - в этом мире нет ограничений на возможности самовыражения. Есть только придирчивый зритель, который решает, стоит ли тратить время на очередной задумчивый арт-хаусный проект.
"Корпорация Святые моторы" сложно назвать банальным фильмом. Он выходит за рамки жанров и концепций. Он представляет из себя альманах эмоционального перформанса на тему киноискусства. У него нет стройного сюжета, зато есть идея, которую режиссёру захотелось визуализировать и подарить миру. Если такой подход не пугает, фильм точно стоит посмотреть.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Двухмерный симулятор королевства с непрямым контролем Второй сезон анталогии 3D-короткометражек Хэви-металл приключение от Тима Шейфера Аниме версия Русалочки от Хаяо Миядзаки Кооперативная головоломка про агента и хакера Вольный пересказ "Одиссеи" Гомера от братьев Коэн Чёрная комедия братьев Коэнов про похищение жены в северном городке Спортивная комедия про баскетбол с Майклом Джорданом и Баггсом Банни Выживастик про девочку в затопленной Америке Книжная дилогия про холистического детектива Сериал про противостояние детектива на пенсии и маньяка на мерседесе Псевдобиографическая сатирическая рождественская сказка про изобретателя хула-хупа Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.