"Холистическое детективное агентство Дирка Джентли". Дуглас Адамс

Aug 04, 2021 07:00



С тех пор, как я посмотрел сериал про холистического детектива, меня не покидала мысль ознакомиться с книжным первоисточником, поэтому, раздобыв бумажный вариант книги и покончив с малым собранием сочинениний Набокова, я переключился на эту детективную юмористическую дилогию. Посмотрим, что же она из себя представляет и как сильно отличается от недавнего сериала.


Холистическое детективное агентство Дирка Джентли
Программист Ричард МакДафф вместе со своим старым наставником профессором Урбаном Хронотисом участвует в званом ужине при университете Святого Седда. Одним из гвоздей вечера становится фокус, продемонстрированный профессором, когда он заставляет солонку исчезнуть, а потом извлекает её из древнего керамического сосуда, который случайно принесла на вечер дочка одного из гостей.
Тем временем, путешествующий по далёкой планете на лошади Электрический Монах, который из-за системной ошибки верит во всё подряд, обнаруживает дверь (в которую искренне верил) и, пройдя через неё, оказывается на Земле.
Вернувшийся со званого ужина в свою квартиру профессор Хронотис в компании Ричарда, находит в ванной лошадь, а на следующее утро Ричард отправляется к своему бывшему студенту Свладу Чьерли, который нынче называет себя Дирком Джентли и держит Холистическое Детективное агентство, чтобы разыскивать пропавших кошек. Дирк сообщает Ричарду, что его подозревают в убийстве его босса, и предлагает ему помочь разобраться со всеми странностями, что происходят вокруг.

Сюжет первой книги представляет из себя на редкость банальный детектив, со сложносочинённой завязкой и неожиданными обстоятельствами, которые всплывают по ходу повествования, но начинённый отборной фантастикой, мистикой и юмором. При чём все фантастически и мистические элементы раскрываются постепенно, а юмористическая составляющая бьёт читателя по голове с первых же страниц. В отличии от книги "Автостопом по галактике" здесь гораздо меньше сюрреализма и абстрактного юмора. Все события можно даже назвать приземлёнными и уютными, несмотря на то, что в конечном счёте тут оказываются замешаны пришельцы, привидения и машина времени. Персонажи скорее отрабатывают функционал, нежели пытаются сформировать объёмное изображение правдоподобной личности. Титульный главный герой Дирк Джентли появляется в повествовании не сразу, но мгновенно привлекает к себе внимание своей манерой речи и комплексными монологами. Остальные участники истории вызывают ощущение связующих звеньев, через которые объясняются любые озвученные в книге странности. Дуглас Адамс написал на удивление изобретательный роман, который очень легко читается и неплохо воспринимается. После "Лолиты" я его практически проглотил и потребовал добавки, которой оказался сиквел с не менее интригующим названием. Тем не менее чего-то сверхвыдающегося в нём нет. Это добротная фантастика с хорошей комедийной составляющей, позволяющей расслабиться и отвлечься от трудовых будней.

Долгое безумное чаепитие души
Владелец студии звукозаписи мистер Энсти нанимает Дирка Джентли, чтобы тот разобрался с контрактом, подписанным на крови. Он утверждает, что за ним охотится высокий зеленоглазый демон с косой и Дирк Джентли верит ему неукоснительно, покуда получает деньги за свои услуги. Энсти просит Дирка явиться к нему домой ранним утром, однако Дирк опаздывает на на каких-то семь часов, и, прибыв к нему домой, находит обезглавленное тело своего клиента и шокирующие новости о взорвавшейся стойке регистрации в аэропорту. Узнав, что за той стойкой работала его бывшая секретарша, Дирк Джентли решает разобраться с происходящей чертовщиной.

C первой книгой сиквел связан только лишь главным героем - в остальном это абсолютно самостоятельная история, даже с совершенно иным настроением и идеологией. Достаточно сказать, что в этой книге Дуглас Адамс подался в стёб над скандинавской мифологией. Интересный момент, что книга вышла в 1988 году, задолго до каких-нибудь "Американских богов" Нила Геймана или фильмов Marvel, где в полной мере популяризировалась идея богов, живущих среди людей. Хотя, с другой стороны, комиксный Тор публикуется с 1962 года, так что вероятность того, что Адамс почерпнул часть идей для своей книги из комиксов, крайне велика.
Сама по себе рассказанная история ощущается чуть более взрослой, нежели первый роман. Здесь можно разглядеть и критику бюрократии, и сложные отношения отцов и детей, и вариацию сделок с дьяволом, как вид персонального ада. Не понравилось, что некоторые моменты, мозолившие глаза полкниги, в конце объясняются примитивными превращениями (вендинговый автомат и орёл, например). Тем не менее юмористическая составляющая всё ещё на месте и местами отлично оживляет повествование.

Удивительным образом книжная дилогия и два сезона сериала 2016-2017 годов выпуска отличаются целиком и полностью. Это два самостоятельных произведения, которые делят разве что имя главного героя. Книжный Дирк Джентли толст, неуклюж, неопрятен и носит мешковатый плащ. Сериальный Дирк - худой, подтянутый и в стильной жёлтой куртке. Оба варианта разговаривают на высоких скоростях и гнут собеседника подобно проволоке, но сериальный вариант мне нравится больше. Сюжет книг и сериала - это совершенно разные истории, у которых практически нет точек соприкосновения (разве что и в первой книге и в первом сезоне сериала есть путешествия во времени), но это никак нельзя считать недостатком. Книги и сериал предлагают абсолютно разные истории, но действуют схожими методами - абсурд, неожиданность и холистика. Вне зависимости от истории, всё оказывается связано. У меня на обложке изображен именно сериальный вариант Дирка Джентли, рядом с которым стоит персонаж Элайджа Вуда из сериала, однако в книге нет ни Тода Броцмана, ни стройного Дирка Джентли в жёлтой куртке, так что обложка тут разве что для привлечения внимание сериальной аудитории.

Существует ещё третья книга "Лосось сомнений", которую сам Дуглас Адамс не дописал, но недописанные черновики вместе с пачкой эссе, статей, рассказов и историй всё-таки можно найти в продаже. Я не очень люблю незаконченные вещи, поэтому к подобному сборнику вряд ли притронусь.

Дилогия "Холистическое детективное агентство Дирка Джентли" радует забавным детективным сюжетом, необычными персонажами и отличным юмором абсурда, в котором сочетаются бытовые банальности, мистика и фантастика. Ничего многогранного и сложного здесь нет, но в качестве увлекательного чтива на вечер книга подходит на все сто процентов.

Ещё немного Дугласа Адамса
"Холистическое детективное агентство Дирка Джентли" (Dirk Gently's Holistic Detective Agency) 2016 Первый сезон
"Холистическое детективное агентство Дирка Джентли" (Dirk Gently's Holistic Detective Agency) 2017 Второй сезон
Трилогия в пяти частях "Автостопом по галактике"
Экранизация путеводителя

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Сериал про противостояние детектива на пенсии и маньяка на мерседесе
Псевдобиографическая сатирическая рождественская сказка про изобретателя хула-хупа
Платформер про принятие смерти
Роман Набокова о преподавателе с сексуальной девиацией
Двухчасовой эпизод встречи "Друзей" 17 лет спустя
Психологическая драма про творческий кризис
Платформер про уличного художника и ожившие картины на стенах
Кровавый экшен скроллер про предвыборную гонку
Мультфильм про странноватую семью и восстание роботов
Головоломка про рекурсию и отношения двух художников
Сиквел комедийного боевика про правила выживания в зомби-апокалипсисе
Хардкорный платформер про учёного на враждебной планете
Ролевая игра про поиск лекарства на волшебном острове
Драма про суд над зачинщиками чикагского протеста 1968 года
Комедия братьев Коэнов про похищение младенца

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья.

books, review, обзор, Дуглас Адамс, рецензия, Дирк Джентли, книги

Previous post Next post
Up