Разработчик:
Платформа: PS4->PS5
Дата выхода:
Время прохождения: 3 часа
После окончания Greedfall я решил разложить ещё не пройденные в библиотеке PS игры по времени их прохождения и начать с самых коротких. Для Steam-библиотеки такой подход себя оправдал, так что не вижу смысла отказываться от него при освоении бэклога PlayStation.
Первой игрой в созданном списке стал ремейк короткого, но своеобразного платформера про недружелюбную планету.
Учёный Лестер Найт Чайкин приезжает в свою подземную лабораторию на Феррари и проводит эксперимент с ускорителем частиц, пытаясь воспроизвести момент рождения вселенной. По несчастному стечению обстоятельств в момент столкновения разогнанных частиц в лабораторию ударяет молния, провоцирующая непредсказуемую реакцию и взрыв, в результате которого открывается дыра в пространстве и времени, и Лестер вместе с рабочим столом телепортируется на чужую планету посреди глубокого водоёма. Стол тут же идёт ко дну, а Лестер, кое как избежав гибели от злобных червей и животных, попадает в плен к гуманоидной расе. Его сажают в клетку над пропастью вместе с другим пришельцем, откуда ему удаётся совершить побег. Не без помощи нового товарища Лестеру предстоит выбраться из тюремного комплекса и сбежать от недружелюбных пришельцев.
Забавно, что в самой игре нет ни одного диалога или титра, объясняющего происходящее, поэтому освоение мира игры происходит путём проб и ошибок. Сам по себе сюжет максимально простой и даже примитивный - герой оказывается в чужом мире, в котором ему даже поговорить не с кем, а даже если и было бы с кем - его никто не поймёт, и пытается выжить. Самое интересное, что даже при таких минимальных данных игра умудряется создавать любопытные ситуации - враждебная экосистема и устройства непонятного предназначения осваиваются эмпирическим путём. Остаётся только догадываться об иерархическом устройстве здешнего общества, его законов и порядков - здесь никогда нельзя быть уверенным в том, что произойдёт через 10 минут! Вот это чувство неизвестности и подталкивает продвигаться дальше, словно ты находишься в чёрной комнате без единого источника освещения.
Понятное дело, что подобный подход в современном мире неприемлем от слова совсем. Современным игрокам необходимо указание, цель и мотивация - ничего этого Another World предложить не сможет. Ну разве что цель "сбежать отсюда" пульсирует где-то в глубине сознания. Однако для большинства "сбежать отсюда" будет означать закрыть игру и забыть о её существовании.
Если же позволить себе потратить какое-то время на исследование, можно обнаружить крайне самобытную игру, которая работает на грани традиционных для современности интерактивных фильмах с QTE механиками и жёсткого платформера в духе оригинального Prince of Persia.
Большую часть времени игроку предлагается перемещаться по сложной архитектуре уровней, преодолевать препятствия и решать головоломки в стиле "пойми, что тебе здесь надо сделать". В большинстве случаев требуется всего лишь продвинуться вперёд, однако, чтобы это сделать, потребуется понять, как это осуществить.
Главный герой сбегает из тюремного комплекса, а значит на его пути постоянно будут возникать охранники и охранные системы, которых нужно уничтожить или отключить соответственно. При этом не всегда прямой путь будет самым коротким, поэтому игра поощряет исследование окружающего пространства и эксперименты.
С упомянутым Prince of Persia игру роднит ещё и модель анимации - создатель игры Эрик Чахи сначала заснял себя на видео, воспроизведя все необходимые движения, а потом посредством ротоскопии перенёс в игру. Игра очень живо реагирует на управление, поэтому в зависимости от длительности нажатия усиливается эффект. Чтобы сделать один аккуратный шажок, кнопку надо нажать максимально быстро и кратко, а чтобы бежать вперёд, нужно держать кнопку направления и бега.
Главный герой обладают инерцией, поэтому резко остановиться не получится - зато можно разогнаться и перепрыгнуть большой участок, который не осилить прыжком с места. Чаще всего именно эта особенность генерирует сложность - приноровиться к данному подходу нелегко, но это не значит, что невозможно.
Довольно быстро главный герой получает в руки оружие, которое не только стреляет, но ещё способно пробивать препятствия и генерировать защитный щит. То, как оно функционирует - отдельная песня, которую неожиданно интересно осваивать самостоятельно.
Во времена своего оригинального релиза Another World поражала плавностью анимаций в катсценах, потому что Шахи использовал векторную анимацию, которая занимала меньше места на носителях и была более оптимизирована для работы с памятью компьютера или консоли. Сейчас игру сложно назвать красивой или впечатляющей, но тем не менее оценить то, чем восхищались 30 лет назад всё-таки можно.
Например, крайне показателен момент полного отсутствия интерфейса - ни тебе полоски жизни (герой мрёт от одного выстрела), ни журнала квестов, ни компаса со следующей "точкой интереса" и, тем более, карты - мы одни в незнакомом мире и вся информация считывается в буквальном смысле на месте. Даже сейчас так немногие делают - полоска здоровья на скафандре Айзека Кларка из Dead Space или счётчик патронов прямо на оружии - а 30 лет назад это вообще было удивительно.
Оригинальная игра выходила на компьютерах Amiga и Atari ST в ноябре 1991 года, а её переиздание по случаю 20-летия было анонсировано в 2011, а поступило в продажу лишь в 2013. В переиздании увеличили разрешение и сделали грани объектов более плавными, и подкорректировали цветовую гамму. Плюс, если очень хочется, можно переключится в ретро-режим, но делать это имеет смысл только в приступе ностальгии, которого у меня не было. При удачном стечении обстоятельств игру можно пройти за 30-40 минут, но по факту они у меня затянулись на 3 часа прохождения с количеством смертей, которые не поддаются исчислению. Смерть в Another World - явление ещё более обыденное нежели в какой-нибудь Dark Souls, но именно через него происходит накопление опыта самим игроком. Это часть игрового процесса, позволяющая понять как и что делать, чтобы продвигаться дальше.
Another World это достаточно устаревшая по всем параметрам игра, однако с ней стоит ознакомиться хотя бы в качестве музейного экспоната, который демонстрирует какой путь проделали видеоигры за последние 30 лет.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Ролевая игра про поиск лекарства на волшебном острове Драма про суд над зачинщиками чикагского протеста 1968 года Комедия братьев Коэнов про похищение младенца Киберпанк FMV-квест про частного детектива с амнезией Мини-сериал про белую девочку из чёрной семьи и расследование дела о Чёрном Георгине Ирландская сказка про волкоходов Боевик про спасение мальчика из осаждённого города Два сезона сериала про наёмного убийцу, ставшего актёром Кооперативный симулятор кухни Мультфильм про судьбоносный день джазового музыканта Новогодняя комедия про орущих друг на друга друзей Слэшер про ведьмочку в костюме из волос Мини-сериал про студента и его адвоката Роман про заключённого в ожидании дня казни Здесь можно
подписаться и
добавиться в друзья.