Рецензия на игру "Bayonetta" (2009)

Mar 30, 2021 07:00



Разработчик: Platinum Games
Платформа: PC
Дата выхода: октябрь 2009 (PC - апрель 2017)
Время прохождения: 19 часов

Продолжая разгребать бэклог Steam, я добрался до 15-часовой категории. Разобравшись с Life is Strange я встал перед обширным выбором - всё таки в этой категории у меня больше полутора десятка наименований, так что выбор следующего претендента на прохождение - задача нетривиальная. После относительно размеренного повествования интерактивного кино хотелось чего-то более динамичного. Слэшер про ведьмочку в обтягивающем костюме подходил как ничто другое. Поэтому я и решил взяться за него.


Двадцать лет назад ведьма Байонетта была пробуждена из саркофага, покоившегося на дне озера. Она ничего не помнит, кроме пары вещей - что она относится к клану Тёмных Ведьм (Umbra Witches), которые сражаются с ангелами, и что красный камень в талисмане у неё на груди - это "Левый Глаз" - один из двух могущественных артефактов, составляющих Глаза Мира.
В настоящее время её информатор Энзо сообщает ведьме Байонетте о другом артефакте - "Правом Глазе", который располагается где-то в европейском городке Вигрид. Заручившись поддержкой торговца Родина, обитающего в баре "Врата Ада", Байонетта отправляется в Вигрид, где сталкивается с обилием ангелов, которые решает истребить, ведьмой-блондинкой Жанной, которая что-то знает про прошлое Байонетты, заносчивым репортёром Лукой, который винит Байонетту в смерти своего отца, и маленькой девочкой Церезой, которая называет Байонетту мамой.

Сюжет, по сути представляет собой банальную историю про пробуждение древних богов, чтобы создать новый "лучший мир", которым главный злодей будет править как вздумается. Другое дело, что в знакомую формулу вмешиваются амнезия главной героини и игры со временными перемещениями, которые происходят строго по сюжету и не оказывают влияние на общую временную структуру. Следить за сюжетом оказывается скучновато, поэтому авторы берут постановкой. Персонажи нехотя делятся деталями происходящего и иногда адекватных объяснений приходится ждать крайне долго. Диалоги так и вовсе сводятся к унылым панч-лайнам, от которых уши вянут уже с первых же минут.
Но вся сюжетная банальщина с торицей искупается зашкаливающей сексуализацией главной героини. Вот уж где авторы не постеснялись объективизировать персонажа по полной программе - с грацией стриптизёрши Байонетта вышагивает среди ангелов, изгибаясь и загибаясь в сложносочиненные кренделя, чтобы пристрелить врагов поэффектнее. Мало того, что у неё в каждой руке по пистолету, так ещё парочка присобачена к ногам в качестве каблуков! Как она из них стреляет - вопрос десятый, но ответов на него как минимум два: 1) Она-ж-Ведьма! 2) Стреляет хорошо и метко!


Если вам известна серия Devil May Cry, то в Bayonetta вы почувствуете себя как дома. Миссионная структура с заглядыванием в магазин в перерывах, длинный список комбо, который можно практиковать в отдельном режиме, поддающиеся апгрейду полоски здоровья и магии, несколько видов оружия с механиками ближнего и дальнего боя, подуровни с испытаниями на специфических условиях - всё это выглядит и ощущается невероятно знакомым и понятным. Из нового можно выделить разве что пришитую белыми нитками систему крафтинга и чрезмерное увлечение QTE.
В округе уровней разбросаны "ресурсы" трёх видов, из которых в отдельном меню можно скрафтить себе восстанавливающий здоровье леденец - и это не метафора. Ведьмочка поглощает миниатюрные конфетки на палочке с производительностью паровоза - только успевай закидывать в топку. Вот только набрать конфеток под завязку не получится - Байонетта может таскать с собой максимум три маленьких леденца и один большой каждого вида. С такими ограничениями не разгуляешься, а когда игра начинает откровенно показывать зубы и зло скалиться, приходится особенно тяжело. Вот тут-то и должна прийти на помощь система крафта - когда все леденцы кончились, а сражение в полном разгаре и шансы на победу тают вместе со здоровьем и терпением, можно объединить вместе несколько элементов, чтобы получить лишний леденец и продлить агонию.
Помимо обширного комбо листа в списке возможностей Ведьмы есть особая уличная магия - из потустороннего мира она может призывать изощрённые орудия пыток и казни - гильотина, железная дева, испанский осёл и многое другое может появиться в некоторые моменты, чтобы с особой жестокостью расправиться с врагом. Кроме того определённые комбо удары запускают другу "особую" магию, завязанную на волосы главной героини. Дело в том, что волосы у Байонетты волшебные, и способны принимать любую форму. 80% времени они заменяют ей одежду - весь её латексный обтягивающий комбинезон ничто иное как её собственные волосы! Во время же яростных сражений с огромными ангельскими созданиями, волосы покидают Ведьмочку и сквозь портал в параллельный мир обретают облик ворона, змеи, паука, гигантских рук и другой неведомой жути, чтобы нанести колоссальный урон по противнику. Выглядит одновременно жутковато и интересно.
Есть ещё лёгкие заигрывания со временем - на некоторых уровнях есть магические песочные часы, применив которые, героиня перематывает время назад. Плюс некоторые головоломки завязаны на способность Witch Time, благодаря которой Байонетта замораживает время вокруг себя, если удалось увернуться от вражеской атаки.


Большую часть времени управление не вызывает проблем. Игра консольная и играть на неё на клавиатуре как-то даже мысли не вызывает, так что с геймпада она управляется более чем достойно. Однако есть момент, который характерен для ПК версии игры. На поздних миссиях возникают игровые ситуации, где от первого лица надо стрелять по возникающим со всех сторон врагам. В этих эпизодах управление по оси Y оказывается инвертированным и никакими настройками это не изменить! То есть, ты наклоняешь левый стик вниз, а прицел предательски ползёт наверх. Право-Лево при этом почему-то не перепутаны. Я почему-то уверен, что на консолях такого безобразия нет, но проверять это я не собираюсь.


Игра 2009 года по определению не способна поразить воображение графической составляющей, однако разработчики постарались на славу. Разнообразные локации удивляют масштабом, расстраивают относительной пустотой окружения, но всё это искупается детализацией главной героини - на изгибы её тела и детальную анимацию потратили уйму времени и сил и это видно невооруженным взглядом.

Между прочим, Metal Gear Revengeance сделан на том же движке четырьмя годами позднее и выглядит он лишь чуточку лучше, но только за счёт того, что движок там перелопатили для других целей - в частности для возможности кромсания предметов на 100500 кусочков.

Ещё один минус ПК версии это вертикальная синхронизация, которая ломает динамику кат-сцен. В кат-сценах игра очень часто и быстро переключает ракурсы, а вертикальная синхронизация сильно замедляет этот процесс, и в результате всё выглядит как невнятное слайд-шоу в котором теряется ощущение интенсивности действия. Вертикальную синхронизацию можно выключить и кат-сцены будут смотреться на той скорости, что и задуманы, однако во время игры придётся наблюдать лёгкое расслоение картинки, на которое можно не обращать внимания.

В игре очень много внимания уделяется музыке - сами уровни состоят не из эпапов, а из куплетов, по ходу игры героиня собирает пластинки, за которые Родин добывает для Байонетты новое оружие. В игре масса музыкальных треков, но ни один из них не запоминается и не откладывается в памяти. Разве что танец из титров выглядит и звучит любопытно.

image Click to view



Сама игра оставляет исключительно положительные впечатления. Яркая главная героиня, незамысловатый, но масштабный сюжет, и зубодробительный игровой процесс в лучших традициях японских слэшеров, а точнее в лучших традициях DMC (да, тут можно выпнуть врага в воздух и расстрелять из пистолетов). ПК версию портит несколько досадных неудобств, которые по большому счёту можно перетерпеть, но лучше всё же знакомиться с игрой, играя на какой-нибудь консоли. В идеале, это, конечно, должна быть Nintendo Switch, потому что потом можно поиграть в её захваленный сиквел.
Для меня же знакомство с Bayonetta так и остановится на единичном прохождении ПК версии - больше времени ей уделить просто не могу.

"Bayonetta" вызывает крайне позитивные впечатления, но пара моментов их портит. Это явный клон DMC, но с женским протагонистом, причём как в плане безумного сюжета, так и в постановке и геймплее. ПК версию портят небольшие проблемы с управлением, но в остальном всё выглядит на удивление хорошо для игры 12-летней давности.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Мини-сериал про студента и его адвоката
Роман про заключённого в ожидании дня казни
Культовый фильм про Чувака и боулинг
Лирическая европейская комедия про учителей и алкогольный эксперимент
Байопик про шахматный матч Бобби Фишера и Бориса Спасского
Стэлс-экшен про лысого убийцу со штрихкодом на затылке
Сериал про сиротку-шахматистку с вредными привычками
Драма про любовь безумного шахматиста
Интерактивный триллер про девочку с фотоаппаратом и перемотку времени
Боевик про инверсию и временные потоки
Второй сезон сериала про умного ЦРУ-шника
Корейская драма про месть и последствия
Экшен-платформер про героического ломбакса
Британский детективный мини-сериал про алфавитного убийцу
Трагикомедия про поиск пары в утопичном мире
Игра про Киану Ривза в твоей голове
Второй сезон сериал про семейку супергероев

Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.

review, bayonetta, игры, рецензия, games

Previous post Next post
Up