После просмотра "
Большого Лебовски" я решил устроить себе небольшой марафон по творчеству братьев Коэнов. Начал я с фильма, который во времена моего детства странным образом приковывал моё внимание - про неудачливого преступника, его жену-полицейского и похищенного младенца.
Простоватый преступник Хай только и умеет, что грабить продуктовые магазины, но ему стабильно не везёт. Его ловят, отправляют в тюрьму, откуда он выходит за примерное поведение, обещая исправиться, но при первой же возможности снова грабит магазин и снова попадает в тюрьму. Так продолжается до тех пор, пока он не знакомится с девушкой-полицейской Эд и после очередного освобождения он решает жениться на ней. Пожив вместе некоторое время, наблюдая за закатами перед небольшим трейлером где-то в пустыне, они решают завести детей, однако судьба подготовила для них печальный сюрприз - Эд бесплодна. Но там где закрывается одна дверь, в другом месте открывается пять других. У владельца сети мебельных гипермаркетов Натана Аризоны рождается сразу пять младенцев. Эд убеждает Хая, что если они похитят одного из пятерняшек, у семейства Аризоны не убудет.
Хай похищает малыша, но на этом история только начинается, потому что из тюрьмы сбегают приятели Хая с целью предложить ему новое крупное дело, а где-то по дороге несётся мрачный и бородатый всадник апокалипсиса, преследующий похитителя младенца.
Сюжет фильма развивается на редкость динамично и смешивает в равных пропорциях комедию, мелодраму, фарс и абсурд. Он изобилует неожиданными поворотами и крайне необычными персонажами, каждый из которых - это отдельная вселенная. Повествование зиждется на двух основных столпах - экстравагантных диалогах, в которых персонажи произносят достаточно банальные вещи, но с такой экспрессией и подтекстом, что невозможно не смеяться; и закадровом голосе главного героя, который детально комментирует происходящее и поясняет некоторые моменты. Интересный момент с закадровым голосом заключается в том, что он резко контрастирует с прямой речью главного героя - в диалогах с окружающими он редко способен выдавать сложно-сочиненные предложения с библейскими мотивами и отсылками к поп-культуре. Именно этот контраст создаёт дополнительный уровень юмора в фильме.
Братья Коэны взяли в качестве завязки крайне драматичную и местами даже мрачную историю, однако её подача превращает происходящее в комедию чистой воды. Кроме того, операторская работа в картине приближает историю к натуральному комиксу - необычные ракурсы, резкие наезды и переворот линии горизонта способствуют этому ощущению. По визуальным ощущениям фильм ближе к анимационному сериалу Looney Tunes, нежели к полноценному кино-проекту. Кроме того, Коэны под толстым слоем юмора прячут на редкость трогательную историю искренней любви, ради которой герои идут на преступление, и неожиданно глубокую историю раскаяния, в которой мрачные мысли о печальном будущем материализуются в форме живого существа, с которым главному герою в прямом смысле придётся сразиться не на жизнь, а на смерть, чтобы осознать всю тяжесть своего положения.
Что меня всегда завораживало в фильме, так это его концовка. В далёком детстве она вызывала у меня непреодолимое чувство комфорта и позитива, хотя на самом деле после всего произошедшего ничего хорошего-то в ней нет. Супруги вернули младенца родителям, но сами оказались на грани развода практически без шанса на счастливое будущее; беглые преступники разгуливают где-то на свободе, а перспективы, что всё будет хорошо стремятся к нулю. Однако главному герою снится сон, в котором он видит счастливую состарившуюся пару, реализовавших простую и понятную американскую мечту - большой дом, в который приезжают дети и дети их детей, чтобы насладиться обществом престарелых родителей.
"Может быть это была Юта?" - та фраза, которая выводит финальные философские рассуждения за грань материального мира. Это чистая и выверенная трансляция позитива, утверждающая что может быть не здесь и не сейчас, но всё точно будет хорошо. После такого остаётся только ещё раз улыбнуться и раствориться в забавном мотивчике под переливы банджо с насвистыванием.
Николас Кейдж, сыгравший главного героя Херберта Эйча Макдоннахью (сокращённо H.I. - Хай), играет настолько самозабвенно, что полностью растворяется в роли раздолбая с безумной причёской. Хотя дело тут в другом - Кейдж не столько играет, сколько существует в этом образе.
Холли Хантер в роли Эд, наоборот, невероятно естественна и эксцентрична. Сильнее всего завораживают её частые смены настроения, которые выглядят до ужаса правдоподобно и оправдано.
Крайне радует второй план с участием Джона Гудмана - его внутреннее безумие граничит с напускной интеллигентностью, а количество шуток на квадратный сантиметр сцен с его участием увеличивается в геометрической прогрессии. Кроме того, сцена местного ограбления банка просто прекрасна.
Кроме того, с удивлением разглядел в многодетной мамаше Дот, которая приезжает с мужем Гленом к Хаю и Эду, никто иная как Фрэнсис МакДорманд - молодая и бойкая, как никогда.
Пересматривая этот фильм, я размышлял на тему, что же так могло привлечь меня десятилетнего в этом фильме, что я его пересматривал раз за разом. Он мне казался очень смешным и весёлым - в нём было всё просто и понятно. Тогда я даже не улавливал весь драматизм ситуации, а просто наслаждался колоритными персонажами и необычными поворотами сюжета. В этом контексте аналогия с мультфильмами Looney Tunes более чем уместна - "Воспитание Аризоны" был для меня мультфильмом с живыми актёрами наравне с "Кто подставил кролика Роджера".
"Воспитание Аризоны" это отличная комедия из раннего творчества братьев Коэнов, которую я любил пересматривать в далёком детстве, и даже сейчас он смотрится отлично, несмотря на 34-летний возраст фильма. Сюжет всё так же безумен и прекрасен, а юмор и диалоги до сих пор вызывают восторг.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Киберпанк FMV-квест про частного детектива с амнезией Мини-сериал про белую девочку из чёрной семьи и расследование дела о Чёрном Георгине Ирландская сказка про волкоходов Боевик про спасение мальчика из осаждённого города Два сезона сериала про наёмного убийцу, ставшего актёром Кооперативный симулятор кухни Мультфильм про судьбоносный день джазового музыканта Новогодняя комедия про орущих друг на друга друзей Слэшер про ведьмочку в костюме из волос Мини-сериал про студента и его адвоката Роман про заключённого в ожидании дня казни Культовый фильм про Чувака и боулинг Лирическая европейская комедия про учителей и алкогольный эксперимент Байопик про шахматный матч Бобби Фишера и Бориса Спасского Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.