Этот боевик давно висел у меня в списке на просмотр, а я его упорно игнорировал. В конце концов я решил всё-таки ознакомиться с фильмом, который пару раз назвали лучшим экшеном 2020 года. Я не ожидал от фильма ничего сверхъестественного - приличного боевика было бы достаточно. Тем сильнее было моё удивление, но обо всём по порядку.
Индийского школьника Ови Махаджана похищают. Отец Ови сидит в тюрьме и не может выплатить выкуп из-за замороженных счетов. Вместо этого он приказывает своему подчинённому Саджу спасти мальчика самостоятельно. Саджу нанимает группу интернациональных наёмников, среди которых оказывается Тайлер Рейк. Тайлер приезжает в Индию и успешно спасает Ови из лап заложников. Однако следом выясняется, что за спасение Ови никто платить не собирается, а мальчика проще прибить, чем спасти.
Фильм основан на графической новелле, написанной и адаптированной режиссёрами последних масштабных кинокомиксов "
Мстители" братьями Руссо, а главную роль тут исполняет никто иной как Тор в исполнении Криса Хэмсворта. Сюжет содержит ровно полтора поворота, которые даже в кустах не умеют прятаться, а здешние персонажи страдают от излишней плоскости и невыразительности. Сложные эмоции и мотивации остались далеко за рамками комикса, так что ждать чего-то драматичного и психологически обоснованного тут не приходится. Мафиози спокойно наблюдает, как его подручные выкидывают с крыши одного ребёнка за другим, а в качестве жеста лояльности он требует отрезать палец. Мафиози просто злой и точка - никакого развития, никакой подоплёки. Точно также и с другими персонажами, включая главного героя - эмоциональное развитие, сомнения, многогранный характер - это не про них.
Фактически, "Эвакуация", которую в российской локализации обозвали затяжной формулировкой "Тайлер Рейк: Операция по спасению", в которую закинули всё, о чём мог бы задуматься потенциальный зритель "Этткто? -Тайлер Рейк!, Эттпрочё? -Про операцию по спасению!", представляет собой дистиллированную версию комикс-блокбастера, где Бога Грома постригли, отобрали могучий молот и чувство юмора, нарядили в военную форму и отправили воевать за деньги. А с таким звучным именем как Тайлер Рейк только и можно, что раздавать тумаки и насаживать врагов на садовый инструмент. Оставив подростковый возрастной рейтинг в другой франшизе, Хэмсворт не стесняется лить кровищу из массовки, ломать кости и бросаться телами направо и налево. И самое забавное, что это работает! Действие раскручивается по спирали, словно выпущенная на волю пружина - с каждой минутой следить за происходящим становится всё интереснее и интереснее. Изобретательные ракурсы, дубовые в хорошем смысле драки, когда сила удара ощущается сквозь экран, напряжённый экшен, заставляющий вспомнить
Uncharted и трилогию "
Джона Уика". Всё это оказывается замешано в бурный коктейль, от которого получаешь неожиданное искреннее удовлетворение.
Вот чего не ожидаешь от фильма, так это изобретательной постановки с применением такого приёма, как длинный кадр. Если тот же "
1917" был полностью снят на том приёме, то здесь содержится "всего лишь" 12-минутная сцена, наполненная экшеном под завязку, аж через экран выливается. Здесь, конечно, сказывается опыт режиссёра Сэма Харгрейва, который был каскадёром во многих последних фильмах братьев Руссо. Там даже была забавная история, что Сэм на площадке очередных "Мстителей" обмолвился, что хотел бы себя попробовать в режиссёрском кресле, и через пару лет братья Руссо предложили ему снять фильм по своему комиксу.
Я не зря упомянул серию
Uncharted и трилогию "
Джона Уика". С первым фильм роднит манера экшена, который снят в непосредственной близости от главного героя, что усиливает сходство с традиционного для приключенческого экшена ракурса из-за плеча. Экзотический антураж и традиционный культурный контраст (белые храмы в окружении жёлто-грязных трущоб) прилагается. Из "Джона Уика" картина почерпнула манеру пистолетного экшена - это и не удивительно - ведь создатели "Джона Уика" тоже бывшие каскадёры!
Развязка фильма происходит на мосту из оцепленного города, и авторы даже начинают фильм именно с этого момента - окровавленный Рейк тащится по асфальту среди брошенных автомобилей и разгорающихся пожаров. Самым зрелищным моментом неожиданно становится перестрелка снайперов - здесь у авторов удаётся создать напряжение утекающего сквозь пальцы времени, когда каждая секунда на счету, а от успеха до провала буквально один выстрел.
Тайлер Рейк в исполнении Криса Хэмсворта получился настолько клишированным и безликим, что даже слегка обидно. В нём собраны, кажется, все штампы, какие только можно объединить под одной крышей - наёмник без страха и упрёка, с верблюжьим спокойствием в глазах перед лицом любой опасности, у него трагическая судьба, лишившая его инстинкта самосохранения - поэтому-то он и берётся за "невыполнимую миссию" без тени сомнения. Он ищет спасения на дне бутылки в перерывах между заданиями и поддерживает дружбу с сомнительными личностями, готовыми предать его ради денег. Но также он не лишён сентиментальности, которая начинает преобладать, когда его спасательная операция заходит в тупик. И, несмотря на все эти штампы, Крис Хэмсворт умудряется наделить банального наёмника космической харизмой, которую у него не отнять.
Рудракш Джайсвал, сыгравший мальчика Ови Махаджана, делает практически невозможное - он не раздражает. Большую часть времени от служит лишь безвольным движителем сюжета, вокруг которого вращается весь конфликт, и лишь изредка от вставляет свои семь копеек в происходящее, чтобы не быть совсем уж безликой марионеткой.
Финальный кадр фильма вызывает смешанные чувства. Это неуёмное желание создателей построить франшизу скорее раздражает, чем радует. Без того последнего кадра, где на размытом заднем плане вынырнувший из бассейна Ови замечает белого мужчину с комплекцией Хэмсворта, можно было бы и обойтись.
"Тайлер Рейк: Операция по спасению" быстро раскачивается и запускает зрителя в самую гущу событий, чтобы не тратить время на лишние сопли. Бодрый экшен с оправданным высоким возрастным рейтингом соседствует с крайне примитивным сюжетом и картонными персонажами, любой подвох которых виден за километр невооруженным взглядом. Но весь этот примитивизм искупается операторской изобретательностью - особенно в затяжной экшен-сцене, снятой "одним кадром". Здесь шок от происходящего и восхищение пробивают потолок восторга и уходят куда-то высоко за грань горизонта. Именно так он оправдывает свой двухчасовой хронометраж, оставляя на редкость позитивное впечатление.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Два сезона сериала про наёмного убийцу, ставшего актёром Кооперативный симулятор кухни Мультфильм про судьбоносный день джазового музыканта Новогодняя комедия про орущих друг на друга друзей Слэшер про ведьмочку в костюме из волос Мини-сериал про студента и его адвоката Роман про заключённого в ожидании дня казни Культовый фильм про Чувака и боулинг Лирическая европейская комедия про учителей и алкогольный эксперимент Байопик про шахматный матч Бобби Фишера и Бориса Спасского Стэлс-экшен про лысого убийцу со штрихкодом на затылке Сериал про сиротку-шахматистку с вредными привычками Драма про любовь безумного шахматиста Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.