Рецензия на три сезона сериала "Мистер Мерседес" (Mr. Mercedes) 2017-2019

Aug 02, 2021 07:00



Этот сериал давно уже мариновался у меня в бэклоге - ещё бы, ведь он основан на романе Стивена Кинга, в центре повествования находится противостояние маньяка и полицейского, которое не лишено мистической составляющей, и к текущему моменту он полностью закончен - чем не вариант увлекательно провести несколько вечеров? Сразу замечу, что оригинальные книги я не читал, поэтому оценивать буду исключительно сам сериал. Посмотрим, что же из себя представляют все три его сезона.


Первый сезон
Накануне открытия ярмарки вакансий в маленьком городке в Огайо люди выстроились в очередь ещё с ночи. Неизвестный на серебристом мерседесе на полном ходу въезжает в толпу людей - под колёсами погибает полтора десятка ни в чём не повинных людей. Прибывший на место преступления детектив Билл Ходжес клянётся найти злоумышленника, но после нескольких лет безрезультатных поисков окончательно сдаётся и уходит на пенсию.
Спустя два года Билл Ходжес ведёт деградирующий образ жизни, топя своё отчаяние и одиночество в бутылке с алкоголем. Именно в этот момент с ним выходит на связь так и не пойманный Брейди Хартсфилд, который работает в местном магазине электроники и раскатывает на фургончике по городу, продавая детям мороженное. Билл Ходжес принимает вызов скрытного маньяка и начинает частное расследование.


Первый сезон крайне динамично начинается, и отлично держит напряжение в течение всех десяти серий. Сюжетные повороты удивляют, а психологические портреты главных героев постепенно обрастают деталями и объёмом. Авторам удалось наглядно продемонстрировать с одной стороны постепенную трансформацию героя из потерявшегося индивида в полезную для общества единицу, а с другой - убедительно обосновать обилие тараканов в голове каждого персонажа.


Кроме того, в сериале прекрасно воссоздана атмосфера маленького американского городка, который так любит использовать в своих произведениях Стивен Кинг в качестве места действия, и здесь она буквально оживает на глазах. Небольшой социум, в котором почти все друг друга знаю, но ни разу не догадываются, какие секреты скрываются за парадной дверью, живёт размеренной жизнью, поэтому любое громкое событие становится достоянием общественности. На фоне всего этого крайне любопытно наблюдать за игрой в кошки-мышки с обеих сторон противостояния. И Брейди, и Билл являются полноценными катализаторами развития событий и авторы наглядно раскрывают их внутренний и внешний мир, а так же то, как сильно эти две стороны медали контрастируют у каждого из них.
Интересно, что в первом сезоне мистическая составляющая отсутствует как класс. Практически всё объясняется техническими и психологическими ухищрениями, которые без проблем принимаются на веру. На удивление, всё показанное даже не вызывает отторжения - это не уровень "Мистера Робота", где ИТ-аутентичность порой главенствует над увлекательностью, но и до бреда уровня "Пароль Рыба-меч" авторы не скатываются.


Второй сезон
После событий первого сезона Брейди Хартсфилд попадает в кому. Билл Ходжес в течение года посещает его палату в ожидании выздоровления, которое так и не наступает. Вместе с Холли Гибни за прошедший год они открыли коллекторскую контору, так что теперь детективу на пенсии есть чем заняться, правда сам Билл не в восторге выбивать долги у простых и страдающих от своего положения людей. Тем временем нейрохирург Феликс Бабино, ответственный за наблюдение за овощеобразным Брейди, решает протестировать на нём нелегальный китайский препарат для восстановления нейронных связей, добытый благодаря зарубежным связям своей жены. Запертый в собственном сознании Брейди Хартсфилд осознаёт, что способен вселяться в людей и управлять ими, словно марионетками. Пользуясь обретёнными способностями, он пытается поквитаться с Биллом Ходжесом и его друзьями.


Второй сезон резко перескакивает на рельсы мистики и вводит в повествование не только новых персонажей, но и любопытную концепцию запертого разума. Брейди Хартсфилд наблюдает за происходящим вокруг него через экраны мониторов, что стоят у него в подвале. И подвал, и мониторы и все около-компьютерные аспекты становятся визуальной метафорой для лучшего понимания происходящего, и, надо отдать авторам должное, такой способ отлично работает. Герои получают дальнейшее развитие и дополнительную глубину, а второй план отлично набирает вес для дальнейшего развития витиеватой истории. Лишь пара моментов в финале сезона вызывает недоумение и вопросы, но в целом второй сезон отлично держит поднятую планку.


Третий сезон
Бывшая коллега и друг Брейди лесбиянка Лу Линклеттер оказывается на скамье подсудимых за совершённую публичную казнь. Весь город взволнован произошедшим и внимательно следит за процессом. Сама же Лу начинает в буквальном смысле видеть и слышать Брейди, что не слишком хорошо сказывается на её эмоциональном и психическом состоянии.


Тем временем двое грабителей врываются в дом известного местного писателя Джона Ротштейна. Во время ограбления писатель и один из грабителей погибают. Второй грабитель Моррис Беллами уезжает с сумкой денег и пачкой тетрадей с неопубликованными рукописями, но по дороге попадает в аварию и оставляет перевернувшуюся машину в лесу. Там её находит молодой парнишка Питер Соберс и забирает себе сумку с деньгами и рукописями. Смерть писателя Ротштейна слегка отвлекает внимание публики от процесса над Лу Линклеттер, а Билл Ходжес решает поучаствовать в расследовании, потому что сам является давним поклонником книг Ротштейна.

Третий сезон ощущается немного вырванным из контекста. Возможно это связано с отсутствием на экране актёра Гарри Тредэвэя, которое авторы попытались компенсировать эффектными ракурсами и мрачной подачей материала. Кроме того, для третьего сезона ключевой сюжетной линией становится дело про убитого писателя и затянутое судебное разбирательство выглядит как намеренный филлер, а не завершающий этап глобальной сюжетной арки. С другой стороны, рассказывая историю неизданных рукописей, Стивен Кинг вкладывает в уста героев собственные мысли о влиянии литературы (в том числе и своей собственной) на людей, и к тому же, в свойственной ему манере снова размахивает перед носом зрителя глобальным злом, которое живёт в сердцах простых людей. Постепенно из происходящего начинают выделяться две ключевые идеи. Во-первых, миру не нужен маньяк, чтобы себя уничтожить - достаточно позволить мелкому злу вырасти и трансформироваться в полномасштабную угрозу. Во-вторых, семейные ценности важны при любых обстоятельствах и поддержка близких способна творить чудеса на пустом месте. Эти две ключевые идеи и доводят сюжет к финалу, который можно без преувеличения назвать хэппи эндом, который ощущается слегка не к месту.
Кроме того в третьем сезоне авторы выкрутили ручки жестокости и обнаженки, из-за чего некоторые сцены становится смотреть попросту противно. Складывается ощущение, что вместо того, чтобы чуть больше времени потратить на проработку глубины характеров новых персонажей, создатели захотели пустить крови и обнаженных ягодиц в глаза зрителю. Кому-то такой подход может быть и по нраву, а я склонен считать это шагом назад.
Вдобавок, после изобретательных витиеватостей и недосказанностей первого и второго сезона, сценаристы переключились на прямой и бескомпромиссный текст диалогов, в которых разжевывают любой намёк на двусмысленность. Словно опасаясь быть непонятыми, они озвучивают каждый аспект происходящего, из-за чего общее ощущение оказывается скомкано.

Не могу не отметить отличную вступительную заставку первого сезона, которая постепенно трансформируется по мере того, как главный герой Билл Ходжес налаживает свою жизнь. К сожалению, во втором и третьем сезоне подобной изобретательности авторы уже не проявили, и всего лишь сделали базовую заставку с быстро надоедающей музыкой.
Кстати музыка оказывается важным элементом повествования и в каждой серии авторы проявляют себя настоящими аудиофилами, буквально наслаждаясь процессом выбора пластинки на полке и её дальнейшей установкой на крутящийся диск проигрывателя. Сам же выбор музыкальных композиций скорее вгоняет в тоску, нежели бодрит - чуть ли не сплошняком спокойные и размеренные композиции, сбивающие динамику в ноль.

Брендан Глисон, сыгравший детектива Билла Ходжеса, играет и держится на редкость замечательно. Его персонажу переживаешь, сочувствуешь и веришь. Кроме того, массой мелких деталей авторы наполняют героя натуральной человечностью, которая не улетучивается до самых финальных титров последнего сезона.


А вот его антагонист Брейди Хартсфилд в исполнении Гарри Тредэвэя таких чувств уже не вызывает. Да, поначалу кажется, что он - исключительно отрицательный герой, которого тяжелая и нелёгкая жизнь, полная потерь и ненормальных обстоятельств с сексуального характера превратила в того, кем он стал, однако со временем авторы пытаются трансформировать персонажа в нечто большее.


Вот только актёру не удаётся в полной мере раскрыть многогранность задуманного образа, поэтому даже не удивительно, что от его участия полностью отказались в третьем сезоне. Тредэвэю хорошо получилось продемонстрировать почти демоническое бессердечие и хладнокровность, но когда дело доходит до более тонких эмоций, тут он откровенно пасует. На его фоне Брида Вул, сыгравшая его коллегу Лу Линклеттер оказывается более гибким материалом, и именно она способна отыгрывать многогранные перепады настроения на пустом месте. За ней, как минимум, интересно наблюдать.


Джастин Люпе в образе Холли Гибни представляет собой непочатое поле для фантазий, и у неё отлично удаётся сыграть необычную девушку со сложным эмоциональным и психологическим прошлым. По мере развития сюжета её роль на втором плане всё сильнее выпячивается вперёд, а её участие в третьем сезоне так и вовсе можно назвать завораживающим.


Гэбриел Эберт в роли Морриса Беллами, который появился в третьем сезоне, убедительно рисует образ человека, свернувшего с праведного пути без шанса на него вернуться. Вся его жизнь обрамлена глубокими психическими травмами (опять же, с сексуальным подтекстом), но по сравнению с Брейди, его герою даже сочувствовать не хочется.

Кейт Малгрю, сыгравшая Альму Лейн, так и вовсе является злом во плоти, потерявшей любой намёк на сочувствие и шанс на обретение человечности. Её поступки аморальны по любым меркам, а альтернативная трактовка характера даже не предполагается.



"Мистер Мерседес" это редкий пример хорошо-сделанного сериала по произведениям Стивена Кинга, который в полной мере раскрывается за полноценные 30 часов хронометража и рассказывает массу любопытных историй с участием достаточно необычных персонажей. Все три сезона сериала смотрятся на одном дыхании, хотя третий сезон ощущается значительно слабее первых двух. Кроме того, сериал полностью закончен - так что все имеющиеся сюжетные арки получают полноценное развитие и окончание, а значит нет необходимости пребывать в томительном ожидании озвученных историй.

Другие фильмы по произведениям Стивена Кинга
Свежая версия экранизации о воскрешении мёртвых животных
Ужастик про демонического клоуна и его вторая часть
Сериал про прыжки во времени и спасение президента Кеннеди

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Псевдобиографическая сатирическая рождественская сказка про изобретателя хула-хупа
Платформер про принятие смерти
Роман Набокова о преподавателе с сексуальной девиацией
Двухчасовой эпизод встречи "Друзей" 17 лет спустя
Психологическая драма про творческий кризис
Платформер про уличного художника и ожившие картины на стенах
Кровавый экшен скроллер про предвыборную гонку
Мультфильм про странноватую семью и восстание роботов
Головоломка про рекурсию и отношения двух художников
Сиквел комедийного боевика про правила выживания в зомби-апокалипсисе
Хардкорный платформер про учёного на враждебной планете
Ролевая игра про поиск лекарства на волшебном острове
Драма про суд над зачинщиками чикагского протеста 1968 года
Комедия братьев Коэнов про похищение младенца
Киберпанк FMV-квест про частного детектива с амнезией

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

сериал, mr mercedes, обзор, cinema, кино, series, movies, мистер мерседес, tv show, review, рецензия

Previous post Next post
Up