Рецензия на фильм "Оно" (It) 2017

Sep 11, 2017 15:41



Романам Стивена Кинга не везёт с экранизациями, особенно последнее время. Не слишком удачная адаптация "Тёмной башни" и занудная сериальная реинкарнация "Мглы" не вызывали оптимизма, однако новости со съёмочной площадки фильма "Оно" давали небольшую надежду на хороший финал. Фильм, наконец, вышел в прокат и теперь самое время разобраться, что же получилось в итоге.



В небольшом захолустном городке Дэрри, штат Мэн начинают бесследно пропадать дети. Один из пропавших - мальчик Джорджи Дэнбро, решивший в дождь пустить бумажный кораблик в луже. Спустя год после пропажи, его старший брат Билл всё ещё не может оправиться от потери и отчаянно подстрекает своих друзей отправиться с ним на его поиски. Пору летних каникул для школьников омрачает лишь старшеклассник Генри Бауэрз с своей бандой хулиганов, да пугающие видения, среди которых - жуткого вида клоун. Но общая угроза объединяет группу из семерых школьников и их ожидает насыщенное лето, которое они никогда не забудут.


В какой-то степени это классическое произведения Стивена Кинга, в котором фигурируют мелкие городки без многоэтажек и несколько детей, которые сталкиваются как с обычными школьными проблемами, так и с изрядной долей мистики. Сценаристы не стали ломать то, что и так работает и приложили максимум усилий, чтобы бережно перенести произведение на большой экран. Да, это сказалось на хронометраже, но эти два с лишним часа пролетают незаметно, потому что в фильме нет ни одной лишней сцены, а показанные события важны как для раскрытия всех без исключения персонажей, так для детальной проработки основной сюжетной канвы. Действие наполнено деталями, а диалоги написаны под стать возрасту героев. Перед нами школьники, в поведение и речь которых веришь от начала до конца. Излишняя забота родителей или же наплевательское отношение к детям, неполноценные семьи со своими проблемами и психологические конфликты регулярно выставляются на показ и, как кусочки мозаики, занимают своё законное место в портрете детей, сформировавших "Клуб Неудачников".


Оригинальный роман, как и 27-летняя (как символично, кстати) двухсерийная ТВ-адаптация рассказывали историю компании взрослых людей, которые в детстве пережили довольно жуткое приключение. Эпизоды общения бывших школьных друзей перемежались с воспоминаниями из детства, когда события летних каникул оставили глубокие эмоциональные шрамы. Режиссёр Андрес Мускетти ("Мама") пошёл другим путём и решил показать детские годы и столкновение школьников с танцующим клоуном Пеннивайзом. Фильм использует проверенные временем приёмы и подаёт историю в размеренном темпе, грамотно нагоняя атмосферу. Крупные ракурсы, тёмные подвалы, эффектные наезды камерой, напряжённая музыка и резкие звуки - всё это создаёт ощущение близкой опасности, от которой не всегда можно убежать. Авторы не изобретают каких-то новых подходов к повествованию, но зато выдают наполненное действием кино, с отличной актёрской игрой.


Пеннивайз в исполнении Билла Скарсгарда ("Хемлок Гроув", "В космосе чувств не бывает") - прямо образец жуткого персонажа. Он именно жуткий, но определённую долю страха тоже вызывает. Жёлтые глаза и торчащие зубы формируют крайне отталкивающий образ, а элегантные переходы от статических поз к резким движениям могут действительно напугать.

Джейден Либерер ("Святой Винсент", "Мастера секса"), сыгравший Билла Дэнбро - формально считается главным героем и основной движущей силой сюжета. Где-то неуверенный, где-то отчаявшийся, он проходит через все ужасы столкновения с демоническим клоуном, чтобы оставить прошлое позади и двигаться вперёд.


Софиа Лиллис в роли Беверли Марш - удивительная находка создателей. Она настолько органично вписалась в образ персонажа, что остаётся только восхищаться её игрой. Подростковый любовный треугольник смотрится очень натурально, а финальная сцена с поцелуем получилась очень естественной и не вычурной.

За участие Финна Вулфарда ("Очень странные дела", "Сверхъестественное") я в какой-то степени переживал больше всего. Всё-таки у парня на счету участие в практически аналогичном проекте "Очень странные дела", поэтому был риск что сыграет он похоже. Но нет - авторы нацепили Финну очки с толстенными линзами, чтобы он даже выглядел иначе и наделили яркой индивидуальностью. Ричи Тозьер в его исполнении - кладезь отборного сального юмора, который всегда готов выдать едкий комментарий про твою маму.

Картинка вышла удивительно мягкой, нарочито зернистой, тёплой, как бы подчёркивающей показываемые 80-е годы. Приглушённые тона создают ощущение старого фильма. И тем интереснее смотрится в такой манере современная графика. Все эти дымящиеся конечности и искорёженные лица, расслаивающаяся кожа и трансформирующиеся конечности настолько грамотно вписаны в здешние светофильтры, что смотряться ещё реалистичнее.

Единственный минус фильма в том, что это "Первая часть", о чём возвещает заголовок перед титрами. Но следом приходит мысль, насколько это правильное решение и что иначе и быть не должно. Оригинальный роман нельзя назвать маленьким и попытка уместить его в полтора часа хронометража точно ни к чему хорошему бы не привела. Авторы пошли очень правильным путём - они разделили сюжет на две полноценные составляющие - детство и зрелость. "Оно" 1990 года тоже был двухсерийным, но там повествование было ближе к книжному оригиналу - взрослые эпизоды перемежались с детскими флэшбеками. Здесь же мы видим сознательное дистанцирование от книжного повествования и некий маркетинговый эксперимент. Во-первых, после успешного старта сериала "Очень странные дела" в прошлом году киностудии смекнули, что можно сделать кино с актёрами-детьми и высоким возрастным рейтингом, в котором можно позволить толику переигрывания - дети же, в конце-то концов. Во-вторых, неувядающая популярность 80-х годов ностальгически притягивает взгляд и маленький городок с жуткими тайнами, погребёнными в книгах об истории города, который страдает от необъяснимых явлений, а главные герои рассекают полупустные улицы на дребезжащих велосипедах, становится идеальным местом действия. В-третьих, снять законченную историю и посмотреть на реакцию зрителей, прежде чем двигаться дальше - очень правильное решение. Если бы фильм провалился - у зрителей осталась бы просто приятная, но хотя бы законченная картина. А так сиквел хочется ждать с удвоенной силой. К тому же создатели оградили себя от необходимости заниматься двойным кастом - грамотно подобрать актёров для детской и взрослой части порой бывает сложно. Главное, чтобы они не решили теперь ждать 27 лет, пока дети не вырастут!


"Оно" образца 2017 года вышел не просто хорошим, но чуть ли не идеальным воплощением произведения Стивена Кинга. Проработанные персонажи, отличная игра актёров, роскошные спецэффекты и грамотно воссозданная атмосфера ужаса. Авторы грамотно нагоняют атмосферу, не стесняются тратить хронометраж на раскрытие каждого персонажа и даже не оставляют логических дыр в сюжете. Редкий случай, когда от фильма ужасов действительно получаешь удовольствие.

К списку всех рецензий

it2017, обзор, cinema, кино, movies, it, review, Оно, рецензия, Оно2017

Previous post Next post
Up