Рецензия на фильм "Бартон Финк" (Barton Fink) 1991

Jul 12, 2021 07:00



Продолжая хронологически осваивать творчество братьев Коэнов я добрался до фильма с именем главного героя в названии. Тем удивительнее было обнаружить крайне занимательную психологическую ленту о творческом кризисе, разыгрываемую буквально парой актёров. Но обо всём по порядку


После успешной театральной постановки драматург Бартон Финк получает предложение от голливудской студии написать сценарий к фильму про реслинг. Писатель селится в убогом отеле и пытается начать писать, однако ему постоянно что-то мешает. Пожаловавшись на шум за стенкой, он случайно знакомится со страховым коммивояжером Чарли Медоусом, живущем в соседнем номере. Тот оказывается интереснейшим собеседником, к историям которого писатель оказывается категорически глух. Чтобы преодолеть творческий кризис Бартон просит помощи у продюсера, и тот предлагает ему посоветоваться с более опытным писателем Уильямом Мэйхью, общение с которым приводит к неожиданным последствиям и открытиям.


Сюжет фильма развивается спокойно и размеренно, и каждый сюжетный поворот оказывается любопытной трактовкой непредсказуемых последствий. Причём к финалу грань между реальностью и фантазией растворяется окончательно, и финальный кадр оставляет зрителя с безумными по своей силе и экспрессии образами, среди которых остаётся только вслепую нащупывать правду. А правда заключается в том, что рассказанная история откладывается в голове именно в том виде, в каком это хотелось сделать авторам. Братья Коэны хотели создать чёрную комедию с сюрреалистичным сюжетом и у них это получилось на все сто процентов.


Фильм радует невероятно притягательным визуальным стилем. Коэны изобразили Голливуд поздних 1930-х и ранних 1940-х как мир арт-деко, глубоких теней, длинных коридоров отелей и бездонных бассейнов. Кроме того, здесь за углом притаились крайне жуткие вещи, от которых кровь леденеет в жилах. Мирный и мягкий на вид обитатель соседней комнаты в отеле может скрывать мрачные секреты, а вся история постепенно превращается в инфернальную картину альтернативной реальности, наполненную кровью, огнём и руинами.


Интересный момент прослеживается в фильмах братьев Коэнов. У них в каждом фильме есть образ "сильного человека" сидящего за столом. В "Воспитании Аризоны" это был Нейтан Аризона, владелец магазина мебели, у которого герои похитили младенца, в "Перекрёстке Миллера" это был криминальный босс Лео. В "Бартоне Финке" тоже есть такой персонаж - вульгарный, недалёкий и экспрессивный глава киностудии Джек Липник. Вне зависимости от ситуации - этот образ оказывается ключевой фигурой в рассказываемой истории, которая принимает судьбоносные для остальных персонажей решения и произносит фразы, которые легко можно воспринять как прямой диалог режиссёров со зрителем. Для персонажей же этот самый образ "человека за столом" становится олицетворением дьявола, к которому приходят герои, чтобы заключить сделку всей своей жизни.


Бартон Финк в исполнении Джона Туртурро завораживает с первых же кадров. Писатель, который более чем полностью погружён в себя, и обманывающий сам себя - это крайне интересный образ для отыгрыша. При каждом удобном случае Бартон Финк напоминает, что он - этакий писатель для народа, который хочет рассказать историю, понятную и доступную обычному рабочему человеку. При этом он же подрядился на заказ голливудской студии, которой требуется предельно предсказуемый фильм про спорт без какой-то глубины или раскрытия потаённых уголков простой души.


Более того, писатель категорически пропускает мимо ушей фразы Чарли Медоуса, сыгранного Джоном Гудманом про то, что у него полно историй, с которыми он готов поделиться. Сам же Чарли - на редкость инфернальная личность, которая сначала вызывает опасение, переходящее в уверенный комфорт. К середине фильма общество Чарли становится спасительным кругом в водовороте страстей, окружающих главного героя. Но к финалу этот образ меняется кардинально и остаётся только наслаждаться тем, как у Джона Гудмана удаётся выдерживать эту трансформацию.


Второй план радует знакомыми лицами Джона Полито и Стива Бушеми, сыгравшими подручного главы киностудии Лу Бриза и администратора отеля Чета соответственно. Это кстати даже забавно, что практически одни и те же актёры целыми пачками курсируют из одного фильма братьев Коэнов в другой, получая то главные, то второстепенные роли.


Фильм противопоставляет творческий процесс создания произведения безжалостной голливудской индустрии развлечений. С одной стороны выступает наполненный энтузиазмом писатель, который хочет донести свои мысли до максимального числа зрителей, а с другой возвышается хладнокровные продюсеры, требующие максимально примитивного зрелища, которое котируется в данный момент и способно принести прибыль.
Процесс же создания самобытного произведения разбивается о творческий ступор, в котором остаётся лишь фраза о рыбном рынке, раз за разом возвращающаяся во вступительное слово, и единственным спасением оказывается использование банальностей и шаблонов, которых писателю изначально так хотелось избежать.
До самого конца писатель так и остаётся заложником своих же фантазий и неспособности взаимодействовать с окружающим миром. Финал фильма как раз-таки намекает на то, что главный герой так и остался в замкнутом пространстве гостиничного номера с единственным светлым пятном в виде фотографии девушки на пляже, а всё произошедшее - лишь плод его воспалённого воображения. Или нет?


"Бартон Финк" завораживает с первых кадров и шокирует в последних. Отличный актёрский дуэт Джона Туртурро и Джона Гудмана выглядит идеальным попаданием в образы, за которыми не устаёшь наблюдать до самого финала. Практически всё значимое тут происходит в паре метров от пишущей машинки, над которой завис главный герой в творческом ступоре, но именно эта камерность притягивает больше всего.

Другие фильмы братьев Коэнов:
Гангстерская драма про любовный треугольник
Комедия братьев Коэнов про похищение младенца
Культовый фильм про Чувака и боулинг
Сборник баллад про Дикий запад
Комедия положений про похищение в Голливуде

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Платформер про уличного художника и ожившие картины на стенах
Кровавый экшен скроллер про предвыборную гонку
Мультфильм про странноватую семью и восстание роботов
Головоломка про рекурсию и отношения двух художников
Сиквел комедийного боевика про правила выживания в зомби-апокалипсисе
Хардкорный платформер про учёного на враждебной планете
Ролевая игра про поиск лекарства на волшебном острове
Драма про суд над зачинщиками чикагского протеста 1968 года
Комедия братьев Коэнов про похищение младенца
Киберпанк FMV-квест про частного детектива с амнезией
Мини-сериал про белую девочку из чёрной семьи и расследование дела о Чёрном Георгине
Ирландская сказка про волкоходов
Боевик про спасение мальчика из осаждённого города
Два сезона сериала про наёмного убийцу, ставшего актёром
Кооперативный симулятор кухни

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

Бартон Финк, обзор, cinema, coen, кино, movies, review, рецензия, barton fink, Коэн

Previous post Next post
Up