Рецензия на фильм "Рыбка Поньо на утесе" (Gake no ue no Ponyo) 2008

Sep 01, 2021 07:00



Освоение творчества Хаяо Миядзаки у меня затянулось, но я не оставляю надежд залатать если не все, то хотя бы ключевые дыры. Очередной галочкой в списке стала очаровательная сказка про морских созданий и детскую дружбу.


Мальчик с не очень благозвучным для русского уха именем Сосукэ (ну или Соскэ, если нравится) обнаруживает у берега необычную красную рыбку, застрявшую в банке. Он освобождает рыбку ценой царапины на пальце, и обретает необычного друга по имени Поньо. Рыбка оказывается дочерью подводного колдуна и морской богини, и владеет магией. Лизнув царапину Сосукэ, она моментально залечивает рану, но в тоже время провоцирует несколько необычных последствий. Во-первых, попробовав кровь человека она сама начинает превращаться в человеческую девочку. Во-вторых, её побег из дома провоцирует огромное цунами, затапливающее небольшой островок и выпускающее наружу доисторических рыб. Мама мальчика Риса в разгар цунами уезжает на другой конец острова, чтобы позаботиться о стариках в доме престарелых, где она работает. На утро она так и не появляется, поэтому Сосукэ вместе с Поньо отправляются в путь на игрушечной лодке-свечке, которую Поньо увеличила с помощью магии.


В основе истории можно разглядеть аллюзию на "Русалочку", только на японский манер. В качестве главных персонажей пятилетние дети, которые с детской наивностью и искренностью познают окружающий мир, совершенно не воспринимая сложных многоходовок, проблем и целей взрослых, которые отходят на второй план словно древняя рыба, отплывающая от тонущего корабля. Вместо истории о любви, Миядзаки предлагает насладиться историей искренней дружбы, которой предстоит пройти испытание преданностью, причём с условиями, что главный герой не знает о цене за ошибку. Впрочем - это всё-таки детская сказка, поэтому всё обязательно закончится хорошо.


Интересно, что аниме совершенно не рассчитано на иностранного зрителя, поэтому без прикрас демонстрирует довольно банальные и даже рутинные вещи, которые в силу различий менталитета выглядят странно, но всё равно очаровательно. Например, Сосукэ называет маму по имени - полагаю, это особенности японской культуры. Ещё мне понравилась сцена поедания лапши быстрого приготовления - то, что у нас - удел бюджетных слоёв населения, у них - обычный ужин для 5-летнего ребёнка.


Мультфильм завораживает с первых кадров подводной жизни и до последнего момента не перестаёт удивлять волшебной картинкой и очаровательными персонажами. Прекрасная анимация за авторством Хаяо Миядзаки просто не может оставить равнодушным и остаётся только любоваться прекрасными видами и забавными ужимками персонажей.


Кроме того, мультфильм наполнен диковинными созданиями (от простых медуз до многочисленных рыбок-сестричек Поньо и древних рыб, плавающих среди затопленных японских улочек) и эффектными героями с необыкновенной пластикой, за которой крайне интересно наблюдать. Процесс же превращения Поньо из рыбки в девочку и обратно так и вовсе можно назвать завораживающим. Есть в нём что-то абсолютно волшебное и те странные трансформации, которые претерпевает её тело, заставляют наблюдать за происходящим, затаив дыхание.


Приятно, что здесь нет отрицательных персонажей в принципе. Есть персонажи со своей мотивацией. Даже, кажущийся исключительно отрицательным подводный колдун Фуджимото, чуть позже раскрывается и обнажает исключительную человечность, которой сторонится. Морская богиня так и вовсе олицетворяет мировое добро во всём его великолепии и благодати.


Помимо прочего, Миядзаки продолжает в своих картинах популяризировать любовь к природе и поддерживает любые экологические начинания. Тот же Фуджимото хочет очистить подводный мир от мусора, которую накидали туда люди за последнее время. Даже от анимированных картинок загрязнённого подводного царства становится не по себе, а уж до чего всё это жутко выглядит живьём, я знаком не понаслышке - всё таки за плечами более сотни часов дайвинга.


Как и в "Мой сосед Тоторо", Миядзаки вновь удалось реализовать в рисованном мультфильме правдоподобное поведение пятилетнего ребёнка. Наблюдать за повадками маленького Сосукэ не менее интересно, чем следить за собственным ребёнком, а мастерству пожилого аниматора так и вовсе хочется аплодировать.


При все его достоинствах, у мультфильма есть странный накопительный эффект пресыщения. Возможно дело в излишней сказочности, возможно в накапливающихся условностях и дополнительных роялях в кустах, которые к финалу истории вызывают смутное чувство усталости. Если в начале превращение Поньо в девочку выглядело интересно, то в финале от всех этих пузырей воздуха под водой, морских богинь, пролетающих неоновым светом гигантского лика на поверхности воды, а потом перешептывающихся с матерью мальчика, древних пророчеств и прочей магии, уже просто устаёшь. Тем не менее, как детская сказка мультфильм работает более чем замечательно.


"Рыбка Поньо на утесе" это прекрасная японская версия Русалочки с упором на дружбу 5-летних детей и пропагандой бережного отношения к мировому океану. Сюжет достаточно прост, чтобы его было интересно смотреть детям, и достаточно наполнен деталями, чтобы не было скучно взрослым. Прекрасная анимация и музыкально сопровождение сочетаются с мелочами японского быта, поэтому мультфильм оставляет исключительно положительное впечатление.

Другие мультфильмы Хаяо Миядзаки
"Навсикая из долины ветров" (Kaze no tani no Naushika) 1984
"Мой сосед Тоторо" (Мой сосед Тоторо) 1988
"Порко Россо" (Kurenai no buta) 1992
"Принцесса Мононоке" (Mononoke-hime) 1997
Унесённые призраками (Sen to Chihiro no kamikakushi) 2001
"Ходячий замок" (Hauru no ugoku shiro) 2004

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Кооперативная головоломка про агента и хакера
Вольный пересказ "Одиссеи" Гомера от братьев Коэн
Чёрная комедия братьев Коэнов про похищение жены в северном городке
Спортивная комедия про баскетбол с Майклом Джорданом и Баггсом Банни
Выживастик про девочку в затопленной Америке
Книжная дилогия про холистического детектива
Сериал про противостояние детектива на пенсии и маньяка на мерседесе
Псевдобиографическая сатирическая рождественская сказка про изобретателя хула-хупа
Платформер про принятие смерти
Роман Набокова о преподавателе с сексуальной девиацией
Двухчасовой эпизод встречи "Друзей" 17 лет спустя
Психологическая драма про творческий кризис
Платформер про уличного художника и ожившие картины на стенах
Кровавый экшен скроллер про предвыборную гонку
Мультфильм про странноватую семью и восстание роботов

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

обзор, cinema, Хаяо Миядзаки, кино, Рыбка Поньо на утесе, movies, review, рецензия

Previous post Next post
Up