Рецензия на игру "Commandos: Beyond the Call of Duty" (1999)

Oct 26, 2021 07:00



Разработчик: Pyro Studios
Платформа: PC
Дата выхода: 1999
Время прохождения: 27 часов

После симулятора королевства с непрямым контролем, мне захотелось чего-то более структурированного. Одна из игр серии Commandos, которую я когда-то целиком купил по старой памяти на одной из распродаж, подошла для этих целей как нельзя кстати. Посмотрим, как она играется 22 года спустя, после релиза.


Полноценного сюжета в игре нет. Мы возглавляем элитный отряд бойцов, сражающихся с немцами на их же территории. Нас посылают то в одну точку конфликтующего мира, то в другую, и ставят крайне проблематичные цели с постоянным численным перевесом противников. Взорвать антенну, похитить чертежи, уничтожить прототипы и прочие диверсионные операции необходимо завершить максимально эффективно и без потерь.

Покупая весь набор серии Commandos, я хотел проходить его последовательно - от первой части до последней, но моя же собственная система распределения игр по категориям распорядилась иначе."Beyond the Call of Duty" не является первой частью серии - это дополнение к первой части, которая называлась "Behind Enemy Lines", в которой содержится "всего лишь" восемь миссий. Правда, надо сказать они довольно большие и комплексные, так что стратегическому разуму тут есть где разгуляться.


Игра представляет собой крайне редкий (даже по сегодняшним меркам) жанр стратегической головоломки. По сути, каждый уровень - одна большая загадка, которую можно решить несколькими способами и только от игрока зависит развитие событий. Под нашим командованием находится несколько узко-специализированных бойцов, обладающих уникальными навыками и способностями. Зелёный берет может лазать по стенам, перетаскивать предметы и тела, управлять радиоуправляемой звуковой приманкой и оглушать врагов ударом кулака. Снайпер орудует снайперской винтовкой с глушителем и ограниченным количеством патронов, и аптечкой. Морпех может управлять надувной лодкой, перемещаться под водой с помощью акваланга, и бесшумно стрелять из гарпуна. Сапёр таскает с собой гранаты, динамит, капкан и кусачки. Шофёр может управлять автотранспортом, стрелять из винтовки и автомата, а также оглушать врагов дубинкой. Шпион может усыплять врагов с помощью эфира или убивать ядом, а также может надевать вражескую униформу, свободно перемещаться на глазах у солдат и отвлекать младших по званию.
Комбинируя способности бойцов, которых подрядили на миссию, нужно выполнить поставленную задачу и уйти живьём, что часто может оказаться крайне сложно. Нам редко доступно более 4-5 бойцов, а ограниченные возможности заставляют изобретать тактики и экспериментировать, пробуя возможные вариации.


Тут помогут наблюдение за врагами и их патрулями, идентификация слабых мест в обороне, постоянное выманивание очередной одинокой жертвы, и кнопки быстрого сохранения и загрузки. Экран можно разделить на несколько "мониторов" и следить за разными точками карты - можно навесить камеру за конкретным солдатом и следить, например, когда он отвернётся. Врагов можно привлекать, бросая в их поле зрения камни, сигареты и другие "подозрительные" предметы - главное не переусердствовать, не попасться самому и не поднять лишний раз тревогу. В наличии имеются миссии, в которых нужно спасти пленных - те будут расстреляны при первой тревоге, поэтому приходится изворачиваться, как ужу на сковородке. Даже тщательно-спланированный план может развалиться, если упустить из виду вон того солдата на крыше, который на секунду поворачивается в твою сторону в тот самый момент, когда ты перетаскиваешь труп его однополчанина.


Commandos это исконно-компьютерная игра, которая задействует почти всю клавиатуру. У бойцов разные возможности и каждая из них активируется своей кнопкой. В принципе, можно управиться и мышкой, вовремя тыкая в нужные элементы интерфейса, но освоение горячих клавиш повышает эффективность управления персонажами в разы - игнорировать подобное попросту непозволительно.

Играя в Commandos я моментально вспомнил детство. Когда я обнаружил у себя на компьютере эту игру, она меня сразу привлекла, однако та версия, что лежала на жестком диске обладала изъяном - в ней не было возможности сохранения. Это автоматически означало, что любой провал приводил к перезапуску всей миссии. Прогресс между миссиями, при этом, сохранялся. Мне приходилось тщательно планировать все действия в надежде на максимально эффективное их выполнение - это и так-то было непростой задачей, а с отсутствием быстрого сохранения\загрузки, так и вовсе превращалась в культ самобичевания. Тем не менее, я, помнится, достаточно далеко продвинулся в оригинальной части Behind Enemy Lines, которая теперь всё ещё ждёт меня где-то в бэклоге. Одним из любимых этапов планирования у меня был момент составления подробной карты местности - я был школьником, количество времени, которое я мог провести за компьютером было строго ограничено, поэтому я перерисовывал в блокнот всю карту местности и красной ручкой помечал врагов и их маршруты движения. Таким образом размышлять над планом можно было даже вне игры. Особым удовольствием было "вычёркивание" врагов с карты - я закрашивал чёрным устранённых врагов.

Естественно на этот раз всё было гораздо проще, хотя всё равно нервы игра мне потрепала изрядно. Желание "идеально" выполнить миссию заставляло раз за разом искать наиболее эффективные методы зачистки карты, что порой приводило к продолжительному ступору, во время которого я просто выискивал удобную "точку входа". Именно поэтому в результате на игру я потратил порядка 27 часов, вместо запланированных 15-ти.


За прошедшие 22 года игра осталась такой же красивой, что и раньше (разве что надо иметь ввиду, что запускается она в небольшом разрешении без поддержки не то что 4К, но даже и FullHD). Дело в том, что все локации отрисованы спрайтами в единственной изометрической проекции. Это потом, во второй части добавили 4 возможных ракурса, но об этом в другой раз. Главное, чего не надо делать - это изменять масштаб, иначе вся магия карты распадается на месиво пикселей.
Пафосно напряженная музыка создаёт настроение военной операции, а убедительные восклики немецких солдатов вынуждали не раз вздрогнуть от неожиданности. Те бойцы, что находятся под распоряжением игрока обладают уникальными голосами, которыми они отчитываются о начале выполнения приказа и его завершении, поэтому отправив снайпера ползти через полкарты всегда можно услышать, когда он наконец добрался до точки.


Вычеркнув "Commandos: Beyond the Call of Duty", я с удовольствием отметил, что теперь у меня осталось 72 игры в бэклоге. В 15-часовой категории у меня ещё числится Commandos 3, но я решил не хвататься следом сразу за него, чтобы дать себе отдохнуть от выматывающего стратегического геймплея.

"Commandos: Beyond the Call of Duty" играется на удивление бодро и увлекательно, несмотря на почтенный возраст. Отличная спрайтовая графика даже сейчас смотрится крайне эффектно и убедительно, а обилие сложных игровых ситуаций генерирует напряженный и затягивающий геймплей, от которого, правда, можно устать.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Боевик про мстительного инкассатора
Сериал про депрессивную владелицу лондонского кафе для морских свинок
Экшен про чёрного Человека-Паука
Кинокомикс про девушку-убийцу из России
Сиквел про приключения супергероини с хлыстом в 80-х
Экшен про приключения пилота и титана
Артхаусный фильм про жизнь актёра
Двухмерный симулятор королевства с непрямым контролем
Второй сезон анталогии 3D-короткометражек
Хэви-металл приключение от Тима Шейфера
Аниме версия Русалочки от Хаяо Миядзаки
Кооперативная головоломка про агента и хакера

Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.

commandos, review, игры, beyond the call of duty, рецензия, games

Previous post Next post
Up