Рецензия на два сезона сериала "Дрянь" (Fleabag) 2016-2019

Oct 20, 2021 07:00



Я уже давно добавил этот сериал в список на просмотр, но руки до него всё никак не доходили. Учитывая, что сам по себе сериал очень короткий (два сезона с 3х-летним перерывом по 6 серий и 30 минут в каждом), довольно странно, что я так долго тянул с ним. Тем не менее, он более чем достоин просмотра, хотя и тут не без оговорок. Но обо всём по порядку.


Первый Сезон
Её жизнь катится под откос. Череда беспорядочных связей не в состоянии заполнить внутреннюю пустоту; чрезмерно эмоциональный молодой человек постоянно норовит с ней расстаться, чтобы потом съехаться вновь; отношения с отцом напряжённые до невозможности; её сестра - сложная натура, с которой крайне тяжело вести беседу. У неё проблемы с деньгами, а стопка с последними предупреждениями о вносе аренды за своё кафе всё растёт. Есть ли у неё светлое будущее, если почти все вокруг считают её дрянью?

Сериал бросается с места в карьер и даже не думает останавливаться. На протяжении шести достаточно коротких (по 30 минут) эпизодов зрителю предстоит не только познакомиться, но в какой-то степени даже пообщаться с героиней. Сложный и слегка рваный монтаж оставляет впечатление несущегося вперёд поезда, где из окна вагона мелькает то просёлок, то река, густой лес. Благо что авторы позаботились о харизматичном гиде. Главная героиня не только кузнец своего несчастья, но и эффектный рассказчик, который тут же ломает четвёртую стену и обращается непосредственно к зрителю - моменты общения со зрителем здесь не менее важны, чем сама история главной героини. Интересный момент, что общение со зрителем не всегда совершается на вербальном уровне. Фиби Уоллер-Бридж, словно актриса из немого кино, намеренно переигрывает, создавая яркие и визуально запоминающиеся гримасы, и поглядывает на зрителя в забавные и стеснительные моменты - подобные неловкие ухмылки создают дополнительный слой повествования, который растворяет и так едва заметную границу между "её миром" и нашим.


Рассуждая логически, главную героиню сложно назвать положительным персонажем. Она врёт, обманывает, крадёт, и вообще ведёт образ жизни, далёкий от общепринятых норм морали. Тем не менее, следить за ней крайне увлекательно и любопытно благодаря нескольким хитрым приёмам, мгновенно крадущих внимание зрителя. Во-первых, это ломание четвёртой стены. Я, в принципе, люблю этот приём, когда он используется в меру и к месту, а здесь это целый праздник с песнями и плясками на обломках этой самой стены. Героиня практически постоянно ведёт монолог со зрителем даже во время диалога с другим персонажем. Тут стоит отметить удивительное чувство ритма, с которым актриса переключается между потоками информации. Во-вторых, повествование целиком и полностью сосредоточено на главной героине. То есть в сериале даже нет ничего, что происходило бы за границами кадра без её участия. Если что-то происходит с ней, или она что-то узнаёт, зритель находится рядом. Зритель становится бестелесным духом, парящим возле героини, чтобы стать для неё нечто большим, чем сторонний наблюдатель. В-третьих, сериал концентрируется на крайне тяжёлом эмоциональном отрезке жизни, в котором показывается жизнь достаточно депрессивного человека, причём эта депрессия раскрывается постепенно. В первых эпизодах можно вообще решить, что главная героиня - кладезь оптимизма и юмора, но чем больше мы проводим с ней времени, тем понятнее становится глубокая чёрная дыра, зияющая в её сердце и весь тот "позитив", прущий из неё на самом деле является защитным механизмом для ограждения самой себя от совершенного ранее проступка. В-четвёртых, не сразу раскрывается замысел сериала. Поначалу он кажется простеньким жизнеописанием трудного периода жизни владелицы лондонского кафе, но на самом деле это история о принятии себя и смирении с содеянным. Когда мозаика складывается в рисунок, от сериала получаешь огромное удовольствие.


Второй Сезон
Во втором сезоне главная героиня, стоя с разбитым носом у зеркала, заявляет, что на этот раз расскажет историю любви. Её отец наконец решает жениться на её крёстной, и они зовут всех близких на семейный ужин, чтобы познакомиться с их будущим священником. Ужин, естественно, идёт не по плану, но главная героиня понимает, что влюбилась в священника. Даже понимая всю сложность ситуации, она не собирается останавливаться.


Второй сезон на самом деле оказывается настолько факультативным, что даже обидно. Первый сезон был законченной историей с загадкой, конфликтом и даже подобием хэппи-енда, однако авторам спустя три года захотелось продолжить историю, что выглядит странным решением. Да, тут есть развитие характеров и новые персонажи, которые расширяют границы возможностей, но в глобальном плане весь сюжет сводится к дополнительному абзацу после строк "и жили они долго и счастливо". Можно только похвалить Фиби Уоллер-Бридж, как автора сценария, что она умудрилась не запороть искреннюю и пронзительную историю. По части юмора и драматичности второй сезон всё же уступает первому. Тут и шутки менее удачные, и регулярные повторы знакомых ходов, и пара откровенных недоделок - как например персонаж Эндрю Скотта кажется недоработанным. Ему крайне не хватает предыстории и деталей, чтобы объяснить мотивацию его поступков.
Тем не менее, смотрится второй сезон на одном дыхании, а короткий хронометраж серий позволяет проглотить сезон чуть ли не за вечер, что можно отнести к плюсам.


Фиби Уоллер-Бридж, сыгравшая главную героиню моментально притягивает внимание нетипичной внешностью и эффектной харизмой. Её безымянная героиня обладает целым набором отрицательных качеств, за которые её хочется ругать и гнобить, но то, с какой уверенностью и самоотдачей они подаются заслуживает уважение. Тут одного взгляда хватает, чтобы понять, что выбранная ею модель поведения - чуть ли не единственная возможная и правильная. Кроме того, можно только восхищаться её умением переключаться между диалогом с другими персонажами и монологом со зрителем.


Сиан Клиффорд, сыгравшая сестру Клэр, оставляет терпкое послевкусие сложного человека. Сложный образ странной сестры она отыгрывает легко и непринуждённо, а правдивость скрывается в мелких деталях и микро ужимках, которые крайне интересно подмечать.


Оливия Колман в роли крёстной просто бесподобна. Её "фальшивая" улыбка и выверенная английская чопорность завораживает своей естественностью и правдоподобием. Вкупе с комментариями главной героини, дополняющими её образ, она становится чуть ли не главным украшением сериала.


Эндрю Скотт, сыгравший священника во втором сезоне, оставляет двоякое впечатление. С одной стороны у него получился убедительный образ человека со сложной судьбой, которого жизнь привела к странным решениям, но его персонаж страдает от отсутствия необходимой дополнительной информации. Кроме того, в паре сцен, где персонаж подмечает "уход главной героини", создаётся ощущение чего-то нового и неизведанного - это крайне интересный момент, который Эндрю удалось удержать в рамках концепции.


Сериал обращается ко зрителю с невиданным уровнем честности и правдивости, под которым скрывается монолитный фундамент грусти и отчаяния. Постепенно зритель узнаёт про две важнейшие потери в жизни героини - она недавно потеряла мать и свою лучшую подругу Бу, с которой она когда-то вместе открыла кафе. Авторы передают важность и тяжесть этих потерь регулярными секундными флэшбеками. Трагедия, накрывающая героиню, начинает работать на историю и мелкие эпизоды кражи денег на свидании или туалетной бумаги у родителей становятся лакмусовой бумажкой истинного состояния дел, в то время как героиня широко улыбается и говорит, что всё в порядке. Даже сама обстановка маленького кафе, уставленного фотографиями морских свинок, становится эмоциональной тюрьмой для одиночества главной героини, которое невозможно погасить ни экстравагантными поступками, ни беспорядочным сексом. Использовать драму под покровом комедийной составляющей довольно избитый приём, но именно в этом сериале драма становится красной нитью, на которую нанизана вся остальная история. Потенциальный зритель залипнет после пары шуток про мастурбацию, но в итоге останется ради искромётной комедии о трагичной разваливающейся на куски жизни.


"Дрянь" - сериал исключительной уникальности, в котором сочетаются безграничный юмор, пошлость и отвращение, приправленные пудовой гирей харизмы главной героини, разрушающей четвёртую стену с первых же кадров. Фиби Уоллер-Бридж сама написала сценарий к сериалу и блестяще же в нём сыграла. Первый сезон сносит крышу на счёт раз, а вот второй выглядит излишним постскриптумом, без которого, по хорошему, можно было бы и обойтись. Тем не менее жалеть о потраченном на сериал времени точно не будешь.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Экшен про чёрного Человека-Паука
Кинокомикс про девушку-убийцу из России
Сиквел про приключения супергероини с хлыстом в 80-х
Экшен про приключения пилота и титана
Артхаусный фильм про жизнь актёра
Двухмерный симулятор королевства с непрямым контролем
Второй сезон анталогии 3D-короткометражек
Хэви-металл приключение от Тима Шейфера
Аниме версия Русалочки от Хаяо Миядзаки
Кооперативная головоломка про агента и хакера
Вольный пересказ "Одиссеи" Гомера от братьев Коэн
Чёрная комедия братьев Коэнов про похищение жены в северном городке

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

сериал, обзор, cinema, кино, fleabag, series, movies, Дрянь, tv show, review, amazon, рецензия

Previous post Next post
Up