Тень - это всё, что, всегда принадлежа вам, отчуждается вами же от себя и прикрепляется в виде эмоционально цепляющих ярлыков ко внешней среде.
Когда действует Тень, тогда ваша злость на маму/папу, подругу, друга или собачку, будучи по какой-либо причине «запретной» для переживания вами самими, превращается в беспокоящее чувство, что все они на вас за что-то злятся. Когда действует Тень, ваши положительные качества оказываются «отняты» у вас, отчуждены от вас, раз-отождествлены от вас и переданы близкому вам человеку, тем самым застилая ваши глаза эгоической любовью к крупицам своего «я», препятствуя вашему осознанию своей искренней любви к запредельному свету того, кто сейчас перед вами.
Ваше «я» испытывает чувства, которые кажутся ему немыслимыми, обладает влечениями, которые кажутся ему запретными, посему оно отчуждает их, превращая в проекции, навешиваемые затем на ваших близких, друзей и врагов, раскалывая ваше «я» на зеркальные осколки, разбросанные вокруг. Собрать отражения с этих осколков воедино, не отбросив ни одного из них, и стать цельными - необходимый этап нашего психического, духовного и физического развития в направлении бесконечности…
Теория и практика работы с Тенью
- Кен Уилбер - «Уровень маски: начало открытия» (глава из книги «Безграничное» [= Никаких Границ]). Читать со слов: «Давайте начнем с того места, в котором обнаруживают себя большинство людей, когда сознают, что не удовлетворены жизнью: они обнаруживают себя в ловушке маски…» - и до конца главы. Книга «Никаких границ» («Безграничное» - в переводе В. Данченко) вообще является произведением терапевтического искусства с безупречной композицией, блестяще захватывающей читателя в ловушку бесконечного самосовершенствования и духовного развития. Must read.
- Кен Уилбер - «Интеграция Тени» (глава из книги «Спектр сознания»). «Никаких границ» - это, по сути, популяризация монументальной монографии Уилбера «Спектр сознания» (The Spectrum of Consciousness), навсегда закрепившей за ним звание пионера трансперсональной психологии (пусть его интегральной подход давно уже вышел за границы этого психологического направления). В этой главе из книги «Спектр сознания» объясняется природа такого психического феномена, как отчуждённые, спроецированные чувства и качества, и закладываются теоретические и практические основы синтетического подхода к Тени.
- Кен Уилбер - «Эффективный синтез транзакционного анализа и гештальт-терапии». Одна из первых статей Уилбера, удивительно ясно передающая суть одного из возможных (и, пожалуй, наиболее простых и эффективных) методов работы с теневыми проекциями - слияния лучшего из транзакционного анализа Эрика Берна и гештальт-терапии Фрица Перлза. Описание этапов формирования проекций может послужить прекрасным путеводителем по теням своего «я».
- Кен Уилбер - «Тень: динамически диссоциированные перволичные импульсы» (отрывок из работы «Что такое интегральная духовность?»). Опубликованная в интернете работа «What is Integral spirituality?» стала наброском одной из последних книг Кена Уилбера - «Интегральной духовности» (2006). Отрывок, посвящённый тени, рассматривает взаимоотношение психодинамической теории и созерцательной традиции и объясняет, почему необходимо проработать вначале (или, по меньшей мере, начать прорабатывать) основы - маску/тень - и только потом уже простирать свои ладони к трансцендентальному солнцу.
3-2-1-работа с тенью
- 3-2-1-процесс работы с тенью. Простой и эффективный, созданный Кеном Уилбером, метод проработки теневых проекций, применимый в случаях, к примеру, когда какой-нибудь пользователь Живого журнала или форума «вызывает» у вас невероятную истерику, глубинную печаль или безумие скандинавских берсерков. Более того, при помощи этого метода можно превратить ваше иногда бесполезное и бездумное просиживание штанов в интернет-форумах и блогах в добротный инструмент самотерапии и самосовершенствования. См. также: Алгоритм 3-2-1 от issa55
- 27 июня 2007 - Теневое/отчуждённое «я» (стенограмма). В стенограмме данного разговора Уилбер отвечает на важные вопросы относительно 3-2-1-работы с тенью и того, для чего этот процесс может быть полезен, а в чём его ограничения. Что я предлагаю, так это найти свою тень, столкнуться с ней, поговорить с ней - то есть резонировать с ней - и затем прочувствовать её, быть ею: ты чувствуешь тень, будучи ею, и являешься тенью, чувствуя её. Стало быть, это и есть мерка, по которой определяется, преуспел ты или нет.
«Уайатт Эрп» и «Теневые серии» (череда постов Кена Уилбера, посвящённых интегральной работе с тенью).
Уайатт Эрп (Wyatt Earp)
- Мы суть то, что мы видим. Часть 1: Ответ на некоторую последнюю критику в манере Дикого Запада. Один из самых известных постов Кена Уилбера, в котором он нещадно, не стесняясь в выражениях расправляется с безответственными критиканами из блогосферы, бросая кость их раскормленным теням. Блогозапись не только поучительна, но и невероятно забавна!
- Мы суть то, что мы видим. Часть 2: В чём действительный смысл этого? Эта блогозапись проясняет мотивы поступка Кена Уилбера, и становится очевидно (для всех, кроме раскритикованных бедняг), что дело совсем не в том, что у него нервишки пошаливают. Помимо этого, Уилбер проясняет разницу между состраданием и «идиотским состраданием», а также закладывает первые основы брошенного им Вызова тени.
- Невыносимая лёгкость Уайатта Эрпи. Послесловие №1. Проясняется разница в гештальтах восприятия у людей, находящихся на различных уровнях развития: кто-то увидит в первом посте Кена Уилбера сплошные ругательства и пошлости, а кто-то разглядит мягкий свет, искреннее сострадание и безграничное сознавание, скрывающееся за формой слов.
- О природе проекций тени в форумах. Послесловие №2. Если вы регулярно читаете и пишете в ЖЖ или посещаете какие-либо форумы, то этот пост (а также первая блогозапись из Теневых серий) непосредственно затрагивает вас. Попросту смысл в том, что, коль скоро все в форумах выносят суждения в отношении других, пора проверить и собственный дом, пора заглянуть и в себя.
- Как бы поступил Уайатт? Послесловие №3. Здесь Кен Уилбер делится с нами полученной им обратной связью и рассказывает о своей работе в качестве редактора над книгой «Духовный выбор: проблема распознания подлинных путей ко внутренней трансформации», изданной в 1986, которая посвящена теме различения вредных психокультов от здоровых духовных организаций.
Теневые серии (The Shadow Series)
Доп. материалы:
Пожалуйста, перед тем, как пользоваться следующей таблицей, внимательно прочтите инструкции по процессу перевода симптомов в их первоначальную теневую форму (здесь, со слов: «
Итак, каждый симптом - подавленность, тревога, скука или страх - содержит в себе какую-то грань тени, некой отброшенной эмоции, черты или особенности…»).
Типичные значения разных теневых смыслов
(по К. Уилбер, «Безграничное»;
пер. В. Данченко)
СИМПТОМ
ТЕНЕВАЯ ФОРМА
Давление
Побуждение (тяга, влечение)
Отверженность («Никто меня не любит»)
«Не стоит тратить на них время»
Вина («Вы вынуждаете меня испытывать чувство вины»)
«Я возмущен вашими требованиями»
Тревога
Возбуждение
Неловкость («Все на меня смотрят»)
«Я интересуюсь людьми больше, чем предполагал»
Импотенция/фригидность
«Я не смог/ла бы удовлетворить ее/его»
Страх («Они хотят причинить мне боль»)
Враждебность («Я сержусь на них, не подозревая об этом»)
Уныние
Гнев!
Замкнутость
«Я буду гнать вас прочь»
Я не могу
«Не буду я этого делать!»
Обязанность («Я должен»)
Желание («Я хочу»)
Ненависть («Я презираю вас за…»)
«Мне не нравится во мне…»
Зависть («О, вы великолепны!»)
«Я немного лучше, чем предполагал»
Четыре основных правила синтеза
(по К. Уилбер, « Эффективный синтез транзакционного анализа и гештальт-терапии»):
- Когда Ребёнок задет и направлен вовне, следует искать проекции; в особенности, следует искать проекции активного полюса ретрофлексии - Родителя / «собаки сверху».
- Когда Родитель задет и направлен вовнутрь, следует искать ретрофлексии; личность, в частности, более или менее ассоциируется с активным полюсом ретрофлексии.
- Когда Родитель задет и направлен вовне, следует искать проекции; в особенности, следует искать проекции пассивного полюса ретрофлексии - Ребёнка / «собаки снизу».
- Когда Ребёнок задет и направлен вовнутрь, следует искать ретрофлексии; человек, в частности, более или менее ассоциируется с пассивным полюсом ретрофлексии.