В последнее время меня очень интересует работа с Тенью. На мой взгляд именно этот кусок работы мало ценится "духовными искателями". Тень не отработанная на начальном этапе на последующих может ударить гораздо сильнее.
Прочитав статьи Кена Уилбера, о транзактном анализе и гельштальт терапии, я очень долго сидел и переводил для себя ее с научного языка на язык образов, чтобы мне лично было удобно с ней работать. В итоге получилась удобная матрица, на которую можно расскладывать свои недоработки. Интересно, что очень хорошо видется разница между взрослыми (зрелыми) людьми и теми, кто так и остался на уровне ребенка.
Транзакционный анализ рассматривает разделение внутри каждого человека на Взрослого, Родителя и Ребенка.
Взрослый принимает решение разумно, Родитель критикует почем зря и грозит наказанием, а Ребенок просто, ну ребенок еще.
Например, если два человека общаются в положении Родитель-Родитель, то они будут вдвоем кого-то ругать, а если в положении Родитель-Ребенок, то ругать будет один другово. С учетом того, что импульс может быть направлен как внутрь так и наружу, то есть мы можем видеть и Ребенка и Родителя как в себе, так и в окружающей среде, то мы получаем четыре типа индульгирования:
1.Ребенок внутрь
2.Родитель внутри
3 Ребенок вовне
4.Родитель вовне
Под индульгированием здесь я понимаю эмоционально-мыслительную активность, нужную не для принятия решений, а замыкаемую внутри человека.
Каждый из этих типов индульгирования имеет свою специфику и должен быть разобран отдельно.
1. Ребенок помещается внутрь себя
Первый вариант индульгирования обозначает проблему. Ребенок не может поставить себя на место другово человека, не способен трезво оценивать ситуацию, не умеет жить и общаться с другими людьми.
Изначальный импульс человека развиваться и становится лучше, в случае явных успехов может быть извращен и вместо конкретных действий далее замкнутся на самого себя. В этом случае человек может стать в позицию «Я крутой», «Я лучше других». Этот наивный детский нарсицизм проявляется также и в зрелом возрасте. Человек замыкается на себя, не может общаться с другими людьми и вовне транслирует гордыню. Конечно, он может и развиться и не проявлять свою гордыню, а притворятся хорошим человеком, пытаясь манипулировать другими людьми. В любом случае это не добавляет ему психического здоровья.
Обратной стороной нарсицизма является жалость к себе и депрессия. В случае, если человек будет оценивать свои действия как неоптимальные, то импульс может опять же не выразится в конкретных действиях, не реализоваться, а направится на себя самого и перевести человека в позицию «Я неудачник, у меня все плохо».
В обоих этих случаях желание действовать, желание оптимизировать жизнь, желание жить, заменяется внутренними битвами или самолюбованием.
Для того, чтобы избавится от этого участка Тени необходимо перестать оценивать эмоционально свою жизнь в терминах «выигрыш-проигрыш», а перейти к оценке типа «сделано-не сделано» и «что нужно делать дальше». Нужно не оценивать, а действовать.
Сказать, что сделать это не так просто, наверное, ничего не сказать.
Ситуацию усугубляет второй тип индульгирования - подключающийся Родитель, который хвалит за победы и злобно ругает за поражения.
2. Родитель, помещаюмы внутри себя
Когда появляется Ребенок, который выиграл/проиграл, то появляется и Родитель. В этом случае человек начинает думать о себе в третьем лице и соответственно оценивать собственные поступки.
Страшнее это происходит при поражениях. Ключевая фраза здесь «Как я мог так поступить?». Далее происходит «разбор полетов». Ребенок из первого примера получает трепку. «Ты что не понимаешь, что так нельзя поступать?» «Да как ты мог?». И соответственно отвечает самому себе «Я плохой, я плохо поступаю». Такие внутренние диалоги могут идти не то, что часами, а годами. Человек способен корить себя за один неправильный поступок всю жизнь.
Кроме того, что Родитель активно ругает за сделанное, он еще и запрещает все, что он считает плохим, аморальным и т. д. Он говорит «Ай-ай-ай - это так плохо, а тебе не стыдно?»
Родитель формирует голос совести и чувство вины, стыд и глупые запреты. Этот Родитель внедрился к нам вместе с первыми советами наших настоящих родителей. Этого Родителя формировали наши няни, воспитатели детского сада или школьные учителя. И этот Родитель не умнее их! Это строгий надзиратель, внутренний полицейский фактически единственная функция, которого в зрелом возрасте - это портить себе жизнь. Это страшный внутренний голос, который калечит жизнь. Это куча привнесенных страхов, глупых правил и т.д.
Избавится от Родителя очень сложно. Дело в том, что оценки типа «хорошо-плохо», «можно-нельзя» настолько глубоко «вшиты» в систему, что добраться до настоящих своих решений очень сложно.
Необходимо не один и не два раза задать себе вопрос «Почему это однозначно плохо или однозначно хорошо». Нужно выследить огромное количество неадекватных эмоциональных реакций и взять на себя ответственность за оценку этих ситуаций. И после взятия этой ответственности найти в себе мужество начать совершать «неправильные поступки» и не чувствовать никакой вины за собой по этому поводу. Родитель с его глупым гласом совести и множеством «очевидных решений» должен быть медленно, но верно отстранен от управления и принятия решений. Необходимо забрать на себя всю ответсвенность.
Сделать это будет не просто еще и потому что хитрый Родитель нашел себе еще одно уютное место.
3. Родитель, помещаемый во внешний мир
Социум управляет нами. Для социальной машины крайне важно, чтобы человек был рабочим винтиком, чтобы он жил по правилам, а иначе он будет представлять угрозу для него. Внешний мир сформировал нам Родителя внутри, внутреннего полицеского.
Но есть и еще одна хитрость - внешний Родитель. Человек часто придает миру личностную окраску. Он формирует тезис «Мир не справедлив ко мне» и этим снимает с себя ответственность за то, что происходит в его жизни.
«Это Бог так решил», «Это объективная реальность», «Это объективные законы», «Это мир так устроен», «Это ученые доказали», «Это он мне сказал, а он не может ошибаться».
Кроме того, эти «объективные законы», религиозные заповеди или традиции формируют решения человека как жить. Ну а если не послушаться, то «Ай-яй-яй - Бог накажет, жизнь накажет, люди накажут».
Родитель во внешнем мире объясняет как жить и формирует всю картину мира. И находится этот Родитель, как это не странно тоже в голове человека. Да он часто воспринимается как что-то внешнее, но по сути это просто куча страхов и предрассудков и большим количеством рационализаций на них.
Для того, чтобы избавится от этого класса индульгирования необходимо избавится от мышления, которое только доказывает уже принятые чувствами (страхами или привязанностями) решения тем или иным способом. Нужно понять, что как на самом деле устроен мир, не знает никто. Нужно научится убирать весь доказательный мусор, докапываясь до первоисточника своих рассуждений и до «истинных, очевидных» утверждений. Все утверждения типа «Мир так точно устроен, потому что ученые это доказали или написали в священной книге» должны быть взяты под сомнения.
Только после этого мир предстает перед нами уже не виде «Большого Объективного Закона», который всячески мешает жить. Мир раскрывается в виде загадки. Он больше не властен над жизнью человека, а скорее оба, как партнеры плетут в нем свои узоры.
А когда угроза и негатив из мира постепенно исчезают, то в других людях обнаруживается удивительная метаморфоза.
4. Ребенок, помещаемый во внешний мир
Родитель объясняет человеку, каким ему нужно быть. Так как эти оценки не адекватны, а местами и просто абсурдны, то Ребенок не способен и не хочет им подчинятся. Но ведь «ай-ай-ай - накажут!», страшно же.
И происходит парадоксальная вещь. Человек обладая определенным качеством, но понимая, что оно не хорошее (в смысле не одобряется Родителем), отрицает его в себе. Так как это качество все таки присутствует, то Ребенок проецирует его на других людей. И уже не я агрессивный, сексуальный, лживый подонок, а люди вокруг меня такие сволочи. Иногда так характеризуется жена (стервозная жена), иногда целая нация - эти агрессивные, грязные хачи, иногда класс людей - эти назойливые продавцы.
Признать в себе эти качества и понять, что остальной мир чаще всего ни при чем, очень сложно. Признать в себе то, что ненавидишь в других людях, о чем часами можешь говорить и критиковать других. Несмотря на сложность предыдущих трех задач именно эта будет казаться чаще всего самой не очевидной.
А между тем этот класс индульгирования причина большинства межличностных конфликтов. Ярые националисты и борцы с аморальным поведением - это очень грустные, но типичные примеры.
Что же происходит с человеком, который сумел победить в себе все эти варианты индульгирования, все эти психические заморочки?
Он наконец-то может заниматься тем, что ему хочется самому. Он обладает четким разумом и здоровым эго, которое способно решать самые сложные задачи. Он взял под личное управление свою психику и готов двигаться дальше.
Человек может наконец-то реализовывать и развивать себя самого (например, телесные, интеллектуальные, творческие или мистические практики) и нести позитивные импульсы в мир, развивая других людей, создавая научные теории, бизнес-структуры и произведения искусства.