3-2-1-процесс работы с тенью

Jul 29, 2007 00:44

3-2-1-процесс работы с тенью

3-2-1-процесс работы с тенью (3-2-1 shadow work process) - это разработанная Кеном Уилбером и Интегральным институтом техника для проработки теневых аспектов сознавания - вытесненных, диссоциированных, отчуждённых чувств, эмоций и личностных качеств.

Согласно Диане Хамилтон, тренеру Интегрального института, 3-2-1 процесс представляет собой «подход, помогающий людям проработать психологический материал, возникающий, как правило, в форме негативного поведенческого паттерна - паттерна, который отвлекает внимание от настоящего момента, тратит излишнюю энергию и несёт повторяющийся характер». 3-2-1-процесс работы с тенью помогает человеку отождествиться (идентифицироваться) с подобным паттерном (который может принимать форму положительной или отрицательной проекции или, например, тревожного персонажа во сне) и затем проработать его, освободить и интегрировать. [1]

Человек нередко встречается с переживаниями, в которых аспекты самости маргинализируются, или вытесняются, по какой-либо причине. Другими словами, некоторая часть того, кто мы есть, выталкивается из сознавания из-за стыда, тревоги или травмы. Данный аспект самости будет часть возвращаться в наше сознавание в форме проекции. Например, мне может сниться сон, в котором присутствует персонаж, беспокоящий меня. Или на семинаре может присутствовать человек, который по какой-либо причине беспокоит меня. Данные проекции или персонажи сновидений всегда показываются в третьем лице, в экстернализированном виде. [1]

3-2-1-процесс можно применить в отношении знакомого, друга, соперника, родителя, товарища по переписки, собеседника в форуме или комментатора в интернет-дневнике и т. д. Цифры в названии процесса соотносятся с позициями восприятия, с которых прорабатывется материал (от 3-го лица, от 2-го лица, от 1-го лица). Соответственно, техника состоит из трёх базовых шагов:
  1. Письменно от третьего лица (он, она, оно) подробно описать, кем является беспокоящий человек (или персонаж из сновидения) и что именно в нём вас беспокоит (раздражает, цепляет, влюбляет...). «Вот так-то он/она выглядит, вот так-то он/она ведёт себя, вот так-то он/она говорит и вот это-то в нём/ней меня беспокоит».
  2. Вступить в «диалог» с беспокоящим человеком от второго лица («ты и я» или «мы»). Необходимо обсудить с ним его точку зрения и высказать ему всё, что вы думаете о нём («умри, чёртов сукин сын!», «я тебя ненавижу, грязный ублюдок!» и т. п.). Если это фигура отца, то вы можете письменно «поговорить» с «ним», «задавая» ему вопросы и затем «отвечая» на эти же вопросы так, как вы считаете, ответил бы он.
  3. Описать точку зрения и взгляд на мир человека его же глазами, то есть уже от первого лица (я), на время как бы «став» им.

Три шага можно сформулировать ещё короче:
  1. Посмотри на это.
  2. Поговори с этим.
  3. Будь этим.

Тогда как в шаге №1 мы отстранённо рассматриваем беспокоящего нас индивида (а точнее - своё восприятие и свою проекцию), во шаге №2 мы двигаем свою проекцию ближе к собственной идентичности путём диалога с ней:

Например, у меня есть проблема с одним человеком, потому что он кажется высокомерным и слишком амбициозным. Есть что-то в этих качествах, что мне не нравится. Как только я подробным образом описал этого человека от третьего лица, далее я начинаю взаимодействовать с этой фигурой, или формировать взаимоотношения с ней путём ведения диалога с фигурой в своём дневнике. Посредством этого я раскрываюсь для этой фигуры и даже учусь чему-то новому, беседуя с ней и задавая вопросы насчёт высокомерия и амбиций. [1]

Шаг №3 подразумевает отождествление с этим человеком или персонажем:

Последней стадией будет идентификация с этой фигурой как мною и помещение фигуры в позицию от первого лица. Я буду представлять, что я этот человек. Я вижу, что я высокомерная. Я излишне амбициозная и я беспокою других по этой причине. Я могу найти в себе некоторое сострадание в отношении того, каково это - быть данной фигурой. Я могу также обнаружить и положительную сторону этих характеристик. Наиболее важно то, что аспекты меня самой, бывшие в изгнании, заново интегрированы и энергия, удерживающая их подальше, освобождены. Вот так и работает 3-2-1-процесс. [1]

Согласно Хамилтон, 3-2-1-работа с тенью соотносится с Большим Умом «в том, что мы пытаемся создать поле, в котором все аспекты самости могут быть приняты как свои и даже оценены, - в противоположность расщеплению и расположению их в мире, отделённом от самости». [1]

Напоследок: isn't it amazing what shadows can do?

image Click to view

 

image Click to view



[1] Big Presence: An Interview with Diane Hamilton // Integral Leadership Review. - Volume V, No. 2 - April 2005.

работа с тенью, 3-2-1, интегральная психотерапия

Previous post Next post
Up