3-2-1-процесс работы с
тенью
3-2-1-процесс работы с тенью (3-2-1 shadow work process)
- это разработанная Кеном Уилбером и Интегральным институтом техника для
проработки теневых аспектов сознавания - вытесненных, диссоциированных,
отчуждённых чувств, эмоций и личностных качеств.
Согласно Диане Хамилтон, тренеру
Интегрального института, 3-2-1 процесс представляет собой «подход, помогающий
людям проработать психологический материал, возникающий, как правило, в форме
негативного поведенческого паттерна - паттерна, который отвлекает внимание от
настоящего момента, тратит излишнюю энергию и несёт повторяющийся характер».
3-2-1-процесс работы с тенью помогает человеку отождествиться
(идентифицироваться) с подобным паттерном (который может принимать форму положительной
или отрицательной проекции или, например, тревожного персонажа во сне) и затем
проработать его, освободить и интегрировать.
[1] Человек нередко встречается с переживаниями, в
которых аспекты самости маргинализируются, или вытесняются, по какой-либо причине.
Другими словами, некоторая часть того, кто мы есть, выталкивается из сознавания
из-за стыда, тревоги или травмы. Данный аспект самости будет часть возвращаться
в наше сознавание в форме проекции. Например, мне может сниться сон, в котором
присутствует персонаж, беспокоящий меня. Или на семинаре может присутствовать
человек, который по какой-либо причине беспокоит меня. Данные проекции или
персонажи сновидений всегда показываются в третьем лице, в экстернализированном
виде.
[1] 3-2-1-процесс можно применить в
отношении знакомого, друга, соперника, родителя, товарища по переписки,
собеседника в форуме или комментатора в интернет-дневнике и т. д. Цифры в
названии процесса соотносятся с позициями восприятия, с которых прорабатывется
материал (от 3-го лица, от 2-го лица, от 1-го лица). Соответственно, техника
состоит из трёх базовых шагов:
- Письменно от третьего лица (он, она, оно) подробно описать, кем является беспокоящий человек (или
персонаж из сновидения) и что именно в нём вас беспокоит (раздражает,
цепляет, влюбляет...). «Вот так-то он/она выглядит, вот так-то он/она
ведёт себя, вот так-то он/она говорит и вот это-то в нём/ней меня
беспокоит».
- Вступить в «диалог» с беспокоящим
человеком от второго лица («ты и я» или «мы»). Необходимо обсудить
с ним его точку зрения и высказать ему всё, что вы думаете о нём («умри,
чёртов сукин сын!», «я тебя ненавижу, грязный ублюдок!» и т. п.). Если это
фигура отца, то вы можете письменно «поговорить» с «ним», «задавая» ему
вопросы и затем «отвечая» на эти же вопросы так, как вы считаете, ответил
бы он.
- Описать точку зрения и взгляд
на мир человека его же глазами, то есть уже от первого лица (я), на
время как бы «став» им.
Три шага можно сформулировать ещё
короче:
- Посмотри на это.
- Поговори с этим.
- Будь этим.
Тогда как в шаге №1 мы
отстранённо рассматриваем беспокоящего нас индивида (а точнее - своё восприятие
и свою проекцию), во шаге №2 мы двигаем свою проекцию ближе к собственной
идентичности путём диалога с ней:
Например, у меня есть проблема с одним человеком,
потому что он кажется высокомерным и слишком амбициозным. Есть что-то в этих
качествах, что мне не нравится. Как только я подробным образом описал этого
человека от третьего лица, далее я начинаю взаимодействовать с этой фигурой,
или формировать взаимоотношения с ней путём ведения диалога с фигурой в своём
дневнике. Посредством этого я раскрываюсь для этой фигуры и даже учусь чему-то
новому, беседуя с ней и задавая вопросы насчёт высокомерия и амбиций.
[1] Шаг №3 подразумевает
отождествление с этим человеком или персонажем:
Последней стадией будет идентификация с этой фигурой
как мною и помещение фигуры в позицию от первого лица. Я буду представлять, что
я этот человек. Я вижу, что я высокомерная. Я излишне амбициозная и я беспокою
других по этой причине. Я могу найти в себе некоторое сострадание в отношении
того, каково это - быть данной фигурой. Я могу также обнаружить и положительную
сторону этих характеристик. Наиболее важно то, что аспекты меня самой, бывшие в
изгнании, заново интегрированы и энергия, удерживающая их подальше,
освобождены. Вот так и работает 3-2-1-процесс.
[1] Согласно Хамилтон, 3-2-1-работа с
тенью соотносится с Большим Умом «в том, что мы пытаемся создать поле, в
котором все аспекты самости могут быть приняты как свои и даже оценены, - в
противоположность расщеплению и расположению их в мире, отделённом от самости».
[1] Напоследок: isn't it amazing what shadows can do?
Click to view
Click to view
[1] Big Presence: An Interview with Diane Hamilton // Integral
Leadership Review. - Volume V, No. 2 - April 2005.