БАЛЛАДА О КРИСЕ-1: КРИС БЕЗ ТАЙН & FAQ

Mar 30, 2009 22:03

"На этот момент в Голландии, должно быть, в личной собственности находятся тысячи крисов. Однако надежной литературы по сути вопроса не существует… В (каталогах) публичных библиотек нет ни одного названия, посвященного крисам". David van Duuren, The Kris


*1
Тайнам и загадкам, связанным с этим наиболее известным оружием Индонезии, будет посвящен отдельный пост (а то, что я уже писал о них - см. соответствующим ТЭГОМ). Ну, а здесь - факты и мнения (достаточно авторитетные) для первого детального знакомства.


*1
Прежде всего, давайте разберемся с написанием и звучанием: по-индонезийски это слово пишется keris, но, как обычно бывает в этом языке в подобных случаях, вторая буква не читается, откуда и взялось европейское kris.
Соответствующую категорию (например, кинжал или меч?) для него подобрать тоже достаточно сложно: во-первых, как утверждают специалисты, в Европе никогда не ковалось ничего подобного; а, во-вторых, размеры криса могут самыми различными: от крошечных женских, которые можно спрятать даже в прическе, и которые не "тянут" даже на кинжал; до более длинных, чем многие мечи:




Правда, бапак Бамбанг - о нем ниже - считает "нормальной" для криса длину клинка от 33 до 38 сантиметров, относя более мелкие и более длинные (в частности, он приводит пример южнофилиппинского длиной клинка 58 см) к категории "не-то-чтобы-совсем-уж-крисов" :-) Даже если они отвечают всем остальным параметрам, о которых тоже ниже).
Да, и еще одно предварительное замечание. Как вы уже наверное заметили, перед каждым фото стоит * и с цифрой. Она означает место съемки:
*1. Моя коллекция
*2. Музей пусак в Таман-мини (см. ТЭГ TMII)
*3. Музей Бали (г.Денпасар)
*4. Музей Сумеданга (см. ЗДЕСЬ)
*5. Реставрированные крисы с Ломбока (балийские)
*6. Лавка на рынке Рава-Бенинг (Джакарта)
*7. Все остальные места :-)


*7
Для определения того, что именно является крисом, а что - нет, я - для начала - воспользуюсь четырьмя критериями, предлагаемыми ведущим специалистом в данной области - специалистом знаменитого амстердамского Royal Tropical Institute David van Duuren в его книге The Kris (Нидерланды, 1998):


Вот они:
1. Основание клинка асимметрично: его передняя (по отношению к держащей руке) часть сходит к кисти намного круче, чем заканчивающаяся у основания намного более длинным выступом задняя.
2. Клинок всегда обоюдоострый.
3. Клинок у основания заканчивается коротким круглым стержнем, который вставляется в рукоять (в большинстве случаев стержень куется вместе с клинком и под небольшим углом к его оси). Исключение: протокрис, о который речь пойдет ниже (он куется сразу с рукоятью).
4. Рукоять всегда не просто функциональна, а что-то изображает (хотя это что-то может быть и абстрактным понятием).
А теперь мы поверим не только разумом гармонию, но и западные стандарты - родными индонезийскими, и возьмем в руки изданную в 2004 году "Энциклопедию криса" уже упоминавшегося выше бапака Бамбанга Харшринуксмо:


И найдем там четыре других критерия:
1. Крис всегда состоит из двух частей: собственно клинка (включая pe(k)si - особый штырь, к которому крепится рукоять) и "накладки" ganja(h) - металлической "планки" у основания клинка (о них подробнее во второй части).
2. Ось клинка всегда несколько наклонена по отношению к ganja(h) [что это такое, я расскажу в следующем посте; в общем - к оси рукояти], а не является ее продолжением.


*4
"Подобное наклоненное или склоненное положение клинка является отражением характерной черты яванцев и других народов Индонезии, считающих, что каковы бы ни были ранг и положение человека, он всегда должен быть склоняющимся и уважительным, и не только по отношению к Творцу, но и к себе подобным", - пишет бапак Бамбанг.
3. О чем я уже упоминал - длина клинка от 33 до 38 см.
4. Хороший крис должен быть сделан минимум из двух, а лучше - из трех материалов: железа, стали и материала для памора (о последнем также речь пойдет в следующем посте).
Как видите, критерии совершенно иные, однако в большинстве случаев крисы, о которых я буду рассказывать дальше, будут отвечать и тем, и тем.
Аллюзия: кстати, кому вообще больше верить в подобных случаях - достаточно сложный вопрос. Все же, когда речь заходит, скажем, о химическом составе, я склонен больше верить западным специалистам. В остальных - местным. Например, г-н van Duuren уверен, что на Форесе крисы не встречаются. Но… вот вам мой добрый знакомый - староста деревни Мело (о ней - ЗДЕСЬ):




О происхождении крисов и их возрасте в Европе высказывалась масса гипотез (я не буду говорить здесь об индонезийских легендах (легендах?), которых не просто масса, а невообразимо много): и что его форма в стилизованном виде повторяет распятие, которое показали мастерам португальские миссионеры; и что она имеет в основе бичи из хвостов скатов; и что все крисы - волшебные, и в них обитает бессмертная душа; и т.д., и т.п. Особенно изячна мысля о том, что крисы с их простой системой крепления рукояти происходят от копий: мол, так разбитые армии могли быстрее бегать - ценный металлический наконечник снимается быстро, а древко просто выбрасывается. И - драпака! :-)
(Как вы видели выше, одним из критерием криса является наклон клинка к оси крепления. Ну, а теперь представьте себе, как удобно пользовать подобным копьем… )
Но бесспорно, что распространенные не только на значительной части территории собственно Индонезии, но и по всей Малайзии, а также на юге Таиланда и Филиппин (и даже - в Камбодже и во Вьетнаме) крисы появились на свет на Яве - именно оттуда родом самые старые образцы.
Согласно яванским хроникам, первые крисы выковал еще в 228 году н.э. святой кузнец Рамади. Как считает г-н Duuren, основываясь на своих критериях, ни на одном из тысяч барельефов Борободура (см. ЗДЕСЬ), отображающих все стороны жизни тогдашнего общества (суда, например, там найдешь без труда - см. ЗДЕСЬ), ничего похожего на крис нет.
(Вот ЗДЕСЬ - неслабая коллекция изображений крисов на построенном вскоре Борододура Прамбанане).
Однако бапак Бамбанг, исходя из своих критериев криса, находит его на Борободуре без труда - и не один! (Автор "Энцикопедии криса" вообще считает, что первые были сделаны на Яве примерно в VI-VII вв. н.э.) И не только на Борободуре (и Прамбанане): оба автора согласны с тем, что на вот этом барельефе на чанди Сукух в предгорьях горы Лаву (см. ЗДЕСЬ) на границе Центральной и Восточной Явы ( СУКУХ и чанди ЧЕТО - последних индуистских памятниках на Яве - буду рассказывать отдельно) мы видим кузнеца-Биму (о нем - ЗДЕСЬ), кующего именно крис.


На этом барельефе Бима кует прямой крис,…


…безымянный для нас помощник (справа) раздувает меха,…


…а Ганеша (см. ЗДЕСЬ), как ему и подобает, помогает обоим преодолеть препятствия.


А при чем тут собачка в руках Ганеши? А мы не знаем… Мы вообще много чего не знаем о крисах, и кое-какие из подобных загадок я назову в четвертой части - ТАЙНЫ КРИСА.

"Протокрисы" (которые, как утверждает г-н Duuren, в Индонезии называют keris Majapahit - по имени империи, контролировавшей весь нынешний Индонезийский архипелаг, а порой - и кое-какие другие государства - не буду напоминать, чтобы не напоминать этим некоторым об их печальном древнеколониальном прошлом :-) в то время, как бапак Бамбанг решительно возражает, уверяя, что выражение keris Majapahit используется лишь на Западе :-) а сам называет "протокрисы" keris sajen или keris sesaji), …


*4


*2
…отвечают практически всем критериям "полного" криса, кроме третьего у западного специалиста и второго у индонезийского. Действительно, "прото-": угловатая фигура на рукояти напоминает изваяния, характерные сейчас для Калимантана и Сулавеси, а никак не Явы…


*2
Судя по всему, "протокрисы" положили начало полноценным крисам со съемной рукоятью, однако форма первых уже настолько устоялась в традиции, что позже их продолжали ковать параллельно с ними (как минимум, до конца XIX века) - видимо, для применения в качестве амулетов (как считает van Duuren)… Бапак же Бамбанг рассказывает, что использовались они преимущественно для религиозных церемоний на уровне деревни, что и объясняет достаточно примитивную для криса форму и работу: особенно с ними явно не возились…
Самый старый уверенно датируемый крис, много лет назад подаренный голландскому врачу яванским князем, сына которого он вылечил, потерян. Но дата - 1342 год - сохранилась…

А в заключение - несколько часто задаваемых вопросов (FAQ) о том, что такое НАСТОЯЩИЙ крис:
1. Правда ли, что он бывает только пламевидный? Нет. Есть масса настоящих, но совершенно прямых крисов.


*4


*2
Но уж если он имеет изгибы, то их число непременно будет нечетным. Причем бапак Бамбанг считает "настоящими" крисами только те, что имеют от 3 до 13 изгибов (как из правильно считать, расскажу в одном из последующих постов). Хотя это далеко не предел:


*4
И даже:


*2
Кстати, об изгибах, которые по-явански называют luk (не "люк", а "лук" :-) Думаю, это совпадение (лук, из которого стреляют, ведь тоже изогнут, правда?) не случайно: санскрит? Ау, знатоки!)
2. Правда ли, что настоящий крис куется только с применением метеоритного железа? Нет. Главное - это соблюдение "эмпУ" (мастером-кузнецом) всех духовных норм, мантры и молитвы, а не химический состав металлов :-)
Хотя после многие знаменитые крисы были, действительно, выкованы именно с использованием метеоритного железа, но об этом подробнее - в следующем посте.
3. Правда ли, что крис обычно отравлен? Полный бред. Крис, КАК ПРАВИЛО, НЕ бывает отравлен (хотя нельзя исключить, что "где-то кое-кто у них порой" и делал это). Миф, скорее всего, родился вследствие того, что крисы, действительно, обрабатываются мышьяком - но не для того, чтобы отравить клинок, а чтобы "проявить" памор (что это такое - в следующем посте).
Аллюзия: все дело в том, что крису просто не надо быть отравленным для того, чтобы оставаться смертоносным. Если его используют как колющее оружие, то поворот клинка на 90° перед извлечением из раны в сочетании с влажным экваториальным климатом практически гарантирует, что раненый уже не поправится.
Ну, а если крис применять как режущее оружие, то (в случае с пламевидным клинком) включается эффект пилы, и даже крис стандартного (по бапаку Бамбангу размера) без труда перерезает позвоночный столб и сносит голову с плеч…
Однако бапак Бамбанг упорно отрицает, что крис вообще создавался с целью смертоубийства и настаивает на его исключительно духовном предназначении (полагаю, что бапак здесь все же несколько увлекся - ведь известны специальные "крисы палача" :-) Хотя некое зерно, бесспорно, имеется…)

А вот это, между прочим, тоже крисы:


*6


*6
Только они не отвечают одному из канонов (не критериев, а именно камонов - p(e)rabot: подробнее в следующем посте), коих, как известно, ровным счетом 240, и бапак Бамбанг относит их к категории keris owah-owahan:


*1


*1


*6


*6

Следующие части:
Баллада о крисе-2: ПАМОР - ДУША КЛИНКА
Баллада о крисе-3: КЛАССИФИКАЦИЯ - THE DEVIL IS IN THE DETAILS
Баллада о крисе-4: БАЛИЙСКИЕ КРИС И КУЗНЕЦ + Крис в балийском танце барис
Баллада о крисе-5а: ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ-1. БАРОНГ И ТРАНС
Баллада о крисе-6: НЕ ТОЛЬКО КЛИНОК…
Баллада о крисе-7: ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО "ПОЧЕМУ" И "КАК", а главное - "ГДЕ?"
Баллада о крисе-8: НЕ ТОЛЬКО КРИС...
Баллада о крисе-9: ЕЩЕ РАЗ - КАК КУПИТЬ КРИС
Баллада о крисе-10: Коллекция бапака Неки (Музей в Убуде)
Баллада о крисе-11: Мадурские крисы от бапака Неки
Баллада о крисе-12: Бапак Нека ставит крисы - свои и мой
Баллада о крисе-13: " Приручаю" балийский крис
Еще коллекции:
Музей Мулавармана (Тенгарон, Вост. Калимантан)
Крисы Южного Сулавеси

Крис с Сабаха (Малайзия)

Не только крис:
КЛЕВАНГ
КУДЖАНГ
МАНДАУ
РЕНЧОНГ
Иланг Сакуит - меч охотников за головами
СУМПИТАН

Чужие крисы:
Отличная (хотя и не без мелких неточностей) СПРАВКА
от kotomysh;
Манголоюдо: и крис, и сабля
Крис Рембрандта и другое оружие ЮВА

craft, keris, java, book, religion, history

Previous post Next post
Up