Парусник "Боробудур", или зачем индонезийцам Африка

Mar 02, 2008 06:37

Пару лет назад близ построенного в VIII веке н.э. самого большого в мире буддистского храма Боробудур появился новый музей. Как ни странно, в нем стоит судно - двадцатиметровый парусник, который носит то же самое имя.



Highlights: Sailing from Jakarta to Ghana

С 15 августа 2003 года до 23 февраля 2004 этот кораблик проделал свыше 11.000 морских миль от Джакарты до Аккры (Гана), зайдя за эти полгода на острова Килинга (Кокосовые), Сейшельские острова, Мадагаскар и в Южную Африку.



Фото с официального сайта экспедиции

Это, конечно, удивительно, на какое отношение парусник имеет к знаменитому яванскому храму? Дело в том, что прототипом для него послужили пять имеющихся среди тысяч барельефов Боробудура изображений судов с балансирами.



А построен он был индонезийскими мастерами с расположенных в 60 милях к северу от Бали островов Кангеан лишь из тех материалов и только с помощью тех инструментов, что были доступны судостроителям Явы в восьмом веке.



Целью необычной экспедиции было доказать, что предки нынешних индонезийцев, действительно, в первом тысячелетии новой эры на подобных и даже намного более мелких судах с командами не более 30 человек регулярно плавали к побережью Южной Африки и обратно по так называемому "коричному пути". И даже поднимались на север вдоль западного побережья Африки - как минимум, вплоть до нынешней Ганы.

UPD 06.07.12: А 30 индонезиек вообще стали родоначальницами всего нынешнего населения Мадагаскара

Считают, что при благоприятном ветре путь до Мадагаскара с остановкой на Мальдивах путь тогда занимал примерно месяц, но, учитывая возможность штиля, часть провианта брали с собой из расчета на пару месяцев (Мальдивы тогда были не слишком благоприятным местом для пополнения запасов, скажем, риса).
Кстати, наши историки писали об этом уже давно. И приводили в качестве доказательства близость малагасийского языка, на котором говорят на Мадагаскаре, малайско-полинезийской семье языков. Однако не все были с этим согласны. Странной казалась уже сама мысль о том, что древние суденышки с балансирами с легкостью пересекали громадные просторы Индийского океана, доставляя в Африку шелка и пряности и забирая оттуда железную руду и слоновую кость.
Дорога была нелегкой. Уже через месяц пути сильнейший шторм в клочья порвал один из главных парусов корабля. Однако тот продемонстрировал отличные мореходные качества.
Командующий необычным кораблем англичанин Филипп Бил восхищается мореходными качествами своего детища. "У побережья Южной Африки он развил скорость в 11 узлов. Большую часть времени корабль демонстрировал чертовскую эффективность. Он без всякого труда может делать семь или восемь узлов", - рассказывал потом Бил.
Да, на судне имелись компьютер, современной радар, система спутниковой навигации и сотовый телефон. Однако во всем остальном он - точная копия судов древних индонезийцев. Вплоть до расположенных по бокам двух балансиров, крепления которых делают "Боробудур" похожим на паука. Кстати, в точности такие балансиры индонезийцы используют и по сей день.



Бил, которому перед плаванием исполнилось 42 года, бросил работу менеджера в Лондоне, чтобы осуществить свою давнюю мечту: построить корабль, который он увидел среди протянувшихся на четыре километра барельефов древнего храма еще в возрасте 21 года.
"Нас избивали несколько штормов, особенно в Мозамбикском проливе. Но это - крепкое судно, - говорил Бил. - Его построили индонезийские островитяне, и оно вело себя прекрасно".

А в качестве бонуса - еще несколько фоток судов с балансирами.











UPD от 17.06.2009: MANILA, Philippines (AP) _ The first Filipinos to conquer Mount Everest hope to sail around Southeast Asia and then to Africa in a replica of an ancient boat _ a feat they hope will inspire unity in the politically fractious Philippines, organizers said Wednesday.
The balangay, a wooden-hulled boat used in this archipelago about 1,700 years ago, will set sail from Manila Bay on June 27, said project leader Art Valdez.
Several Badjao tribal craftsmen were flown to Manila from the southernmost province of Tawi Tawi to painstakingly construct the 16-yard (15-meter) boat according to ancient traditions using primitive tools and not a single nail, Valdez said.
The adventurers plan to stop at some 75 ports in the Philippines then head off around Southeast Asia before considering whether to attempt the voyage across the Indian Ocean to Madagascar off the southeast coast of Africa, he said.
The Madagascar leg of the voyage will depend on the state of the vessel and its crew, Valdez said. The entire expedition is expected to last past the end of 2010.
A balangay is a fair-weather, round-bottomed sailboat with a prominent bow. In ancient times, balangays could accommodate as many as 50 people and often entire families lived on board. Sailors sat on benches attached to the ribs of the hull, and were protected from the sun and rain by a canopy stretched over the central part of the hull.
Five coast guard personnel who won the country's praise in 2006 and 2007 as the first Filipinos to scale Mount Everest will lead the voyage accompanied by about a dozen crew of expert mariners and navy guards. Seafaring Badjao tribesmen will navigate guided by the stars and other natural indicators.
A Philippine coast guard patrol ship will tail the boat in case something unforeseen occurs, Valdez said. The crew will sometimes live on the boat and sometimes lodge on land, he said.
Janet Belarmino-Sardena, a member of the crew and the Philippine coast guard, said they hoped the voyage would unite Filipinos and instill courage in them to overcome poverty.
The Philippines, formerly among Southeast Asia's most stable economies, has degenerated into one of the region's economic laggards, often distracted by political conflicts, coup attempts and rampant corruption. Communist and Muslim separatist rebellions have raged there for 40 years.
"We were once very superior," Sardena told The Associated Press. "We have to get that pride and confidence back."
She said the voyage should project a message that "Filipinos can do anything."
"When you watch the news, you see so many problems," said crewmember Erwin Emata, who scaled Everest in 2006. "Instead of joining the rallies, we look for ways to make children realize that we have a glorious past," said the father of three.
Rey Santiago, an archaeologist at the Philippine National Museum, said nine original balangay boats were discovered in the 1970s in southern Butuan city, three of which are on display in museums. One has been estimated to be at least 1,689 years old based on carbon dating tests, he said.
Balangays traditionally had wooden hulls reinforced with rib-like wooden frames and palm cords. They were used as dwellings, cargo boats and war ships.
Although they are no longer in use, Badjao tribesmen in Tawi Tawi and other tribes still practice the ancient building methods.
Philippine villages are called barangays in the Tagalog dialect, perhaps because boat-dwelling people were among the country's earliest communities, Santiago said.
"It's a time capsule," he said. "In it, you can find the story of the Filipino people." 

candi, yogya, history, transport

Previous post Next post
Up