"Исследование С. Городецкого (
Анчар. Antiaris toxicaria Leschn. в отношениях фармакогностическом и фармакодинамическом. Диссертация на степень доктора медицины, М., 1894) имеет в основном экспериментальный характер; автор исследует выделяемый анчаром яд - антиарин - и его действие на животных на собственных лабораторных опытах; материалом для этих опытов послужил сок анчара, привезенный с Явы профессором В. А. Тихомировым в 1891 году. В первой главе книги «Историческое и народное значение анчара» идет речь о стихотворении Пушкина и высказываются некоторые предположения относительно его источников..."
В.Г.БоголюбоваВот уже в который раз сталкиваюсь с тем, что в XIX и самом начале ХХ вв. Россия вела на Яве намного более интенсивную научную деятельность, чем в век "глобализации". О П.Ф.Горянинове уже упоминалось
ЗДЕСЬ, а ведь были еще профессор Харьковского университета А.Н.Краснов (экспедиция в 1890-х гг.), профессор того же университета В.М.Арнольди (экспедиция 1908-09 гг.), а теперь оказывается, что на Яве также бывал еще и профессор Тихомиров …
Ну ладно, это было вместо предисловия… Тема у нас сегодня будет другая: а как используется яд анчара?
"Стрелы - или дротики - которые смазываются этим ядом по-малайски называются Sompit [или sumpit] и представляют собой тонкие палочки длиной самое большее в фут, но все же порой и в полтора фута, изготовленные из тонкого кусочка дерева или тростника, толщиной со стебель овса, но прямые и твердые.
Спереди выступает косточка или маленький зуб акулы - их-то и обмазывают ядом… На конце - продолговатая маленькая пробка, подогнанная по форме к отверстию в духовом ружье.
Эта труба или Sompittan [sumpitan] - длиной в рост человека и изготовляется из твердого и черного дерева - внутри длинной пустой трубки, в которую можно просунуть только мизинец; очень прямой и ровно просверленной.
Эти самые снаряды или духовые дротики вылетают из нее с неожиданной силой и бьют на дистанцию пистолетного выстрела. Как только стрелка во что-то попадает, маленький крючок остается в нем, тогда как освободившаяся от него стрела вырывается или отваливается сама.
Как только яд попадает в горячую кровь, он немедленно распространяется по всему телу пока его не начнешь чувствовать во всех венах. Он вызывает сильный жар, а затем - головокружение, за которым следует слабость и смерть.
Во время войны эти стрелы держат в бамбуковом колчане с плотно прилегающей крышкой, …
…но по истечении года эти дротики начинают терять часть своей силы. …
Яд считают безвредных до тех пор, пока он смешан с соком Lampujang'а [видимо,
lempuyang wangi - Zingiber zerumbet, sin. Z. aromaticum; еще одна разновидность джаму - см. тэгом] и даже говорят, что без этого сока он не затвердеет должным образом… Но как только он смешан и нанесен, то становится настолько твердым, что они могут прострелить им щит насквозь". Georg Everard Rumph (
Rumphius, ?1628-1702)
"Сумпитан - это трубка, изготовляемая из твердого дерева (обычно -
Casuarina equisetifolia) при помощи бура диаметром в четверть дюйма - и столь замечательно, что просто удивительно, как все это выходит - я так и не смог научиться. Длина - 7-8 футов, и одна из особенностей изготовления заключается в том, что он остается совершенно прямым. По изготовлении к верхней части крепится железный прицел, а к нижней - наконечник копья.
Стрелы обычно имеют девять дюймов в длину, из ребер листьев пальмы Nibon… [Nibong? Oncosperma tigillaria? Кажется, это она:]
…но иногда и из внешней древесины самого дерева. Острый конец смазывается смертоносным смолистым ядом, главным компонентом которого является сок Upas [см.
АНЧАР]. Высыхая, он становится твердым и хрупким, образуя подобие футляра, который остается в пронзенном стрелой объекте после того, как она отваливается наружу.
Обратная сторона стрелки втыкается в небольшой конус, изготовляемый из рыхлой сердцевины Nibon, которая сжимается, как пробка; сердцевина полностью перекрывает внутреннюю часть трубки, но не обладает такой сопротивляемостью, как более твердая древесина; она все же не дает воздуху убежать, пока стрелка не пробежит всю протяженность трубки, получив достаточный импульс для полета на расстояние в 150 ярдов.
Сила такова, что [стрела] входит в хвойную древесину на дюйм. Как говорят малайцы, воздействие отравленной стрелы приводит к онемению членов, лишая жертву сил - до наступления смерти". Captain Sir Edward Belcher,
Narrative of the Voyage of H.M.S.Samarang during the years 1843-1846 Ну, а теперь просто посмотрим, как проходили в этом году соревнования по "ньюмпит" (sumpit -> старательно образуем глагол menyumpit -> а потом для простоты сокращаем: nyumpit) в Тенгаронге:
P.S. Блогу сегодня - три года. И к этой дате вот-вот будет пройден 20-тысячный рубеж (по числу фото) и уже пройден 8,5-миллионный (по числу посещений) в прилагаемой к нему
ФОТОГАЛЕРЕЕ …
Что я могу сказать по этому поводу? Вроде, получается: уже начали звучать упреки, что информации "слишком много". Надеюсь, еще годика два - и это можно будет называть "энциклопедией" уже без кавычек :-)
Upd:
Сумпитан на Сабахе