или ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ КРИСОМ И ГЕККОНОМ?
Несмотря на завлекательный второй заголовок - самый, пожалуй, скучный, и одновременно самый необходимый пост серии: дьявол, как известно, укрывается в деталях, и без хотя бы базового понимания хотя бы самых важных из них мы просто не сможем идти дальше (предыдущие посты -
ЗДЕСЬ и
ЗДЕСЬ).
Вся совокупность крупных, мелких и крохотных составляющих крис элементов (а каждый из них - пусть даже величиной в миллиметр - имеет собственное название) - выступов и впадин, изгибов и разводов памора - называется prabot ("форма", канон). При этом имеется в виду не только клинок, но и его рукоять, ножны, а также два кольцеобразных элемента, одевающихся на место соединения рукояти и клинка: selut (побольше, с камушками, в самом центре) и mendak (колечко поменьше и ближе к клинку, с выпавшими камушками):
В бесчисленные детали особенно углубляться мы не будем (да и о ножнах и рукояти поговорим отдельно), а потому здесь я упомяну лишь:
Pe(k)si - тот самый штырь, к которому крепится рукоять, длиной обычно 5-7 см. и диаметром 5-9 мм.:
*3
Ganja(h) - металлическая "планка" у основания клинка куется отдельно и даже имеет в своем основании отверстие для pesi; однако считается равноправной и неотъемлемой частью клинка.
Видимо, все дело здесь в символическом значении: как поясняет бапак Бамбанг, собственно клинок (bilah) символизирует мужской элемент неразрывного целого (лингам), тогда как ganja - женский (йони).
*2
Вот тут очень необычная:
*3
А в целом форма ganja напоминает ящерку-геккона, которых в Индонезии зовут "
ЧИЧАК" (об этих милых созданиях мы еще поговорим перед тем, как перейти к богине Сарасвати, чьими верными спутниками они являются) - с приподнятой головой, но без ножек…
Передняя часть ganja даже называется: sirah cecak, тогда как противоположная - buntut (хвост) cecak.
Pejetan (blumbangan) - углубление, куда при хвате ложится большой (а с другой стороны - указательный) палец (на фото ниже квадрат с выступом влево):
*4
*2
Вот тут тоже хорошо видно - сразу под осью клинка:
*1
Кстати, вот такое положение идеально для хвата:
*4
gandik (передняя нижняя часть клинка) - это, пожалуй, самое интересное, потому что именно здесь куются фигурки или части тел различных животных, характерные для очень и очень многих крисов. Пожалуй, очень часто это бывает telale gajah - "хобот слона":
*4
*1
Немало также singa barong - сидящих львов (по мнению бапака Бамбанга - элемент, заимствованный из Китая).
*2
*1
*1
Но больше всего, пожалуй (особенно на Бали), naga sastra - змеев нага:
*1
*6
Обычно - но далеко не всегда - тот же мотив повторяется и на ножнах (о них - позже):
На противоположной от gandik задней части основания клинка имеются частые "зубчики", каждый из которых имеет свое название, а вся совокупность называется greneng (вот они сверху):
По одной из версий, объясняющих происхождение этого элемента, greneng - это просто-напросто подпись эмпу :-)
Повторяю индекс фото:
*1. Моя коллекция
*2. Музей пусак в Таман-мини (см.
ТЭГ TMII)
*3. Музей Бали (г.Денпасар)
*4. Музей Сумеданга (см.
ЗДЕСЬ)
*5. Реставрированные крисы с Ломбока (балийские)
*6. Лавка на рынке Рава-Бенинг (Джакарта)
*7. Все остальные места :-)
Следующая часть - БАЛЛАДА О КРИСЕ-4: БАЛИЙСКИЕ КРИС И КУЗНЕЦ -
ЗДЕСЬ