БАЛЛАДА О КРИСЕ-5а: ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ-1. БАРОНГ И ТРАНС (Мистика-3а)

Apr 06, 2009 07:18

"Крис никогда не был "просто кинжалом": он был tenget, "заряженным" объектом, полным таинственной силы стали и секретов ковки. У нас в [деревне] Джимбаран есть крис, считающийся врученным непосредственно богом, и в наши дни он служит лишь для того, чтобы перерезать удерживающий маску нашего священного Баронга - Dewa Ayu - шнур, когда приходит время отделить маску от тела, а танцевальной труппе - передохнуть. Все прочее время крис спрятан в специальном святилище в храме [как устроен балийский храм см. ЗДЕСЬ]". Fred B.Eiseman, BALI: Sekala & Niskala


"В-ваших идеальных людей н-на неприятельские б-базы сбрасывать надо. Н-на страх а-агрессору". Выбегалло попятился, заслоняясь рукавом зипуна." АБС

"Для простых яванских крестьян, торговцев-бугов или филиппинских пиратов их крис был лишь оружием самозащиты и амулетом - не более и не менее. Но, тем не менее, они прекрасно знали (и это верно, прежде всего, в отношении яванцев и балийцев), что кузнец привнес в крис нечто особое или необычное, чего не было в другом личном оружии. Кузнец "одухотворил" крис"… David van Duuren, The Kris


Прежде всего, я должен предупредить, что затрону здесь лишь небольшую часть таких тайн и загадок: отчасти потому, что на этот момент далеко не до всех привезенных из Индонезии книг мне удалось добраться (особенно огорчает недоступность вот этой):


Тем не менее, обсудить все это в одном посте просто невозможно, так что не беда - для НАЧАЛА разговора, думаю, достаточно. Тем более, что сначала придется подвести кое-какие итоги…
Вот это фото я уже показывал в ЭТОМ ПОСТЕ:


Там же имела место оживленная дискуссия, итогами которой, признаться, я не удовлетворен. Потому что пока что никто не смог объяснить, как эмпу могли обеспечивать такой баланс асимметричного по определению криса без всяких расчетов и крайне примитивным инструментарием (см. ВТОРОЙ ПОСТ).
Кстати, о балансе. Серьезные крисы изготавливались на заказ и "под размер" будущего владельца (обычно главное внимание уделялось размеру большого пальца). Так что параметры все время менялись, но крисы стояли!
Кстати, об инструментарии. По поверью, эмпу древности обрабатывали раскаленный металл голыми руками. Легенда? Но на некоторых старых крисах имеются небольшие вмятинки, в точности повторяющие те следы, которые оставили бы пальцы маленьких рук яванцев…
Аллюзия: как всегда, когда речь заходит о мистике, я ничего не доказываю и ни на что не претендую… Мое же мнение по этому поводу можно прочесть ЗДЕСЬ. Почитать о некоторых других загадках Индонезии можно ТЭГОМ "МИСТИКА" - на блоге.

Итак, настоящий крис имеет kasiat - волшебную сущность, душу, взаимодействующую с его владельцем и всегда помогающую ему. А потому яванец без криса - "не полон".
Я уже упоминал где-то, что уважающий себя яванец должен иметь: 1. крис; 2. дом; 3. выезд; 4. певчую птицу; 5. жену. Но, на самом деле, в старые добрые времена яванец при парадном выходе имел при себе сразу три криса: свой собственный (заказной "под размер"), наследный крис-пусаку (см. ЗДЕСЬ) и подаренный ему тестем. (Что бы не утверждала по этому поводу русская Вики, обнаружившая также ядовитую железу у "драконов" Комодо, на войну он так не ходил :-)
Крис настолько идентицифировался с его носителем, что его можно было послать вместо себя… на собственную свадьбу! Или, скажем, заболевший судья отправлял его вместо себя вершить расправу и даровать милость…
Крис имел не только имя собственное, но и титул!
Но даже титулованный крис был "неполон" без своей половинки - законного владельца, и тогда его настоящим хозяином становился ampuh - это kasiat, который проявляет себя самостоятельно (нечто похожее на известных нам "джиннов в бутылке": открывая ее, не знаешь, что ему взбредет в голову - строить дворцы или их разрушать…) Именно ampuh заставляет крис застревать в ножнах в тот момент, когда он нужен позарез, или дребезжать в них, просясь на волю, а то и вообще удирать из дома (или даже музея) по ночам, чтобы испить крови врагов…
"Поступали сообщения, что тот или иной впавший в амок [еще одна тема, о которой будем говорить специально - М.Ц.] человек, размахивавший своим крисом и без разбора убивавший других, сам находился под воздействием криса, и не мог хоть как-то контролировать свои чувства". Fred B.Eiseman, BALI: Sekala & Niskala
Так что смотрите внимательно, какой крис вы покупаете! Ведь были и такие, которые специально делались для врагов с тем, чтобы навлечь на них жуткие неприятности и беды.
Яванские (и не только) хроники полны рассказов о крисах, которые умели летать, поражая врагов самостоятельно, а некоторыми было достаточно просто указать на врага…
"Некоторые крисы надо хранить лишь под открытым небом, а некоторые настолько могучи, что их никогда нельзя даже проносить под чем-то - включая ворота". Fred B.Eiseman, BALI: Sekala & Niskala
Вообще, я усиленно рекомендую интересующимся Индонезией купить (если вам повезет ее найти) превосходную трилогию Фреда Эйземана о Бали: не так много пишущих об Острове богов и демонов не просто прибыли на него много лет назад, но и приняли балийский индуизм и поселились в обычной деревне в качестве обычного ее жителя, а потому, во-первых, не делают обычных для "пришлых" дурацких ошибок; а, во-вторых, знают такие детали, о которых не упоминает больше никто.
Но сначала одно необходимое пояснение: вот это и есть Баронг (и пусть вас не смущают его размеры - бывают маски и покрупнее)…


…главный персонаж одноименной священной танцевальной драмы, посвященной самой важной и животрепущей для нормального балийце теме: поддержанию баланса между добром и злом (я не шучу). Баронг - тоже тема неисчерпаемая, и как минимум пару постов я ему еще посвящу. А пока воспользуемся лишь некоторыми фото для иллюстрации рассказа Эйземана (я буду писать его как персонаж - по-русски и с заглавной, а как представление и труппу - латиницей и строчными):
"Я купил себе крис, потому что стал членом труппы barong нашей деревни, а ее членов побуждают, но не принуждают иметь крис. Если чей-то крис физически достаточно прочен, его часто используют входящие в транс во время представления barong.


Слабые крисы, которые легко гнутся и могут сломаться, не разрешены. Мой считается прочным, и мне пришлось отдать его Сопиру - pemangku [младшему жрецу] barong за день до первого применения. Его жена приготовила специальныую жертву prayascita, а на ночь его поместили в павильон с barong. Лишь после этого его стало можно использовать в представлении…
В наших представлениях barong обычно участвуют десять и более людей, которые входят в транс и "колют" себя крисами.


Порой в этом участвуют не менее 20 или даже больше.


И каждый член вспомогательной группы - sekan barong, - у которого есть крис, носит его. Как я уже упоминал ранее, по большей части эти крисы выглядят достаточно заурядно: они не украшены и имеют простые, не украшенные клинки.


Из более чем ста членов полной труппы barong крисы, вероятно, имеют около 40. Из них, возможно, лишь 25 считаются достаточно прочными, чтобы использоваться теми, кто колет себя. Эти крисы обычно имеют толстый клинок с ребром упрочнения на всю его длину.


Тех, кто входит в транс и участвует в ритуале, когда колют себя, в Джимбаране зовут babuten. Их приводит в ярость противница Баронга - Рангда - и они приходят в неистовство. Их лица искажаются от напряжения и ненависти.


Как раз когда Рангда разносит Баронга наиболее активно, они выпригивают вперед с того места, на котором сидели, рыдая, на земле рядом со своим Баронгом; и, хватая крис у ближайшего члена группы, бегут вперед по узкому проходу, оставленному зрителями посередине главной улицы, и сталкиваются лицом к лицу с Рангдой с готовыми к атаке крисами.


В нашей деревне никто из babuten не наносит Рангде настоящих ударов. Но я видел деревни, где это происходит.


Но Рангда настолько могущественна, что она может выдержать нападение без всякого урона для себя. В Джимбаране babuten, разъяренные неспособностью защитить своего Баронга, возвращаются в храм и обычно проводят полчаса или около того в ярости коля себя. Мышцы напрягаются, когда они направляют клинок криса против своей груди.


Но сила Баронга больше силы Рангды…


…и мало кто ранит себя.
Иногда раны все же имеют место, и если это происходит, …


…то это всегда объясняют нарушением получившим ранение babuten одного из множества табу, которые он должен был соблюдать как член sekan barong. Тогда pemangku [на заднем плане в белом]…


…велит отнести раненогов павильон barong, где лечит его святой водой, красным ГИБИСКУСОМ, порошком сандалового дерева, АРАКом и молитвами. Говорят, что залеченные таким образом раны полностью исцеляются за пару дней".
P.S. А вот еще один рассказ: David van Duuren, The Kris: "Этот мужчина, которому уже исполнилось 50 лет, получил образование на Западе, блестяще говорил по-голландски и попеременно жил и работал в Джакарте и Амстердаме. Вот его рассказ:
- Когда я был маленьким, то просил отца дать мне мой собственный крис, но он отвечал, что я слишком мал, и что мне надо подождать - возможно, много лет. Я, однако, настаивал. Устав от моего нытья, отец однажды взял меня с собой к дукуну - традиционному яванскому деревенскому врачу [перевод "шаман", возможно, был бы точнее - М.Ц.], чтобы рассказать тому о моей мечте. Дукун выслушал меня и начал разговор. К сожалению, я не помню, о чем шла речь, но по завершении беседы он сказал отцу, что, возможно, я УЖЕ готов для криса. Затем он отвел нас на кладбище. Там было темно и тихо - жуткое место! Я был испуган, но нам пришлось долго ждать. Неожиданно мы увидел струившийся из дыры в земле перед нами дым, а уже через секунду из дыры, извиваясь, выползла змея. Я тут же спрятался за спиной отца, который и сам чувствовал себя не слишком комфортно, однако дукун заверил нас, что бояться нечего и велел мне подойти к змее. Дюйм за дюймом я придвигался к змее, которая лежала неподвижно. "Хватай ее, быстро!" - вдруг крикнул дукун. Я выполнил его приказ, но в моей руке оказалась не змея, а крис! Я храню его и по сей день. Они висит на стене в моей спальне и защищает меня".
P.P.S. Пара слов о фото barong. Это, конечно, не настоящее деревенское священное представление, а версия "для показа" (один имел место в Джакарте, другой - на Бали), но достаточно высокого качества. Все же просьба отнестись к ним как к иллюстрациям и не выискивать раны и шрамы :-)
P.P.P.S. Отдельная тема - легенды, мифы и рассказки о крисе в России.
Вот ПРИМЕР (спасибо elena1958).

Следующая часть - Баллада о крисе-6: НЕ ТОЛЬКО КЛИНОК

ЕЩЕ о БАРОНГЕ:
Фото: 01
В балийских танцах: Чалон Аранг; Кечак; Баронг ( версия Гианьяр); 
Сингабаронг и яванский танец реог 
Танец на картинах: 01
Церемония нгелаванг: 01 и 02

dance, java, mystic, что-дают, craft, bali, keris, book, religion, jamu

Previous post Next post
Up