РЕОГ: ЧТО ПОЛУЧИТСЯ, ЕСЛИ МУЧИТЬСЯ ПАРУ ТЫСЯЧ ЛЕТ… или СИЯНИЕ НУСАНТАРЫ-2008/2

Nov 01, 2008 08:22

И без того один из самых знаменитых в Индонезии восточнояванский танец реог совсем недавно получил дополнительную известность после того, как именно он стал причиной серьезного обстрения отношений между Индонезией и Малайзией (двумя братскими странами, которые именно по этой причине не слишком любят друг друга. Примерно так же, как Россия и Украина :-) Подробнее см. ЗДЕСЬ).


Да, забыл сказать: нужное количество голосов в пользу продолжения парада танцев «СИЯНИЕ НУСАНТАРЫ-2008» (начало см. ЗДЕСЬ) собрали. А пока я продолжаю ждать из Бандунга синопсис, расскажу вам о реоге, для которого синопсис мне не нужен.


Highlights: Kemilau Nusantara-2008 / Reog, East Java
Потому что у меня есть вот эта дивная книга из все той же серии INDONESIAN HERITAGE. В данном случае том VIII - Performing Arts:


Но вернемся к реогу. На сей раз лучшие представители провинции Восточная Ява, где и находятся главный центр этого искусства город Понорого, расстарались не зря - они вошли в тройку победителей (в этом году вполне по-индонезийски решили первое-второе-третье места не давать, а просто определить тройку лучших).


На первый взгляд, реог интересен, прежде всего, вот такой маской, которую называют singabarong (то есть, «львиный» (singa) баронг. Одну из балийских версий танца баронг см. ЗДЕСЬ, а чтобы объяснить, что такое баронг, потребуется отдельный пост (UPD: не, в один не уложится. Начало см. ЗДЕСЬ). Если вкратце, то он - наше все самое доброе :-) ). И пусть вас не смущают ее размеры (а только венчающая сингабаронга корона из перьев может весить до 60 кг). Все равно это именно маска…


Перья при ее изготовлении применяются исключительно павлиньи, которые раньше в таких количествах можно было достать только в Индии (нетрудно представить себе, во что это обходилось пару веков тому назад).
Несмотря на подобный вес, опытный танцор может в ней не только стремительно передвигаться, …


…но и вытворять с самой маской просто чудеса - например, выстроить вот такого суперсингабаронга (кое-что еще покажу в самом конце):


Причем чудеса акробатики показывают не только «большие маски», но и второстепенные персонажи, о которых чуть позже.


С другой стороны, реог интересен своей историей. Считают, что он восходит (или нисходит) к тем временам, когда вокруг Понорого еще были джунгли, а в них еще водились в изобилии тигры (на Яве singa может означать не только льва, но и тигра) и павлины, причем они дружили между собой и совместно отстаивали эту территорию от врагов. Соответственно, и те, и другие стали непременными участниками родившегося ритуала призывания на защиту местных духов.


Когда в самом начале новой эры на Яву пришел индуизм, в расположенном на месте будущего Понорого индуистском царство Венгкер рассказывали в этой связи такую легенду:
- Раджа Клана Севандана послал своего визиря Буджану Анома просить руки принцессы Деви Сангалангит, и тот отправился в путь с небольшим вооруженным эскортом. На границе дорогу им преградила состоявшая из тигров и павлинов армия правителя джунглей - Сингабаронга. Дело дошло до стычки, в которой Буджана Аном был разбит и в панике бежал.


Клана Севандана в ярости послал уже большую армию, в которую входила конница и пехота. Но когда та уже начала побеждать, Сингабаронг вызвал Севандану на поединок, который тот проиграл.


Что делать в такой ситуации яванцу? Правильно, надо начать медитировать. В ходе медитации Клана Севандане явился его духовный наставник, который открыл секрет, как победить: надо послать под звуки ксилофонов людей в странных масках, которые бы производили движения одновременно и комические, и пугающие.


Все так и получилось: Сингабаронг был разбит, пообещал слушаться Севандану и был прощен. В общем, никто не умер :-)


Но постепенно «зоологический» аспект отделился от ритуального, и уже в XIV веке реог стал вполне светским танцем, который исполнялся в честь того или иного проявления героизма.


Самое интересное, что само название «Понорого» эта местность получила лишь в конце XV века - после обращения местных жителей в ислам. Что, как вы видите, в полном соответствии с доброй яванской традицией, вовсе не помешало сохранению реога.
И до сих пор по торжественным случаям по дорогам Явы под громкую музыку движется вот такая конница…


…вот такая пехота,…


…а также лично Клана Севандана:


Не говоря уже, конечно, об оркестре:


А в прошлый раз я смотрел реог в Лампунге на ВОТ ЭТОМ ПРАЗДНИКЕ. Тут отснято, что ЕЩЕ умеют танцоры:














Но, конечно, лучше всего это видно на видео, которое я вам тоже покажу:

image Click to view



Высший пилотаж - когда на двойном сингабаронге сверху сидит еще кто-то вроде это милой девушки:


Но, боюсь, такое можно увидеть только в самом Понорого - если повезет…
P.S. Ну, теперь вам понятно, почему индонезийцы обижаются, когда малайские братья у них тырят и выдают за свой ТАКОЙ танец? :-)
UPD: Бригада Буджанг Ганонга + гендаванг

P.P.S.: Следующий пост серии - ЗДЕСЬ

dance, java, ЯваЗап, sumatra, religion, ЯваВост

Previous post Next post
Up