В связи с тем, что скоро начну выкладывать подробные рассказы об ранних индобуддистских храмах балийского
ДВУРЕЧЬЯ, давайте ненадолго вернемся на Яву и посмотрим два последних сохранившихся там крупных храма доисламской эры: расположенные в предгорьях горы Лаву всего в паре часов езды от Соло странные и непохожие ни на какие другие на Яве Чето …
…и Сукух (
КАРТА):
Но сначала взгляните на фото древнего города майя -
ЯШЧИЛАНа, которое нам любезно показывает
masha-kvashonka - и попробуйте только сказать, что то, что вы увидите на Центральной Яве, не похоже:
Я, однако, далек от мысли объяснять такое сходство происками пришельцев из космоса или плаваниями яванцев к майя (равно как и наоборот). На мой взгляд, все, как всегда, проще: сходные задачи в сходных условиях и на сопоставимом технологическом уровне диктуют сходные решения. А как нам рассказывает автор книги "Искусство Индонезии с древнейших времен до конца XV века" (М., 1981) Инна Федоровна Муриан, ступенчатые пирамиды вообще уходят корнями в древнюю мегалитическую культуру:
NB: В тексте выше мне особенно нравится слово "террасовидный", ясно указывающее на то, откуда представители древних рисоводческих цивилизаций могли почерпнуть эту идею:
Вопрос здесь другой: а с чего вдруг эти следы древней доиндуистской культуры так неожиданно и резко, так отчетливо - причем без всяких намеков и предупреждений в непосредственно предшествовавших храмах - вновь прорезаются на Яве в XV веке?
Ответ, впрочем, стандартный (для Индонезии): а никто не знает… Ну, не исследовал этот вопрос толком никто. Некогда ученым было…
Впрочем, я не совсем справедлив: кое-что мы все-таки найдем вот в этой книге:
Но вернемся к Чето и Сукуху - и сначала посетим первый (потому как, пожалуй, Сукух все же интереснее будет - и его я оставлю "на сладкое" :-)
Зато Чето расположен на 500 метров выше Сукуха (на высоте примерно 1.400 метров над уровнем моря) - в этих вот сказочных местах:
Сохранившиеся там надписи датируют постройку 1468, 1472 и 1475 годами:
Вот вам снова "балийские" ворота чанди бентар ("расколотый чанди"), которые мы раньше видели на Яве только в столице Маджапахита Тровулане (например,
ЗДЕСЬ):
Чето стоит на нескольких террасах (что вы позже увидите и с Сукухом):
Вот, пожалуй, самое необычное здесь - выложенная на земле из камней и ориентированная строго на запад сложная фигура, смысл которой нам вновь никто объяснить не в состоянии:
Черепаха на летучей мыши - что это может означать? Ну, кто первый?
Ну, а впереди черепахи с мышкой (ближе к зрителю) - горизонтально же расположенный лингам:
Да, на спине у черепахи видим множество морских животных (напомню - мы сейчас находимся в самом сердце Явы - и вроде им нечего здесь делать…), также ориентированных по сторонам света:
Обратите внимание, как меняется стиль яванских барельефов (еще примеры увидите в Сукухе):
Идем выше:
Новенькие верхние "чанди бентар" - конечно же, уже более поздняя вставка (в ходе реставрации в 70-е годы прошлого века):
И вот - венчающая комплекс усеченная пирамида…
…с чанди наверху:
Кру-гом!
Как-проехать: выезжая из Соло (Суракарты) начинаем отсчет от развилки уходящей на восток трассы на Сурабая / Каранганьяр (нам держать путь на последний);
NB: через 22,5 км - поворот направо на Астана Мангадег -
ГРОБНИЦА СУХАРТО (дорога идет петлей мимо нее и снова выходит на трассу в 900 м перед отелем "Сурьо");
• если не заезжать к гробнице, то через 29 км. - съезд с трассы налево на Сукух/Чето (потом развилка, на которой надо выбирать - на
СУКУХ или на Чето; просто спросите местных; к обоим ведет хорошая дорога, но очень крутые подъемы - особенно к Чето);
• через 37 км. - горное курортное местечко Тавангмангу (если будете смотреть Чето и Сукух плотно и долго, то, скорее всего, остановитесь здесь. Позже покажу вариант поселения в отеле "Комаджая Комаратих" - стоит справа сразу после второго поворота налево на водопад (который тоже покажу :-)