Как я с палеонтологами в поле ходила:) (7)

Sep 18, 2015 14:10



В Вотложемской волости ситуация, своевременно не взятая под контроль, грозила взрывом. Слишком поздно тот самый уездный земский врач, считавший, что заражение сибирской язвой происходит от «свирепствующих оводов», прибыл в Вотложемское волостное правление, где вместе с ветеринарным фельдшером Соболевым и приставом 1-го стана Паламодовым (ну явно Хамский отстранен!), при полицейском уряднике собрал крестьян из деревень, в которых наблюдался падеж скота (крестьян Хабаровых, Редькиных, Новосельцевых, Колосниных, Хохловых, Подсекиных и др.), чтобы произвести «расспрос о характере и свойстве болезни». «По вышеописанным признакам мы определили и признали сибирскую язву, о чем объявили присутствовавшим крестьянам, осведомив их с правилами предосторожности против угрожающей опасности заражения людей и распространения на прочий скот и пр. <…> Честь имею уведомить Вас для принятия надлежащих мер». Где раньше-то, христовые, были? И это к 20 июля - месяц спустя после первых случаев! Нет слов. А представляете, как этот уездный лекарь вотложемских оводов боялся? О, вот, наверно, трясся-то! Ну и поделом. Надо было лучше учиться.


А попробуй-ка меры принимать, когда паника просто кругом! 26 июля уездному исправнику шлют рапорт уже из Приводина - с противоположного берега Малой Северной Двины! «С 20-го числа сего июля в деревне Поповской Удимской волости появилась повальная болезнь на скот, которая, как можно предполагать, перешла из пределов Вотложемской волости вследствие нахождения лошадей вотложемских крестьян в Ярокурском лугу Удимской волости на сенокосе. В Вотложемской волости существует в настоящее время повальная болезнь на скоте под названием сибирская язва, которая легко переносится от одной скотины на другую». Забегу вперед и скажу, что в Удимской волости случаи заболевания сибирской язвой были единичными (насколько я поняла из рапортов полицейских урядников и волостных старшин, написанных очень сбивчиво и нервно), а в других волостях и вовсе все обошлось, и подозрения крестьян не нашли подтверждения. Но какова же была паника, если подобные сообщения приходили даже из Усть-Алексеевской волости! Там тоже все оказалось не так страшно, хотя на искоренение заразы был командирован уже нам известный своими фантазиями ветфельдшер Баев. В деревне Подволочье Усть-Алексеевской волости ему предъявили пять лошадей в сильных коростах. Баев «признал» чесотку и снабдил крестьян «нужными медикаментами», а также распорядился отделить больной скот «от здорового в особые загородки», поручив наблюдение «местным полицейским десятским». Тоже, кстати, рапорт от 26-го. Да, побывал народ на Прокопьевской ярмарке в Устюге (с 1 по 10 июля), проникся новостями, узнал и что в Вотложме делается. Куда-то быстрее новость докатилась, куда-то долго шла, огородами.
В Вотложемской волости еженедельные «Ведомости о ходе болезни на домашних животных» уже превращались в настоящие простыни. В ведомостях указывалось и общее количество скота в каждой деревне: лошади, крупный рогатый скот, телята, овцы, свиньи. Лошадей в деревнях было намного меньше, чем коров. Смотришь графы и ужасаешься. Если в деревне пало две лошади, может показаться, что это и немного. Но всего-то в этой деревне их и было три! Осталась одна на всю деревню и та - ослабленная, после болезни! И так сплошь и рядом! Судя по данным июльских ведомостей и рапорта земского врача, эпизоотией была охвачена почти половина территории Вотложемской волости - 22 деревни, пало 16 лошадей (из 27 заболевших) и 17 коров (из 24 заболевших). В центре очага эпизоотии оказались деревни, расположенные на правом «берегу реки Двины на протяжении 7 верст». Выпас скота из этих деревень как раз и осуществлялся в общей «поскотине».
К концу июля в Устюг приезжает уже губернский земский ветеринар, надворный советник Афанасий Алексеевич Авринский и тут же отправляется в Вотложемскую волость, где 30-го числа близ деревни Степаниха производит вскрытие лошади, павшей 26 июля. Диагноз «сибирская язва» подтверждается.
Амалицкого же в сложившейся ситуации «ободряло только то, что по счастливой случайности падежа не было как раз в тех селениях, которые непосредственно прилегали к месту раскопок», и в деревне, где он жил сам. Подтверждение этому мы находим и в архивных ведомостях. В деревнях Ефимовской ( в документах такие деревни всегда заканчиваются на «-ая», чай, она моя - деревня, но у нас так не говорили, только на «-ой») и Мокречиха, ближайших к месту раскопок В.П.Амалицкого, случаев заболевания скота сибирской язвой за весь период эпизоотии отмечено не было, и это несмотря на то, что Мокречиха находилась в непосредственной близости от Тараканова, где и зафиксированы первые случаи гибели скота. Случайностью, конечно, это не было. Просто Владимир Прохорович сам вовремя похлопотал: предупредил крестьян, снабдил их карболкой и сулемой. А вот результат оказался двояким. Крестьяне из соседних деревень были благодарны профессору, хотя считали, что он, распуская заразу, их просто пожалел. Вот уже до чего додумались! Крестьяне же, потерявшие скот, собирались идти к Амалицкому и требовать объяснений. «Не давая заметить окружающим своего смущения», профессор «провел несколько очень тревожных дней, в продолжение которых усилил надзор за коллекциями».
Несколько разрядил обстановку срочно выехавший в Вотложемскую волость уездный исправник надворный советник Виктор Михайлович Никитин. Владимир Прохорович с благодарностью вспоминал, как Никитин «собрав сход, с редким умением и хладнокровием успокоил волновавшуюся толпу крестьян, разубедил их в нелепом слухе и объяснил средства борьбы с эпизоотиею». Выезд самого уездного исправника в волость, думаю, был случаем редким, чрезвычайным.
Начала меняться и погода, к августу похолодало, что вместе с профилактическими мерами, несомненно, способствовало прекращению эпизоотии. И вот уже 1 августа ветеринарный врач Авринский составляет акт о том, что «болезнь на скоте «сибирская язва» в Вотложемской волости прекратилась».
Хотя, наверно, и поторопились объявить. Уж очень хотелось побыстрее отчитаться перед Губернским правлением. Но в Вотложемской волости, действительно, больше случаев болезни официально не зафиксировано (забегая вперед, скажу, что там были другие «случаи»). А вот в Приводинской волости в деревне Алексине у крестьянина Михаила Тарутина лошадь заболела аж 15 августа, и неутешительный диагноз подтвердился. Но 12 сентября, наконец-то, полицейский урядник сообщает уездному исправнику, что лошадь из Алексина выздоровела. А то сколько было переживаний и рапортов из-за одной-то лошади! «Медицинскую помощь» лошади оказывал ветеринар Соболев, лекарств дал мало, быстро закончились, пришлось опять рапортовать в Устюг. Если бы вот так сразу беспокоились и заботились, разве столько бы скота пало! Но к уряднику Сумарокову претензий нет - вот уж беспокойное хозяйство был!
А губернский ветеринар далеко не 1-го августа из Вотложемской области уехал. После прекращения эпизоотии ему было еще чем заняться - проверял правильное обустройство скотомогильников. Так, «11 сего августа при осмотре могил павших животных от сибирской язвы в Вотложемской волости заметил следующее упущение: в деревне Песчаница насыпи над двумя могилами слишком низко огорожены» и дальше по пунктам - многим деревням на орехи досталось.
Заканчивается же архивное дело двумя документами, второй из которых меня поначалу просто изумил своим оформлением. В первом, датированном 12 сентября 1899 года, все чин по чину:
«Господину Председателю Устюгского комитета общественного здравия

Уездная Земская Управа имеет честь просить Ваше Высокоблагородие о доставлении необходимых для доклада очередному земскому собранию копий с постановлений Комитета о признании бывшей в уезде сибирской язвы эпизоотией, а также сообщить и о том, когда она признана прекратившейся.
Председатель Управы М.А.Шведов».

А далее следовал ответ - какой ответ! Написанный абсолютно неряшливо на клочке бумаги (я даже сначала не поняла, что этот клочок в деле делает - подумала, мусорина какая):

«Отпуск
В Устюгскую Уездную земскую Управу.

21 сентября за №1295.

На отношение от 10 сентября за №2514 имею честь сообщить Земской Управе, что Комитетом Общественного здравия не обсуждался вопрос о принятии мер по прекращению появившихся в Вотложемской волости заболеваний сибирской язвой, в виду командирования в названную волость Губернской земской Управой Ветеринарного Врача, но от последнего никаких сообщений комитету не последовало. По донесениям же чинов полиции заболевания сибирской язвою прекратилось 7 сего сентября».

Подписи тоже не было. Натуральное хамство. Ну, понятно, разобиделись. Без них все с Вологдой решалось, а губернский ветеринар, поди, даже не раскланялся. Да, может, еще и обсмеял где-нибудь вместе с исправником да тем же Шведовым «свирепствующих овадов». Вот такие чиновничьи нравы.

Ко времени этих препирательств Амалицкий уже, правда, свернул свои реально сверхуспешные (несмотря ни на что!) раскопки и вынужден был спешно уехать еще в середине августа. Но не из-за сибирской язвы. Эпизоотию Владимир Прохорович стойко пережил, не прекращая раскопок и не показывая своих переживаний, а вот слухи о приближении ни много ни мало… конца света вынудили его срочно посылать за пароходом и грузить ящики, не ожидая конца работ. Но, конечно, не потому, что он сам поверил в конец света. Делалось это из опасения «за целость коллекций», могущих пострадать от… ммм… я бы сказала так: от последствий людского невежества. О своей же личной безопасности Амалицкие думали уж, наверно, в самую последнюю очередь. А беспокоиться было о чем.
Не с Прокопьевской ли ярмарки, изобилующей всякого рода товаром, кто-то из грамотных крестьян привез одну из дешевых книжонок о приближающемся конце света? Эти брошюры на рубеже веков, буквально, наводнили Россию и нашли заинтересованных читателей не только в городах, но и в деревнях. По прогнозу профессора Рудольфа Фальба 13 ноября 1899 года случится конец света - о землю ударится комета! Скажите: чему поверили! А сами-то? Неужели ни разу не интересовались календарем народа майя или проблемой 2000 года? И что хотите от полуграмотных, наивных деревенских мужиков и баб?
В 1899 году можно было составить очень пространный список народных вариантов конца света, записанных по всей России. Перечислю самые распространенные: звезда с хвостом упадет на Землю, и Земля рассыплется или сгорит (если сразу не рассыплется); прольется на Землю огненный дождь; упадет на Землю обыкновенная (бесхвостая) звезда, от удара которой опять же Земля развалится на мелкие кусочки; обрушится на Землю каменный град, серный дождь, а то еще и планета, которая притянет всех людей к себе, а саму Землю собьет с пути или расколет.
В звезде с хвостом вы узнали комету? Очень популярная тема XIX - начала XX веков! Вообще, в последней трети XIX века среди горожан становится очень популярной астрономия и тема астрономических открытий. Наверно, следующий всплеск подобного интереса приключился в конце 50-х - в 60-е годы XX века. Причина только была другая. А в 60-е годы XIX века началась активная деятельность по популяризации астрономии. Этот процесс запустил Камилл Фламмарион, работавший в Парижской обсерватории и опубликовавший множество популярных книг по астрономии. Обывателям же больше всего «приглянулись» кометы. Стоило только в 1884 году королевскому астроному Р.Боллу прочитать в Британском обществе в Монреале доклад, посвященный кометам, как в том же году его речь была переведена на русский язык и перепечатана «Русскими ведомостями», а также издана отдельной брошюрой. В 1892 году в Берлине вышла книга Чарльза Блунта и Рудольфа Фальба «Гибель мира», предрекающая наступление конца света по вине кометы. Об этой книге вспомнили в самый подходящий момент - в 1899 году (рубеж веков - как-то страшновато, что будет-то?). В польской Лодзи в тот год была издана брошюра о наступлении конца света 13 ноября 1899 года. И тут же русские издатели (куй железо, пока горячо!) успели наводнить российский рынок переводами этой брошюры - в сжатые сроки петербургские типографии выпустили аж четыре варианта «Конца света 13 ноября 1899 года»! Дешевые книжки моментально распространились не только по городам, но и достигли сельской местности, где уровень грамотности уже заметно повысился.
Вот и в Вотложемской волости информация из нашумевшей книжицы была принята к сведению. Да и легла-то она на подготовленную почву. Амалицкий с горечью замечал, что во многом были виноваты его рабочие, «которые позволяли себе в шутку рассказывать бабам самые невероятные вещи о виденном ими на раскопках: скелеты они выдавали за оборотней, говорили о каменном драконе, которого вытащили из пещеры, что теперь это простые камни, но профессор мертвою водою их сростит, а живою оживит». То, что рождалось как шутка, начало приобретать зловещий смысл. В «раскопках стали видеть признаки приближения конца света», в самом профессоре - антихриста, раскопавшего «прежде живших оборотней и драконов, которые хватали скотину, а потом при светопреставлении будут хватать людей». Вот на этом фоне и пришлось спешно сворачивать раскопки 1899 года.

Но уезжал из Соколков Владимир Прохорович, безусловно, победителем! Напомню только количественные итоги этого первого, столь трудного полевого сезона больших раскопок: 64 ящика костеносных конкреций общим весом в 1200 пудов! Открытие нового рода пареайзавров - скутозавра!

У нас, правда, таких весомых находок не было. Наверно, кто-то чего-то нес в пакетиках для образцов, но по тяжести глина на нашей обуви явно превосходила вес находок. А я спохватилась, что не запаслась «Амалицким кофе»:( Вы не знаете, что это такое? О, когда попиваешь чаек-кофеек на кухне в компании геологов, то нет ничего удивительного, что на столе будет мергель россыпью, камни горками… Можно и спутать с чем-нибудь. А если мергелька в кофейную баночку насыпать, да аппетитно подписать?!;) Оля, кажется, мне рассказала, что породу особенно увлеченные так в банки и складируютJ А мне захотелось пойти дальше - и подписать соответствующим образом;) Уж веселиться, так от души. Кстати, этой идеей в Соколках я успела поделиться с Михаилом Арефьевым, и ему это показалось забавным (не взять ли на вооружение?). Так что в гостях у некоторых поосторожнее, можем угостить;)

Ну вот, с шутками-прибаутками:) с глиной и с кирками:) мы наконец-то снова загрузились на «Зарю».


Фото Юлии Сучковой
Расслабленные, уставшие, впечатленные заняли свои местечки. И стали ожидать скорейшего отплытия. Опа! Не тут-то было! «Заря» ворчала, хрипела, сопела и плакала, но почти не могла сдвинуться с места. Когда капитан попросил всех с передних рядов податься назад, мы поняли, что начинаются приключения. Едва стронувшись с места, теплоход снова увяз… в глине, наверно? Сколько ее было сброшено с этого обрыва! Да и движок чего-то слабоват - немножко начало доходить и это. Сколько раз в детстве я путешествовала на «Заре», но в такие ситуации ни разу не попадала. А сейчас «Заря» просто надрывалась, уже пахло не просто жареным, а горелым. Дальнейшее представлялось в деталях, известных всем палеонтологам (да и не только им, но и любителям, знакомым с основами тафономии:): «Вот так и засосет в грязь, как скутозавров! Вместе с «Зарей»! Получится одна огромная конкреция:)!»

Справочно: Тафономия (от греч. táphos - могила, погребение и nómos - закон) - раздел палеонтологии, изучающий закономерности процессов захоронения (образования местонахождений) ископаемых остатков организмов.

Когда все-таки вырвались из этой сокольской западни, долго не верилось - в напряжении присматривались и прислушивались. А потом уже начали и вотложемскими красотами любоваться. Вот она Вотложемская Троицкая церковь (деревня Выставка).




Фото Юлии Сучковой
Хотя, если постараться, ее можно было разглядеть и с Соколков.


Фото Юлии Сучковой
Наверно, когда-то центром волости была деревня Вотложма, тоже, поди, смытая рекой. Есть же на современной карте урочище Вотложма.
А еще была когда-то на этом берегу деревенька Святица. Ну как об этом не рассказать!
Поэтому и позволю себе небольшое отступление - эдак в век XVII-й. И не удивляйтесь. Уж очень места для отступлений благодатные! Помните, что в отчете земского врача промелькнули крестьяне Хабаровы? Это не просто Хабаровы, это, как пить дать, родственники Ерофея Павловича Хабарова! Два с половиной века минуло, а они так и жили в родной Вотложемской волости, из которой и он родом. «Устюжанин торговый человек» Ярко Святицкий от Малой Северной Двины доберется до Амура и до Лены. А его родную деревню Святицу тогда же - в его еще, наверно, юные годы - уничтожит столь же родная река (в один из весенних катастрофических ледоходов). «Пустошь, что была деревня Святица на реке на Двине. А дворы и треть ее поль сметало рекою Двиною». Вот тут где-то она и была - в этой же пойме, иссеченной весенними ледоходами и паводками (двинские старицы и курьи - как незаживающие раны на лице земли). Могу и еще уточнить: деревня Святица была рядом с деревней Часовницкое (в 1910 году - деревня Часовина, то ли рядом с дер. Борисовской, то ли с дер. Согра, недалеко от Троицкого Вотложемского погоста - ныне дер. Выставка), крестьяне которой долгие годы будут обрабатывать оставшуюся от Святицы землю. «Пашни паханые, середние. Земли - две чети и полтора четверика в поле, а в дву по тому ж.... <...> Пашут наездом тоё же волости крестьяне из деревни Часовницкое Васка Хабаров да из деревни Наумовской Федосейко Васильев, да из деревни Дмитрова Меньшичко Хабаров». Этот Меньшичко Хабаров - быть может, отец Ерофея (если Меньшичко - мирское имя Павла Хабарова), но доказательств нет, одни предположения.

Для сравнения: карта части Великоустюжского уезда 1910 года


и современная карта, на которой деревни Борисовская, Согра и Выставка есть. На карте же Генштаба (карте Стрельбицкого), выполненной в XIX веке, деревни Часовина нет, но это и понятно, не все деревни уместились на эту карту, только самые крупные.


...Смыло, сравняло Святицу с пойменными лугами, на которых в XIX веке пасли свой скот крестьяне Хабаровы. А уцелей деревня? Не мыкая горя, ушел бы Ярафейка Святицкий в Мангазею? Кто знает. Сколько таких деревень было по поймам Сухоны, Юга и Двины! Правда, не сразу подались братья Хабаровы - Ерофей да Никифор - искать свое сибирское счастье. Перебрались сначала на левый берег Малой Северной Двины, примерно в 1626 году обосновались в деревне Выставок Ленивцов (то есть в новой деревне, «выставившейся» из старой - из Ленивицы), земля в которой числилась за ними и в 1645 году. «Деревня Выставок Ленивцов, а в нем крестьяне: двор - Микифорко Павлов Хабаров з братом с Ерофейком, да с ними половники Кузёмка Терентьев да Васка Иванов...» (Писцовая книга по Сольвычегодскому уезду за 1645 год). Самих их, конечно, к 1645 году и след простыл - земля обрабатывалась половниками. Нынешняя ближайшая деревня - Курцево. Интересно, что жена Ерофея Павловича - Василиса - с дочерью Натальей и с внуком долгие годы жили в Устюге, пока в 1650 году отец семейства не затребовал их к себе - в Якутский острог. «А женишко, государь, моя Василиска з дочеришкою моею с Наташкою и со внуком, и с племянницею живут на Устюге бес приюту. <...> Вели, государь, ту моё женишку Василиску и з дочеришкою моею с Наташкою, и со внуком, и с племянником, и с племянницею отпустить с Устюга ко мне, холопу твоему, в Якутцкой острог». Ну, насчет того, что семья Хабарова в Устюге жила «бес приюту» - это, конечно, преувеличение. Уж положено было так прибедняться. Семен Дежнев тоже (но чуть позднее - в 1665 году) челобитную по всем законам жанра подавал: «А племянник мой, Ивашко Иванов, живет на Устюге Великом ни в тегле, ни в посаде - скитаетца меж двор с женою своею...»
Видно, о старости задумываться стал неугомонный Ерофей. Вот и пришло время всей семье под одной крышей собраться. Ничего себе концы! Где Устюг, а где Якутский острог? Вот так устюжанки и жили. Терпения нам не заниматьL С чем сравнить? Это все равно что в космос (куда-нибудь уж на Марс) мужа проводить, али в кругосветное плавание на фрегате «Паллада», али в проклятущу Америку (туды, где форт Росс), али в тридевятое царство в тридесятое государство (кому что понятнее - выбирайте).

Хотите о Хабарове подробнее, читайте монографию Г.Б.Красноштанова «Ерофей Павлович Хабаров» (Хабаровск, 2008 год). 752 страницы аж! (Карта 1910 года оттуда же).
А я же немножко еще о местных названиях и легендах. Вот, например, точно не ошиблась, эта курья курьей и называется.


Вотложемская курья (слева). Фото Юлии Сучковой

А название деревни Часовницкое (в начале XX века - Часовина), на мой взгляд, связано с тем, что на этом месте когда-то в стародавние времена стояла часовня, а может, и две (ведь Часовницкое, а не Часовенное). Возможно, еще до строительства Вотложемской Троицкой церкви http://sobory.ru/article/?object=06443

Вспомнилось и Часовенное поле (поле за деревней Выползово) на Ёрге… Часовни уж там много веков нет, а название старожилы помнят.

И Святица рядом с деревней Часовницкое была. Название говорящее. Может, часовня на святом источнике стояла? Ну это мои домыслы.

А ближе к Соколкам в Вотложме ведь еще одна церковь! Церковь Михаила Архангела на Вотложемском городке http://sobory.ru/article/?object=15510 Ох, какие места! Тут ведь еще и легендарный Вотложемский городок!
«Вниз от г. Устюга по течению р. Сев. Двины, на правом берегу, близь Михайло-Архангельской Городецко-Вотложемской церкви, сохранился вполне до настоящего времени городок, который имеет вид четвероугольника; с западной стороны его находится р. Сев. Двина, на северной стороне небольшая речка, с востока и юга довольно высокий вал, с которого городок представляет вид котловины. По рассказам местных жителей, внутри вала или насыпи вдоль ее существовал подземный ход, который оканчивался в конце насыпи в восточной стороне окном, невидимым теперь, вследствие осыпавшейся земли. По местным преданиям в этом городке жители укрывались от набегов чуди». (И.К.Степановский «Вологодская старина»).
А вот что о нем пишут археологи: http://kotlaslib.aonb.ru/doc/Votlazhemskij_gorodok.pdf

(Окончание следует, если все успеем: немецкий язык и русская папороть, от Горки к Элеоноре с Савватием, понча и пермские кости, простроченные берега, гонки «глиссеров»:), «сомалийский пират» идет на абордаж, закат над Двиной, в кромешной тьме, спасательная операция...)

Предыдущие части:

  1. http://lubassevera.livejournal.com/312921.html
  2. http://lubassevera.livejournal.com/313092.html
  3. http://lubassevera.livejournal.com/313424.html
  4. http://lubassevera.livejournal.com/313655.html
  5. http://lubassevera.livejournal.com/313924.html
  6. http://lubassevera.livejournal.com/314362.html

И «Допотопные сокровища Великоустюжского уезда»:

http://lubassevera.livejournal.com/95481.html
http://lubassevera.livejournal.com/95791.html
http://lubassevera.livejournal.com/96152.html
http://lubassevera.livejournal.com/97089.html
http://lubassevera.livejournal.com/98789.html
http://lubassevera.livejournal.com/99061.html

Малая Северная Двина, В.П.Амалицкий, Хабаров Ерофей Павлович

Previous post Next post
Up