Допотопные сокровища Великоустюжского уезда (3)

Jul 03, 2011 07:23

 Опоки, Мутовино, Бык…

В Варшаве зимними вечерами, отдыхая от университетских забот и работ в палеонтологической мастерской, Амалицкие, наверно, не раз вспоминали, как все начиналось... Как в 1895 году купили небольшую лодку, наняли двух гребцов и отправились в путешествие, начав с Онеги и Вытегры, продолжив на Сухоне и Северной Двине. Все лето под открытым небом... Привыкли ко всему: к тучам мошкары, к пронизывающим северным ветрам, к августовским туманам и заморозкам. Встанешь утром, а на траве - иней! Выучились под проливным дождем костер раскладывать, при сильной буре находить на реке тихие гавани, а спали в лодке так же спокойно, как у себя дома. Под лодкой и от дождя прятались. А обед, на костре приготовленный? Провиант скуден, но зато аппетит какой!



Владимир Прохорович Амалицкий (фото из архива Палеонтологического института им. А.А.Борисяка РАН)

И так каждое лето, от одного маленького открытия к следующему. Но даже незначительные находки позволяли делать первые предположения. В тот первый год профессор Варшавского университета Владимир Прохорович Амалицкий понял, что основное внимание следует сосредоточить на изучении берегов Малой Северной Двины и нижнего течения Сухоны. В отчете, представленном на заседании Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей 20 декабря 1895 года, впервые прозвучали знакомые нам названия: Опоки, Мутовино, Бык - места, и потом неизменно привлекающие внимание ученого.

В следующем году профессор Амалицкий уже мог с гордостью написать: «Летом 1896 года я настолько пополнил свои исследования прошлого (1895) года, что все пространство от Монастырихи и до В.Устюга и течение Сев. Двины от последнего пункта и до с.Троицкого было непрерывно обследовано». При такой работоспособности и упорстве новых палеонтологических находок становилось все больше и больше.

В 1896 году особенно много окаменелостей Амалицкие обнаружат в Опоках и их окрестностях - целый «пласт желтовато-бурого мергеля с многочисленными растительными и животными остатками». В дневник наблюдений Владимир Прохорович заносит название местности «Кокиха» - непривычное слово, которое позднее, при подготовке отчета, он расшифрует как «Косиха». Отмечает и аналогичные находки совсем рядом от Опок: напротив Микулина (сейчас Никулино), у Мутовина, у реки Стрельны и Пупского ручья. Это листья и стволы растений, чешуя, зубы и кости ископаемых рыб, раковинки мелких рачков, позвонки амфибий. У мыса Бык и Гребешка Амалицкие обнаружат раковины моллюсков-антракозий, «обильную фауну и флору» найдут в разрезах правого берега Малой Северной Двины, в том числе в сером песчанике Рукавишниковой горы (около деревни Кузино) и далее - уже ближе к Котласу.



Великий Устюг. Окрестности Яикова. Гребешок. Фото начала XX века.

Произвести тщательные раскопки!

В 1898 году Амалицких снова порадуют находки в устье Стрельны у Городка и «насупротив» деревни Микулиной, среди которых будет хорошо сохранившийся ствол громадного глоссоптериса - ископаемого папоротника.

В том же году профессор Амалицкий представит Санкт-Петербургскому обществу естествоиспытателей программу дальнейших исследований с предложением «произвести тщательные раскопки органических остатков в районе нижнего течения Сухоны у Опок и Северной Двины у Котласа».

Но все намеченное выполнить не удастся. Слишком неподъемной, в буквальном смысле слова, окажется задача. Если в местечке Соколки (у деревни Ефимовская Вотложемской волости), скоро ставшем знаменитым в кругу палеонтологов, практически вертикальный обрыв возвышался над Малой Северной Двины на 22 сажени, то в Опоках пришлось бы иметь дело с обрывом высотой в 28 саженей (60 метров). В результате «проектированные раскопки по Сухоне остались невыполненными за недостатком времени и средств». Но и за весь XX век никто так и не смог найти в Опоках что-то более существенное, чем это все-таки удалось сделать Амалицким.
Масштабные же раскопки в Соколках, где они также неоднократно находили кости ископаемых позвоночных животных и растительные отпечатки, были начаты 17 июня 1899 года...

Любовь Данилова

Продолжение следует. Тревожные дни. Каменный дракон и ожившие оборотни. Не пропустите!

Сухона, В.П.Амалицкий, Великий Устюг

Previous post Next post
Up