Как я с палеонтологами в поле ходила:) (3)

Aug 12, 2015 16:49



А что же Амалицкий нашел в Завражье? Разумеется, сначала Владимир Прохорович разглядел линзу песчаника, включенную в толщу мергелей, а уж в ней «обширный палеонтологический материал». Сначала кости парейазавров, раковины, отпечатки растений. А в 1898 году находок было еще больше: «нам удалось собрать здесь сравнительном большую коллекцию позвоночных». «НАМ» - это Владимиру Прохоровичу и его жене Анне Петровне. Ей-то как раз в тот год в Завражье везло особенно. Анна Петровна нашла «части черепной коробки» и челюсти парейазавра, череп с зубами дицинодонта.  
А я вот никак не могла найти:( Чувствуется, что не Анна Петровна.
Но сейчас и времена настали другие;) Народ поостыл к парейазаврам. Подавай что-нибудь помельче, потруднее для извлечения и изучения. Если до тебя здесь уже наловили рептилий, то зачем повторятся?! Тетраподами нынче уже никого не удивишь!;)
Михаил Арефьев открыл мне страшную:) тайну: нынче Завражье - это мечта палеоботаника. И неспроста. Не так уж много на свете мест, где сохраняются палеопочвы и их содержимое можно посмотреть.


Но, правда, я не очень-то и поняла, где в Завражье палеопочва. Ну не палеоботаник я:( Вот, наверно, где-то там. Собственно где линза.




Линзы-то, характерные для Малой Северной Двины, слава тебе Господи, я научилась различать;) А вот до палеопочвы мне даже и не добраться. Даже смотреть-то на такую круть - голова кружится! Нет уж, я не человек-паук. А палеонтологический народ в этом отношении так развит и натренирован, что остается только открыть глаза пошире и дышать через раз: на такую высоту карабкаются и хоть бы хны! Жаль, зум съедает высоту. Но поверьте на слово: иной раз у меня дух захватывало!


Но давайте, пока они там орудуют кирками, я немножко расскажу про то, что узнала теоретически;)
Палеопочвы - это древние, ископаемые почвы, которые формировались в условиях отличных от современных. Видите, как просто! Но (имейте в виду!) «почвы в ископаемом состоянии сохраняются сравнительно редко и имеют лишь фрагментарное распространение». Так что нам опять повезло, нам удалось заначить немного пермской палеопочвы;)
А еще я думаю, в палеопочве можно найти: корешки и листочки древних растений, жучков, пучков, норки всяких древних «мышастиков» и даже, срам сказать, - копролиты! Ну правильно, какая порядочная почва, а тем более древняя, без навоза!
Дать определение, что такое «копролит» я не решусь. Да и не превзойти мне в этом великих. Прочитайте лучше у Алексея Петровича Быстрова. Неужели еще кто-то не читал?;) http://www.i-efremov.ru/Bystrow/coprolit.htm
В препараторской работа
И у всех одна забота:
Расколоть за десять дней
Сотни две больших камней... ну и так далее...

Прочитайте, не пожалеете;) Еще никто не пожалел;)

...А народ тем временем разбрелся. Кто по вертикали, кто по горизонтали.





Погода начинала портится, припустил очередной дождик. Но все-таки небеса были к нам милостливы, и скоро все прекратилось.

Я тем временем тоже ковырялась в осыпи. Ну это не унесешь, даже отковырнуть сложно. А кое-что выглядит даже довольно аппетитно. Чем не шербет с орешками?

Чаще всего камни удивленными глазами смотрели на меня: этой-то еще что надо?

Иногда, правда, попадались совсем какие-то невразумительные штуки. Постояла я над одной такой: ну копытце копытцем, серое какое-то, козлиное. Даже и прикасаться не хотелось. Но любопытство победило. Подняла, покрутила в руках. Вроде ерунда-ерундой, но спросить захотелось: может, это и не такая лабуда, какой мне кажется? А бродила я поближе к тем, у кого были кирки и молотки. А еще лучше, кто объяснял охотно и понятно. Значит, рядом с Андреем Герасимовичем (поэтому у меня его и на фотографиях почти нигде нет). Вот и в этот раз подошла к нему. И получила неожиданный ответ: «Так ведь вы нашли настоящую пермскую конкрецию!» Ничегошеньки себе! Так вот они какие! Подо что только не маскируются. И тут мое любопытство пошло дальше: а разбить? «А не жалко?» Ну как-то не было мне жалко этой пермской конкреции, зато раздирал азарт кладоискателя: а вдруг что внутри есть? Эх, оказалась пустая. А если я ее в целом виде не сфотографировала, то битую, да еще разочаровавшую, и подавно. Ладно, главное - запомнила для себя, как может она выглядеть, если захочет:)

Народ же был удачливее. Вот смотрите-ка что за находка! Я, правда, не сразу разглядела. Сама бы и не увидела. Тут уж надо иметь тренированное око. Видите?


Саша Бакаев нашел (если не ошибаюсь). И тоже в осыпи, кажется. В общем, бывают в Завражье листопадные камнепады (или камнепадные листопады?)! Как важна для меня эта картинка: как камешек выглядит, как листочек отпечатался и какой он из себя! А здесь http://sivatherium.narod.ru/library/Climate/tabl_03.htm их тоже много, в том числе завражских. Будет интерес, вполне можно посмотреть и проникнуться, как много листочков с Сухоны и Малой Северной Двины.

И вот подошел момент нашего прощания с Завражьем. Прощанье, скажу я вам, затянулось и не по нашей вине. По вине Завражья. У меня же в связи с этим настал важный момент осознания: Амалицкий предупредил не обо всем! Он же подробно рассказывал обо всех испытаниях, которые приготовил им с Анной Петровной север: о тучах гнуса, о холодных ветрах - хиусах, о ранних заморозках и затяжных дождях! А вот о глине на собственных сапогах как-то Владимиром Прохоровичем было упущено. Да-а-а, я, конечно, чувствовала, что вляпаемся (весь июль - дожди, к началу августа перешедшие в ежедневные и еженощные ливни!), но что до такой степени - предположить не моглаL. Высшую степень мы еще ощутим, но это уже в Соколках. А пока так - небольшая веселуха. Околупываешь глину с подошв. Во, кажется, большое убрать удалось. Не хочется ведь совсем-то на «Заре» гадить! Делаешь несколько шагов до теплохода и чувствуешь, что сапоги снова потяжелели, пожалуй, даже больше, чем до чистки. Хорошо, мы становимся умнее! Чистим подошвы уже в шаге от «Зари». Но... один шаг и... о боже! Все снова! Сказка про Глинышка из моего детства! Кто такой Глинышек? Глиняный «парнецёк». А мы тут уже все глиняные! Наши сухонские бабушки, безусловно, и в сказках, и в глине знали толк! Вынужденно становимся еще умнее:( Единственный способ: подходишь к ступеньке «Зари», поднимаешь ногу, добрые люди киркой (какой хороший инструмент у палеонтологов, незаменимый!) отрубают грязную ногу напрочь соскребают большую грязь с подошвы, ставишь обрубок ноги легка полегчавшую ногу на ступеньку, поднимаешь другую ногу - для ампутации очистительной процедуры. Вот так, а вы как думали? Проза походно-полевой жизни:( Но это ж того стоило! Впереди Соколки!
...А пока еще вот это: какая слуда необычная. Есть ли у нее имя? То неведомо мне... А лодок-то сколько! Куда нынешним летом без лодки? И в городе-то местами лучше вплавь!

(Продолжение следует)

Малая Северная Двина, В.П.Амалицкий

Previous post Next post
Up