Допотопные сокровища Великоустюжского уезда (5)

Aug 04, 2011 15:37

Допотопные сокровища Великоустюжского уезда (5)
Ну вот и продолжение…
Каменный дракон и ожившие оборотни

Приближался 1900 год. Круглые даты всегда будоражат людское воображение. К тому времени в России необычайную популярность приобрели дешевые книжицы про то, что 13-го ноября 1899 года, по прогнозу профессора Р.Фальба, случится конец света - о землю ударится комета. Одна из таких книжонок нашла своих заинтересованных читателей и в Вотложемской волости. Информация была принята к сведению и легла на подготовленную почву.

Молодые парни, работавшие на раскопе, хвалясь перед невестами своей смелостью, подшучивая над испуганно крестящимися бабами, рассказывали о вытащенном из пещеры в Соколках каменном драконе, о том, что найденные скелеты - это самые настоящие оборотни, которых профессор «мертвою водою сростит, а живою оживит».
- Да, чай и правда, дело к концу света идет!
- Антихрист то, не профессор!
- Оборотни пока только скотину губят, а светопреставление наступит - хватать людей почнут!

То, что рождалось как шутка, стало приобретать зловещий смысл. Вокруг Соколков росло напряжение, грозившее взрывом. Людской страх становился неуправляемым. И это в разгар раскопок! Опасаясь за сохранность коллекции, Владимир Прохорович срочно посылает за пароходом и велит грузить ящики, не дожидаясь конца работ. Только так удалось избежать более серьезных последствий.

Как к «назаркам» пришло признание

Следующее лето было иным: порадовало не только новыми находками, но и доброжелательным отношением окружающих. Произошло это благодаря вмешательству устюжского епископа Гавриила. В один из погожих летних дней прямо к месту раскопок причалил пароход, с которого сошла целая группа пассажиров. В Соколки прибыл сам устюжский епископ. Он много слышал о ведущихся работах и пожелал взглянуть на происходящее собственными глазами. Приняли его с радушием. Все осмотрев, с интересом выслушав объяснения профессора, владыка «преподал свое архипастырское благословение всем работавшим и поехал дальше». Это обстоятельство впечатлило крестьян (а толпа собралась немалая) и окончательно изменило их отношение к раскопкам. С тех пор все пошло просто превосходно.

Амалицкий позднее вспоминал: «рабочие, особенно из молодых и грамотных, считали за особое удовольствие работать в тех местах, где попадались окаменелости, спорили за места, с замечательным вниманием относились к откапываемому предмету, сохраняя и представляя мне малейший отбитый кусок конкреции...». Увлекались так, что забывали о положенном десятиминутном перерыве в конце каждого часа работы. «Работа шла нервно, оживленно, весело, и «семейно», как говорили крестьяне, т. е. дружно». Особым «расположением» работников пользовались скутозавры (разновидность парейазавров, ранее неизвестных науке). Встречали их как старых знакомых, придумали и имя попроще: величали «назарками», осыпая бесконечными остротами. Случалось, что на работу просились крестьяне, приходившие из очень далеких деревень - таков был интерес!

С каждым годом раскопки давали все более и более богатые результаты. Ничего плохого не случилось и с коллекцией, оставленной в 1901 году на «зимовку» в Устюге - все пребывало в целости и сохранности.

К этому времени профессор Амалицкий уже мог вполне уверенно заявлять, что его главная цель достигнута: «…в верхнепермских отложениях, развитых в нижнем течении Сухоны и в верхнем течении Сев. Двины, удалось отыскать много остатков растений (глоссоптерисов) и пресмыкающихся (дицинодонтов и парейазавров), известных до тех пор только из пермских отложений южной Африки и Индии». Таким образом ученому удалось доказать, что в пермском периоде Африка и территории нынешних России и Индии «входили в состав одного материка, заселенного очень сходными растениями и животными».

Это потрясающее открытие, как и сам факт столь успешных раскопок, не обошли своим вниманием и столичные газеты, восторженно отмечая: «Россия справедливо может гордиться этими находками… Слава знаменитого английского парейазавра померкла... Русский профессор выкопал в Соколках, на берегу русской реки, целых двадцать парейазавров, перед которыми саженный английский экземпляр должен казаться маленьким карликом. В коллекции профессора Амалицкого есть экземпляр длиною в две с половиною сажени! ...Русское национальное научное богатство осталось в русских руках на зависть всем иностранным палеонтологическим музеям!»

Любовь Данилова

Окончание следует. Не пропустите: Допотопные ящеры в районе боевых действий! Как спасали «народные святыни»? Галерея Амалицкого - место встречи с древнейшими «насельниками» Вологодского края!

В.П.Амалицкий, Великий Устюг

Previous post Next post
Up