Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас. Глава 1 (Полный рассказ, ч. 2)

Jul 30, 2011 14:33

Начало здесь

Глава первая

ЗАМУТ

или  "А почему именно в Тибет?"

«Я хочу увидеть того человека, который сумел меня обмануть»

Тибет широко известен, достаточно изучен, но по-прежнему непонятен и труднодоступен. Он привлекает не только паломников нескольких религий, но интересен ученым, географам, путешественникам, альпинистам, художникам, и просто искателям приключений. Естественно, и в нашей команде Gobike давно вынашивалась идея «прокатиться на велосипедах по «Крыше мира». Еще в конце 2007 года лидер команды Сергей Якунин конкретно взялся разрабатывать тибетский маршрут. Однако из-за всплеска политических волнений национального характера в Тибете китайские власти полностью закрыли район для въезда иностранцев. Поэтому в августе-сентябре 2008 года вместо Китая мы отправились на север Индии в Ладакх, который является частью Западного Тибета. А посещение «основного» Тибета пришлось отложить до лучших времен. И как только эти времена настали, мы засобирались в новую экспедицию.
      «Лучшие времена» - понятие для Тибета неопределенное, относительное и переменчивое. Бытует мнение, что с тех пор, как в 1949 году китайцы установили в регионе свою власть, и особенно после 1959 г., когда Далай-Лама XIV из Лхасы бежал в Индию, в Тибете стало очень худо. То есть, было хорошо, а стало плохо. Все просто и понятно, особенно, если не уточнять, как именно было. Но если хотя бы поверхностно познакомиться с реальной историей, в том числе и с историей становления буддизма в Тибете, то перестанет быть «просто и понятно», а многое может не только удивить, но даже и разочаровать.
      Вся история Тибета - это практически непрерывные внутригосударственные, межгосударственные, межрелигиозные конфликты и войны, политические интриги и компромиссы, чередование периодов могущества и упадка. С попеременным успехом древние Тибетское, Китайское и Маньчжурское государства воевали друг с другом. Господство не единожды сменялось подчинением.
      В XIX и начале XX веков в дележке Тибета принимали участие еще и Англия и Россия. Короче говоря, за много веков Тибету досталось. Не зря он всегда пытался отгородиться от чужеземцев.

На сегодняшний день Тибет официально является провинцией Китая. Не всех это устраивает и, прежде всего, нынешнего Далай-Ламу и его сторонников. Основными землевладельцами в Тибете всегда были сам Далай-Лама и главы монастырей. Если говорить о простом тибетском народе, о кочевниках (и при этом отбросить религиозную идеологию), то для них после исхода Далай-Ламы XIV, жизнь не ухудшилась. Напротив, китайцы стали строить дороги, школы и города. В Тибет, где до середины 20-го века фактически царил феодальный строй, пришли удобства цивилизации, о существовании которых тибетцы даже не подозревали.
      С другой стороны, культурная революция в период с 1965 по 1976 г. нанесла колоссальный урон монастырям и всем буддийским ценностям Тибета. В настоящее время Китай старается исправить варварские ошибки своей истории. Но восстановлено лишь мизерное количество разрушенного хунвейбинами.
      Что касается истории проникновения буддизма из Индии Тибет в начале VII века и его распространения, в результате чего Тибет в итоге стал мировым центром ламаизма, то и здесь не все так безмятежно и привлекательно, как выглядит само учение Будды. Фактически, становление буддизма в Тибете - это череда очень не симпатичных политических процессов. Это практически непрерывная, порою откровенно грязная борьба за власть между религиозными кланами, сопровождаемая не только философскими дискуссиями, но и насильственными действиями по вытеснению религии бон, обманами, убийствами, фальсификациями, сговорами и т.д. Существует, оказывается, обилие серьезной литературы по истории Тибета, где можно убедиться, что весь этот негативный перечень - не преувеличение. Например, можно просто почитать абсолютно любую монографию по истории Тибета и самостоятельно сделать выводы.
        Чем больше о Тибете мы узнавали, тем меньше иллюзий оставалось. Очередной раз пришлось убедиться, что любое, самое красивое религиозное учение - всего лишь орудие в руках группы «последователей» для борьбы за собственную власть.
      Впрочем, из-за таких выводов желания побывать в Тибете у нас все равно не убавилось. Причем назревало чувство, что нужно поторапливаться.

Китай с населением почти 1,3 млрд. человек - поистине великая страна, где проживают представители более пятидесяти национальностей. Но, поскольку основная этническая группа (92%) - ханьцы, остальные народы называют национальными меньшинствами. Поэтому и представление о культуре современного Китая в целом базируется на традициях народности хань. Но, многие нацменьшинства не такие уж маленькие, их исконные земли очень велики, а коренные культуры разительно не похожи на ханьскую. Огромные территории западного Китая - Синьцзян и Тибет населены народами, уклад жизни которых сродни Непалу, Индии, Средней Азии, и никак не вписывается в основной китайский стереотип.
      Однако общекитайские эталоны и стандарты просачиваются уже и в самые отдаленные районы и заповедные уголки Синьцзяна и Тибета. Самобытный национальный колорит постепенно разбавляется новыми красками в прямом смысле: новыми лицами и одеждами, яркими вывесками с иероглифами, вкраплениями другой архитектуры и так далее. Это становится все заметнее. Нужно успевать в эти края, пока их индивидуальность еще не полностью размыта.
Сегодня, путешествуя по Западному Китаю, и погрузившись в атмосферу тибетского, уйгурского, киргизского или иного местного уклада жизни, можно легко забыть в каком государстве сейчас находишься. Но, забыться лишь на какое-то время. Потому что, все равно вскоре вдруг столкнешься с чем-то таким, что тут же заставит тебя опомниться: «Так, все-таки, я в Китае!».
      Я постараюсь особо не заостряться каждый раз на этих признаках, а просто буду рассказывать о том, что мы видели. Надеюсь, картина нарисуется сама собой.

Гостей в Тибете всегда не жаловали, на протяжении всей истории. Проникновение сюда иностранцев (не из Китая и Монголии) было запрещено. Нарушение запрета могло караться смертью. Исследователи пробирались сюда скрытно, под видом паломников. Именно так, примеру, схитрил в начале 20-го века наш земляк (из Забайкалья) путешественник-исследователь профессор Гомбожаб Цыбиков. И сегодня попасть на многие территории - большая проблема для туристов. Но не одним только внутренним политическим напряжением, объясняется закрытость Тибета для иностранцев. В Ласу (Лхасу) - столицу Тибетской автономной провинции, где собственно говоря, и происходили все беспорядки, туристов сейчас как раз таки пускают беспрепятственно. Гораздо хуже обстоит дело с западными территориями, приграничными Индии. В начале 1970-ых китайцы построили высокогорную дорогу вдоль своих западных границ от Синцзяня до южного Тибета (трасса №219). Стало возможным проехать по диким, недоступным областям Кунь-Луня и Западного Тибета на юг: от Ечена до Ласы. Единственный технически возможный вариант пробить путь через горы - это тот, где и проложена сейчас стратегическая трасса. Но для этого китайцы были вынуждены часть дороги провести в районе оз. Аксай-Чин на плато Чантанг по индийской территории. Однако самих индусов об этом не спросили и даже не поставили в известность. Ввиду крайней отдаленности и труднодоступности Индия узнала о вопиющем факте лишь года через два. В 1962 году случился вооруженный конфликт на аннексированной Китаем территории. Победили китайские военные, с тех пор их в этом районе немереное количество. Соответственно дорога №219 имеет подобающий статус, а туристы - подобающие проблемы. Причем строгость ужесточилась в последние несколько лет. По отчету О.Маслобоевой (2004г) видно, что в то время китайские власти к путешественникам были более лояльны.

Во второй половине 2009 года стало известно, что Китай вскоре намерен открыть Тибет для туристов. Мы решили, что надо срочно готовиться в экспедицию, при этом до последнего не были уверены, что «лучшие времена» вновь резко отменят. Главный идеолог и организатор проекта, лидер команды Gobike Сергей Якунин объявил набор желающих в «китайский велопоход - 2010». Он велел каждому читать все, что касается района предстоящей экспедиции, думать, делать свои предложения и тренироваться всем. Думать нужно было в первую очередь над схемой маршрута и временем похода.
Проехать по Крыше Мира на велосипедах - это уже само по себе достаточно круто, но в этом варианте мы не сможем претендовать на новизну идеи. И «директор походов» придумал еще более дерзкий проект. Чтобы расширить, разнообразить географию путешествия, а также усложнить экспедицию в спортивном плане, Сергей предложил ниткой маршрута связать сразу три уникальные территории: Такла-Макан, Кунь-Лунь и сам Тибет, а завершить активную часть экспедиции корой вокруг священной горы Кайлас.

В экспедицию было решено ехать весной в апреле, чтобы закончить ее до середины мая, пока земля на высокогорье мерзлая. Позже начнется муссон, и ежедневные дожди неизбежно превратят тибетские глинисто-лёссовые грунты в липкую грязь. Дожди продолжаются до осени. В горах в середине весны еще может быть холодно, до -20 С, но это, все же, лучше, чем вязнуть в пол колеса. Снега можно не опасаться. В зимний период воздух очень сухой, ниже 5500 метров снег быстро выдувается сильными ветрами и испаряется под жесткими солнечными лучами. По пустыне ехать в апреле также предпочтительнее.

Поскольку китайскими властями въезд в Тибет строго регламентирован, там запрещено путешествовать самостоятельно, без сопровождения местного гида. Также необходимо иметь специальное разрешение (пермит). Все это стоит денег, но это - не главное. За деньги можно посетить Восточный Тибет (скажем так, примерно от Лхасы до Кайласа). Что касается более западных и центральных района, а также южной части Синьцзяна то все во много раз хуже. Примерно десять серьезных туристических фирм, в которые обращался Сергей, сразу честно расписались в бессилии добыть пермит. Единственная компания - «Kits» оказалась по-настоящему крутой, и взялась за безнадежное дело, но и для нее это был тяжелый случай. Дело в том, что Серега разработал очень не типичный маршрут. Он планировал, проехать к Тибету через хребет Кунь-Лунь не общепринятым путем от г. Ечен, а по одной малоизвестной дороге, на которую можно попасть сразу после того, как пересечем Такла-Макан, не делая крюк в 700 км). Тогда бы мы надежно уложились в сроки, чтобы своим ходом (без помощи автотранспорта добраться до конечного пункта - горы Кайлас.
      Хитрая дорога через Кунь-Лунь точно существует, причем, строго охраняется (известно, что в ее начале стоит блок пост), но на картах она не нанесена. И именно этот отрезок маршрута не устроил тех, кто выдает разрешения. Не помогла ни «волосатость» самого туроператора, ни всякие письма от правительства Забайкальского края, и китайского правительства района Внутренней Монголии. Не сработали даже особые телефонные звонки от важных персон из консульства в Пекине. И нам в итоге отказали. Это случилось незадолго перед стартом экспедиции. В срочном порядке мы согласились на длинный вариант маршрута, (который, кстати, более интересный и красивый). Но и сюда пускали нас тоже с большим нежеланием. Китайским службам безопасности не нравился свободный способ перемещения иностранцев на велосипедах (лучше бы в автобусе).
      По всей дороге № 219, начинающейся в провинции Синцзян (Синцзян-Уйгурский автономный округ) от города Яченг (Каргилык), чужеземцам нельзя находиться бесконтрольно. Поэтому принимающая китайская компания обеспечила нам джип сопровождения с водителем за $ 200 в сутки. А под предлогом высокой опасности нахождения не только в горах, но и в пустыне, старалась навязать такую же услугу целиком по всему маршруту. Сергей сразу и категорически воспротивился предложению:
       - В пустыне нам джип не нужен, у нас есть опыт Гоби, - объяснил он.
Фирма не хотела терять деньги:
      - Но там могут встретиться плохие люди!
      - Мы не боимся, нас десять человек, - не отступал Сергей.
      Вообще, надо сказать, китайский туроператор отчаянно боролся за свой гонорар. Напряженная и торговля длилась почти два месяца, Серега разными путями собрал информацию о реальных ценах, а затем уверенно спорил по каждому пункту, и в итоге сумел сбить стоимость нашего путешествия с $ 2700 на человека (без учета билетов Пекин-Чита) до $ 1850 (уже включая эти билеты). Это был настоящий «подвиг Якунина». Серега был настроен торговаться и дальше, но тут уж китайцы взмолились: «Ну, дайте же нам хоть что-нибудь заработать! Уже и так остается всего лишь по сто долларов с человека!».
     Когда, наконец, мы отправились в путь и приехали в Пекин, Вильям - главный менеджер туристической компании - отложил дела, чтобы приехать и специально встретиться с Сергеем Якуниным. «Я хочу посмотреть на того человека, который сумел меня так обхитрить», - без злости сказал Вильям. И это звучало очень уважительно, потому что в понятии китайцев если один партнер надул другого, то он этим самым доказал свой ум и смекалку. Умение хитрить и ловко обманывать - это не подлость, а профессионализм.
      Вообще путешествия, организуемые самостоятельно, по затраченным деньгам оказываются значительно дешевле готового тура. Но и подготовку к такому походу не сравнить с покупкой «путевки за границу». Впрочем, если начинать с нуля, не имея ни палатки, ни спальника, то возможно выйдет и дороже…

На сборы нашей экспедиции ушло более полугода. И нам все равно пришлось покупать много новой экипировки и техники. Мы заменили основные изношенные узлы и некоторые детали наших велосипедов, заказывали сублимированные продукты питания в фирме «Гала-Гала», собирали снаряжение, видеокамеры, ремнаборы и т.д. Кроме того постоянно тренировались.
Понятно было, что после пустынной жары Такла-Макана придется вскоре остудиться высокогорным холодом Кунь-Луня. Поход, таким образом, ожидался комбинированный - летне-зимний - и список теплой одежды вышел приличный.
      А зима в Забайкалье в 2010 году выдалась на редкость морозная и снежная, так что позволила как следует проверить и технику, и снаряжение. Мы узнали много нюансов о езде на велосипеде при температуре воздуха ниже минус тридцать: перестают переключаться скорости, самые дорогие перчатки не согревают, без маски-«намордника» ехать можно, но очень недолго, по льду двигаться лучше пешком…. Но, главное, убедились,  в целом, что велосипеды пережить мороз могут.
      Моделируя возможные ситуации, и готовясь к холодной погоде в  Тибете, мы в самый пик январских морозов выехали с ночевкой на тренировку за город, и по глубокому снегу попробовали затаскивать велосипед на гору. Это - вовсе непростое занятие.
    Чтобы быстрее адаптироваться к предстоящим нагрузкам, «Директор походов» - Серега Якунин строго велел заблаговременно всем начать пить витамины, а также каждому купить дыхательный тренажер Фролова и дуть в него ежедневно в течение четырех месяцев до начала экспедиции. Этот простой пластмассовый прибор - вещь, безусловно, очень полезная, но не все десять участников уверовали в нее и недостаточно строго выполняли указание тренера Якунина. Лично я выдержал дыхательную гимнастику только первый месяц, а после злостно и систематически нарушал спортивно-медицинский режим.

Спонсоров мы в этот раз искать  даже и не пробовали. Осточертело выклянчивать и объяснять. Тем более, я, как руководитель, сам не реже раза в неделю нахожусь в роли человека, от которого все хотят, а «деньги ему и самому нужны…». Но спонсоры все же  нашлись, правда, не со стороны, а в лице двух, самих же, участников нашего похода.
      Понимая, что нам предстоят пребывание на режимной территории в атмосфере подозрительности и недоверия к нашим персонам, мы предприняли ряд мер и выучили тактику благопристойного поведения. Китайский гид дал нам жесткие советы: «Никому не показывайте свои GPS, никогда не фотографируйте военных и полицейских, ни за что не признавайтесь, что вы по роду деятельности профессиональный фотограф, геолог, журналист, или упаси Боже, - госслужащий, военный, журналист либо еще что непотребное. Вы - простые (примитивные) туристы - рабочие, колхозники, ботаники…».

Список команды подвергся строгой цензуре и стал состоять из одних только инженеров и «ботанистов».
Любопытно, что ботаникам в Тибет ехать пребывать дозволяется, а вот геологам - никак нет. В общем, кое-что в списке совпало с реальностью, но Тёма - точно работает не «ботанистом».
      Кроме того мы заручились разными бумагами и рекомендательными письмами, подтверждающими, что мы не «засланные казачки», а посланники дружественного государства с миссией изучения современной истории и культуры Тибета и Синьцзяна, и дальнейшего укрепления добрососедских отношений. Мы получили официальный статус международной спортивно-географической экспедиции Забайкальского края, о чем свидетельствовала «Дорожная грамота» с печатями забайкальского губернатора и центрального органа Русского Географического общества в Сан - Петербурге.

Вот так выглядела наша Дорожная грамота. Второй экземпляр был на китайском языке. Естественно, с подписями и печатями. Китайцы любят бумаги с печатями, и иногда от такие письма очень выручают.



На дорожной грамоте фото всех участников экспедиции:

Сергей Якунин (директор Походов)
Андрйе Шаманский (Шаман)
Дима Закс (Амид)
Вадим Иванов (Иваныч)
Антон Кауров (Антоха)
Женя Трофимов (Жека)
Игорь Золотарев (Доктор)
Рома Коробков
Артём Власевский (Тёма)
Александр Леснянский

Продолжение. Часть 3

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции
Содержание Отчета

1.Втупление (Вместо предисловия)
2. Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
3. Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
4. Пекин
5. ПоездПекин -Урумчи. Автобус Урумчи - Лунтай
6. Глава 3. Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
7. Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка
8. Такла-Макан. 3-й день маршрута
9. Такла-Макан. 4-й день маршрута
10. Такла-Макан. 5-й день маршрута
11. Окончание этапа «Такла-Макана». Глава 4. Древние оазисы Ния - Хотан. 6-й день маршрута
12. Оазисы. Город Хотан и другие оазисы. 7-й день маршрута
13. Оазисы. 8-й день маршрута
14. Ечен. 9-й день маршрута
15. Глава 5. Хребет Кунь-Лунь. 10-й день маршрута
16. Хребет Кунь-Лунь. 11-й день маршрута
17. Хребет Кунь-Лунь. 12-й день маршрута
18. Хребет Кунь-Лунь. 13-й день маршрута
19. Хребет Кунь-Лунь. 14-й и 15-й дни маршрута
20. Хребет Кунь-Лунь, Аксайчин. 16-й день маршрута
21. Аксайчин - плато Чантанг (Тибет). 17-й и 18-й дни маршрута
22. Тибет. Плато Чантанг. 19-й и 20-й дни маршрута
23. Тибет. Плато Чантанг. Сумжи - Домар. 21-й день маршрута
24. Тибет. Домар - Али. 22-й день маршрута
25. Тибет. Али - Монастырь Гуру Ринпоче. 23-й день маршрута
26. Монастырь Гуру Ринпоче - гора Кайлас. 24-й день маршрута
27. Особая глава. Мистика Кайласа. 24-й день маршрута
28. Монтсер - Дарчен в редакции «Реальность Кайласа». 24-й день маршрута (вторая половина дня)
29. Кора вокруг горы Кайлас. 25-й день путешествия.
30. Кора вокруг горы Кайлас. 26-й день путешествия.
31. Кора вокруг горы Кайлас. с. Дарчен, о. Манасавр, с. Баян. 27-й день путешествия.

Путешествия, Такламакан-Тибет

Previous post Next post
Up