Начало здесь 7 апреля 2010г. Третий день маршрута
Большое удовольствие - выйти из палатки на прохладный песок в шесть утра, когда воздух за ночь остыл до +6С, и обнаружить себя посреди пустыни в безграничном пространстве, состоящем из одних только песчаных барханов.
1.
Мутная пелена над горизонтом посветлела, потом из нее родился болезненно-бледный солнечный диск, всплыл и повис в безоблачном небе.
В 8 часов все были уже собраны, а через 10 минут мы тронулись в путь, стараясь проехать как можно больше до 11 часов, когда начнет припекать, а может еще и задуть...
2. Вот оно - "море песка"
3.
4.
Трасса строящегося трубопровода размечена цветными флажками, и по ним очень удобно отслеживать направление и силу ветра. С утра и до середины дня флажки висели без движения и лишь изредка шевелились в попутном нам направлении.
5. Ветер слабый попутный
Сегодня мы попробовали изменить график движения и ехать в более спокойном темпе, но интервалами не по 10, а по 15 километров.
Мы заметно дальше продвинулись к центру Такла-Макана. Пустыня по сравнению со вчерашним днем стала еще суровее. Растительность за пределами лесополос исчезла окончательно, барханы стали выше, круче и стали походить на огромные песчаные горы, выстроенные цепочками. Трасса проложена таким образом, чтобы ее направление было в целом перпендикулярно простиранию барханных цепей. Если гряды изгибаются, то соответственно поворачивает и дорога. Высота местности также возросла. Теперь мы ехали на 1000 - 1070 м выше уровня моря.
6. Настоящие горы из песка...
7.
8.
9.
10. Следы жизни на песке
К 13 часам мы успели накрутить 53 км, после чего остановились на обед и отдыхали два часа. Быстрее двигаться не получалось. Болезненная слабость одного из участников существенно влияла на скорость всей группы. Уже третий день мы не укладывались в намеченный график движения. Директор Похода начал хмурить брови.
В центре пустыни
В воздухе висело уже привычное пыльное марево. Температура в тени поднялась до 30 С. А ведь это - только начало весны. Можно примерно представить, что бывает в этой пустыне летом. Самое страшное - когда в воздухе нет пыльной взвеси, отчасти сдерживающей солнечные лучи.
Пока мы обедали, знойный воздух замер. Но, как только в 15 часов снова сели в седла, тут же задул южный встречный ветер. Он быстро набрал силу, а вскоре развернулся на восток и стал боковым.
Мы проехали еще 25 км. На этом отрезке стало заметно, что высота местности продолжает расти, а также увеличились и размеры барханов. Гребни песочных хребтов выросли до 1200 метров, а подъемы на перевалы стали затяжными, с крутыми взлетами в верхней части. Все чаще отдельные наши товарищи вынуждены были катить велосипеды пешком.
11.
На 285-ом километре трассы (от Лунтая) вдруг резко исчезли саксаулово-тамарисковые насаждения, и высокие беспорядочно нагроможденные барханы приблизились вплотную к дороге. Голые песчаные склоны очень кропотливо, изящно и широко были покрыты клетками тростниковых ветрозащитных заборов. Здесь, на участке протяженностью 4 км китайцы почему-то не стали высаживать и орошать лесополосу. Вероятно, какие-то особенности ландшафта не позволяют деревьям прижиться.
12.
13. Тростниковые сети для задержания песка
Проезжая загадочный участок, мы стали свидетелями захватывающего зрелища - работы электриков на высоковольтной линии. Маленькие фигурки людей, шагали по проводам на огромной высоте бесстрашно, как воробышки на бельевой веревке во дворе.
14. Электрики-верхолазы
На склоне одного из барханов выложен огромный транспарант с иероглифами. Надпись многое объясняет, но тогда мы еще не знали ее перевода.
15.
Первая строка транспоранта означает: "Компания «Нефть Китая», Таримское местророждение нефти".
Можно все это заменить на английское название компании: PETROCHINA TARIM OILFIELD COMPANY;
Две другие строки - это философский каламбур, который можно перевести так: «Лишь жизнь пустыни мертва. Человеческая жизнь не может быть мертвой». Во как завернули китайские мудрецы!
Дальше посадки и поливочные шланги продолжились.
16. Вновь - насосные станции...
17. ... и лесопосадки
Подвиг Иваныча
Крутые перевалы продолжались с возрастающей частотой. Во второй половин дня затяжные подъемы стали даваться тяжело. На вершине одного из таких тягунов все собрались в ожидании отставшего Игоря. Его не было подозрительно долго. Мы уже сходили к насосной станции за водой, съели по конфетке,… еще по одной, посидели, полежали на теплой земле. Прошло полчаса, Игорь не появлялся. Была уже половина шестого вечера, жара стояла невыносимая, а мы проехали меньше 90 км.
Кому-то явно предстояло возвращаться вниз на выручку отставшего товарища. Я почему-то уверен, что каждый из нас знал, что этим «кто-то» будет Иваныч. В это время возле нас вдруг затормозил небольшой грузовичок, и водитель жестами рассказал, что там сзади на дороге сидит наш друг возле велосипеда с порванной цепью. Еще никто не успел открыть рта, а Вадим уже встрепенулся и подскочил:
- Ну, все, я поехал. Дайте кто-нибудь выжимку!
-Ты хоть рюкзак с багажника сними, - посоветовал я, безрадостно представляя себя на месте Вадима.
- Да, ну его! Отвязывать дольше. Тут же близко! - бросил Иваныч, и скрылся за перегибом склона. Было видно, что ему на самом деле не составляет никакого труда прокатиться туда-сюда еще разок.
Мы тем временем поставили котелок на горелку.
В 18:20 назад приехал бодрый Вадим, а через пятнадцать минут с починенной цепью пришел невеселый Игорь. Вода успела закипеть, мы попили чая и в 18:45 поехали дальше.
Южный встречный ветер несколько затруднял движение, но зато разогнал пыльную завесу и воздух стал прозрачен. Пустыня осветились мягким вечерним светом, объемно вырисовывающим художественный хаос барханных полей.
18.
После чаепития мы сделали еще десятку и остановились на возвышенном очень фотогеничном месте. , отдыхая и в очередной раз дожидаясь нашего главного аутсайдера. Осматривая эффектно солнцем высвеченные барханы, Сергей Якунин предложил:
- Может, давайте здесь останемся на ночевку, поснимаем видео…. Очень красиво, а нам ведь нужно делать фильм. Все равно, мы сегодня уже далеко не уедем. Лучше отдохнем, Игорь восстановится….
Никого уговаривать, почему-то, не пришлось, даже Иваныча, который любит большие заделы.
Я съем гравия миску и песка два стакана
Лишь бы больше не видеть Такла-Макана
Мы уволокли велосипеды метров на триста от дороги вглубь диких песков, и прежде чем поставить палатки, отсняли десяток дублей, как груженый караван гобайкеров тащится через Такла-Макан.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Фотосъемка длилась до самого заката. Затем мы уселись ужинать, налили «по тридцать грамм» и в качестве тоста Доктор-Игорь продекламировал сочиненный им стих:
Налей себе песка стакан
Ты на краю Такламакан.
Войти и не вернуться
В "фарфоровое блюдце".
Кварц на ресницах и в ушах,
Плывут верблюды, чуть дыша,
Звенят их колокольца.
Колодцы полные песка,
Жары песочные глаза
И небо - это солнце.
Налей себе песка стакан
Ты посреди Такламакан,
Как скорпион на блюдце -
Пойти и не вернуться.
Песок в груди, песок в висках,
Улыбка жажды на устах...
И солнца колокольца...
Уйгурский стеганый халат,
Ночных песчинок звездопад,
Плеск глубины колодца.
Зеленый чай, как пот с ресниц -
Соленый.
Всполохи зарниц.
Ночь остудила солнце.
Блестящий снег не близких гор,
Барханов огненный простор...
И, ледяной воды стакан,
Тем, кто пройдет Такламакан.
26.
27.
Взошла полная красновато-желтая луна. В черно-синем небе высыпали звезды, нарисовалась Большая Медведица, а прямо над нами ярко засветился пояс Ориона. Горячий воздух замер, все звуки cтихли. Ночь окутала пустыню. Время от времени в стороне дороги возникало таинственное зарево. Слабо обрисовывая темные силуэты барханов, над горизонтом загадочно разливался свет фар проходящих вдалеке грузовиков. Палатки, подсвеченные изнутри фонариками, стояли посреди Такла-Макана как инопланетные объекты. Один за другим огоньки потухли, и наш лагерь окончательно растворился в черном безграничном пространстве.
28.
Т - 98,5 км
t - 6: 05
A - 16,3 км\час
М - 53,6 км\час
D - 306 км
Продолжение Часть 9 Фильм об экспедиции Карта экспедиции Втупление (Вместо предисловия) Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?» Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин Пекин Поезд Пекин - Урумчи. Автобус Урумчи - Лунтай Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка