Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас. Полный рассказ, ч. 8

Sep 03, 2011 14:51

Начало здесь

7 апреля 2010г. Третий день маршрута

Большое удовольствие - выйти из палатки на прохладный песок в шесть утра, когда воздух за ночь остыл до +6С, и обнаружить себя посреди пустыни в безграничном пространстве, состоящем из одних только песчаных барханов.

1.


Мутная пелена над горизонтом посветлела, потом из нее родился болезненно-бледный солнечный диск, всплыл и повис в безоблачном небе.
    В 8 часов все были уже собраны, а через 10 минут мы тронулись в путь, стараясь проехать как можно больше до 11 часов, когда начнет припекать, а может еще и задуть...
2. Вот оно - "море песка"


3.


4.


Трасса строящегося трубопровода размечена цветными флажками, и по ним очень удобно отслеживать направление и силу ветра. С утра и до середины дня флажки висели без движения и лишь изредка шевелились в попутном нам направлении.

5. Ветер слабый попутный


Сегодня мы попробовали изменить график движения и ехать в более спокойном темпе, но интервалами не по 10, а по 15 километров.
    Мы заметно дальше продвинулись к центру Такла-Макана. Пустыня по сравнению со вчерашним днем стала еще суровее. Растительность за пределами лесополос исчезла окончательно, барханы стали выше, круче и стали походить на огромные песчаные горы, выстроенные цепочками. Трасса проложена таким образом, чтобы ее направление было в целом перпендикулярно простиранию барханных цепей. Если гряды изгибаются, то соответственно поворачивает и дорога. Высота местности также возросла. Теперь мы ехали на 1000 - 1070 м выше уровня моря.

6. Настоящие горы из песка...


7.


8.


9.


10. Следы жизни на песке


К 13 часам мы успели накрутить 53 км, после чего остановились на обед и отдыхали два часа. Быстрее двигаться не получалось. Болезненная слабость одного из участников существенно влияла на скорость всей группы. Уже третий день мы не укладывались в намеченный график движения. Директор Похода начал хмурить брови.

В центре пустыни
    В воздухе висело уже привычное пыльное марево. Температура в тени поднялась до 30 С. А ведь это - только начало весны. Можно примерно представить, что бывает в этой пустыне летом. Самое страшное - когда в воздухе нет пыльной взвеси, отчасти сдерживающей солнечные лучи.
    Пока мы обедали, знойный воздух замер. Но, как только в 15 часов снова сели в седла, тут же задул южный встречный ветер. Он быстро набрал силу, а вскоре развернулся на восток и стал боковым.

Мы проехали еще 25 км. На этом отрезке стало заметно, что высота местности продолжает расти, а также увеличились и размеры барханов. Гребни песочных хребтов выросли до 1200 метров, а подъемы на перевалы стали затяжными, с крутыми взлетами в верхней части. Все чаще отдельные наши товарищи вынуждены были катить велосипеды пешком.

11.


На 285-ом километре трассы (от Лунтая) вдруг резко исчезли саксаулово-тамарисковые насаждения, и высокие беспорядочно нагроможденные барханы приблизились вплотную к дороге. Голые песчаные склоны очень кропотливо, изящно и широко были покрыты клетками тростниковых ветрозащитных заборов. Здесь, на участке протяженностью 4 км китайцы почему-то не стали высаживать и орошать лесополосу. Вероятно, какие-то особенности ландшафта не позволяют деревьям прижиться.

12.


13. Тростниковые сети для задержания песка


Проезжая загадочный участок, мы стали свидетелями захватывающего зрелища - работы электриков на высоковольтной линии. Маленькие фигурки людей, шагали по проводам на огромной высоте бесстрашно, как воробышки на бельевой веревке во дворе.

14. Электрики-верхолазы


На склоне одного из барханов выложен огромный транспарант с иероглифами. Надпись многое объясняет, но тогда мы еще не знали ее перевода.

15.


Первая строка транспоранта означает: "Компания «Нефть Китая», Таримское местророждение нефти".
Можно все это заменить на английское название компании: PETROCHINA TARIM OILFIELD COMPANY;
    Две другие строки - это философский каламбур, который можно перевести так: «Лишь жизнь пустыни мертва. Человеческая жизнь не может быть мертвой». Во как завернули китайские мудрецы!

Дальше посадки и поливочные шланги продолжились.

16. Вновь - насосные станции...


17. ... и лесопосадки


Подвиг Иваныча
    Крутые перевалы продолжались с возрастающей частотой. Во второй половин дня затяжные подъемы стали даваться тяжело. На вершине одного из таких тягунов все собрались в ожидании отставшего Игоря. Его не было подозрительно долго. Мы уже сходили к насосной станции за водой, съели по конфетке,… еще по одной, посидели, полежали на теплой земле. Прошло полчаса, Игорь не появлялся. Была уже половина шестого вечера, жара стояла невыносимая, а мы проехали меньше 90 км.
Кому-то явно предстояло возвращаться вниз на выручку отставшего товарища. Я почему-то уверен, что каждый из нас знал, что этим «кто-то» будет Иваныч. В это время возле нас вдруг затормозил небольшой грузовичок, и водитель жестами рассказал, что там сзади на дороге сидит наш друг возле велосипеда с порванной цепью. Еще никто не успел открыть рта, а Вадим уже встрепенулся и подскочил:
    - Ну, все, я поехал. Дайте кто-нибудь выжимку!
    -Ты хоть рюкзак с багажника сними, - посоветовал я, безрадостно представляя себя на месте Вадима.
    - Да, ну его! Отвязывать дольше. Тут же близко! - бросил Иваныч, и скрылся за перегибом склона. Было видно, что ему на самом деле не составляет никакого труда прокатиться туда-сюда еще разок.
    Мы тем временем поставили котелок на горелку.
    В 18:20 назад приехал бодрый Вадим, а через пятнадцать минут с починенной цепью пришел невеселый Игорь. Вода успела закипеть, мы попили чая и в 18:45 поехали дальше.

Южный встречный ветер несколько затруднял движение, но зато разогнал пыльную завесу и воздух стал прозрачен. Пустыня осветились мягким вечерним светом, объемно вырисовывающим художественный хаос барханных полей.

18.


После чаепития мы сделали еще десятку и остановились на возвышенном очень фотогеничном месте. , отдыхая и в очередной раз дожидаясь нашего главного аутсайдера. Осматривая эффектно солнцем высвеченные барханы, Сергей Якунин предложил:
    - Может, давайте здесь останемся на ночевку, поснимаем видео…. Очень красиво, а нам ведь нужно делать фильм. Все равно, мы сегодня уже далеко не уедем. Лучше отдохнем, Игорь восстановится….
    Никого уговаривать, почему-то, не пришлось, даже Иваныча, который любит большие заделы.

Я съем гравия миску и песка два стакана
Лишь бы больше не видеть Такла-Макана
    Мы уволокли велосипеды метров на триста от дороги вглубь диких песков, и прежде чем поставить палатки, отсняли десяток дублей, как груженый караван гобайкеров тащится через Такла-Макан.

19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


Фотосъемка длилась до самого заката. Затем мы уселись ужинать, налили «по тридцать грамм» и в качестве тоста Доктор-Игорь продекламировал сочиненный им стих:

Налей себе песка стакан
Ты на краю Такламакан.
Войти и не вернуться
В "фарфоровое блюдце".
Кварц на ресницах и в ушах,
Плывут верблюды, чуть дыша,
Звенят их колокольца.
Колодцы полные песка,
Жары песочные глаза
И небо - это солнце.
Налей себе песка стакан
Ты посреди Такламакан,
Как скорпион на блюдце -
Пойти и не вернуться.
Песок в груди, песок в висках,
Улыбка жажды на устах...
И солнца колокольца...
Уйгурский стеганый халат,
Ночных песчинок звездопад,
Плеск глубины колодца.
Зеленый чай, как пот с ресниц -
Соленый.
Всполохи зарниц.
Ночь остудила солнце.
Блестящий снег не близких гор,
Барханов огненный простор...
И, ледяной воды стакан,
Тем, кто пройдет Такламакан.

26.


27.


Взошла полная красновато-желтая луна. В черно-синем небе высыпали звезды, нарисовалась Большая Медведица, а прямо над нами ярко засветился пояс Ориона. Горячий воздух замер, все звуки cтихли. Ночь окутала пустыню. Время от времени в стороне дороги возникало таинственное зарево. Слабо обрисовывая темные силуэты барханов, над горизонтом загадочно разливался свет фар проходящих вдалеке грузовиков. Палатки, подсвеченные изнутри фонариками, стояли посреди Такла-Макана как инопланетные объекты. Один за другим огоньки потухли, и наш лагерь окончательно растворился в черном безграничном пространстве.

28.


Т - 98,5 км
t - 6: 05
A - 16,3 км\час
М - 53,6 км\час
D - 306 км

Продолжение Часть 9

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции
Втупление (Вместо предисловия)
Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
Пекин
Поезд Пекин - Урумчи. Автобус Урумчи - Лунтай
Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка

Путешествия, Такламакан-Тибет

Previous post Next post
Up