Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас. Полный рассказ, ч. 10

Oct 13, 2011 11:06

Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас

Экспедиционный отчет о путешествии 2010г
через пустыню Такла-Макан, хребет Кунь-Лунь и Тибетское нагорье к горе Кайлас
в дневниковых записях, фотографиях и «картинах маслом»

Продолжение.    Начало здесь

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции

Предыдущие части:
Втупление (Вместо предисловия)
Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
Пекин
ПоездПекин -Урумчи. Автобус Урумчи - Лунтай
Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка
Такла-Макан. 3-й день маршрута
Такла-Макан. 4-й день маршрута

Продолжение, часть 10

9 апреля 2010г. Пятый день маршрута

Песчаная буря
    В час ночи внезапный порыв ветра резко дернул палатку. После первого рывка последовала еще серия, и налетела песчаная буря. Наш походный дом стало трясти, трепать и кренить то в одну, то в другую стороны. Звук при этом слышался такой, будто палатку обрабатывают пескоструйным агрегатом. Дуги сгибались, палатку плющило к земле, в темноте я чувствовал, как матерчатая «плащаница» накрывает мое лицо. Песок сыпался отовсюду, и было впечатление, что ветер дует одновременно со всех четырех сторон света, хотя на самом деле буря пришла с юга. Мы застегнули все входы, но это мало помогло, только внутри палатки стало очень душно и трудно дышать пыльным воздухом, точнее - песчано-воздушной смесью.
    Только к рассвету пустынный шторм обессилел, и немного утих. Горячий южный ветер продолжал мести песок, но уже без фанатизма. В шесть часов мы открыли глаза, и увидели то, что и должны были увидеть - песок был повсюду: внутри спальников, в карманах одежды, в волосах…. На улице все вещи оказались заметены и присыпаны, обувь полна песка, фото штатив, который я оставил разобранным, повалило ветром на землю.  Стекло велокомпьютера будто потерли наждачкой, а монетка переключателя скоростей на руле, забившись песком, перестала работать.
    О фотографировании не могло быть и речи. Густой слой пыли завис над землей и скрыл собою всю вчерашнюю перспективу. Мутный занавес полностью загасил солнце, а когда оно все же проявилось в пыльном небе, то вид имело очень бледный. Вот оно - белое солнце пустыни.

1. После песчаной бури воздух над пустыней не пропускает солнечные лучи, хотя небо безоблачное


У пустыни есть начало, у пустыни нет конца
    В 8:20 мы продолжили свой путь на юго-запад по асфальтированной ниточке жизни, разрезающей громадное, враждебное всему живому пространство, заполненное лишь пылью и песком. Ветер разогнал с неба все облака, но солнечные лучи все равно не могли пробиться к земле сквозь толщу пыльной взвеси. Поэтому с утра даже ощущалась какая-то легкая свежесть.
    В южном направлении высота пустыни над уровнем моря продолжает плавно расти, а мощь чудовищной песочницы постепенно ослабевает.
    Через 35-40 км от места ночевки ландшафт местности изменился: барханные поля «сморщились», дюны измельчали. Дорога заметно выпрямилась, подъемы и спуски стали пологими.
    Среди песков повылезало множество земляных бугров, поросших деревьями и кустами.

2. Странные, на первый взгляд, бугры среди песков образуются благодаря растительности. Корни дерева скрепляют грунт в комок. Окружающий песок выдувается ветром, кочка остается и постепенно вырастает до высоты 2-3 метра


3.


Появились среди барханов и своеобразные такыры - выходы на поверхность горизонтально залегающих пластов серых глин.

4.


5. Когда-то Такла-Макан был дном огромного водоема, в котором накапливалась толща песка с прослоями глины


К полудню жара все же одолела, а еще обострилась проблема «пятой точки». Как известно, при езде велосипедист соприкасается с велосипедом в пяти местах. При этом руки и ноги не так подвержены истиранию, как пятая точка - датчик велосипедной усталости. Этот биологический прибор особенно сильно начинает зашкаливать на жаре. Он становится красным, иногда прыщавым, и требует постоянной смазки и проветривания. Благо, что трасса совсем безлюдная и можно подолгу бесстыдствовать со спущенными штанами прямо посреди дороги, вентилируя место максимального износа организма.

К часу дня, когда воздух нагрелся до 29С, мы намотали на спидометр уже 60 километров, и решили, что пора обедать и пережидать жару. Привязав тент к пыльным кустам, мы попытались укрыться под ним от жгучего солнца, однако места в тени всем не хватило.

К 15 часам воздух над пустыней раскалился еще сильнее, и Такла-Макан превратился в адскую жаровню, но нужно было двигаться дальше. И мы поехали…

За следующие два с половиной часа мы отмотали еще 30 км.

6.


7. Серега Якунин (впереди) и Игорь Золотарев


Отставание от планового графика движения составило уже минимум полтора дня. У нас иссякли запасы воды, набранной еще в Лунтае. Пришлось пополнить опустевшие бурдюки на одной из насосных станций. В 17:20 сделали большой привал, чтобы сварить морс (из сублимированных продуктов) и восстановиться. А затем до 21 часа продвинулись вперед еще на 30 км.

Высота местности продолжала расти и достигала уже 1300 метров над уровнем моря.
Стали попадаться глинистые участки, и временами казалось, что мощь песков ослабевает и близка окраина Такла-Макана. Однако неизменно, всякий раз солончаки вновь сменялись барханными полями, теснившими дорогу, и становилось очевидным, что рано пока еще прощаться с пустыней.

Уже начало смеркаться, когда из барханов мы вдруг резко выскочили на пыльную серо-коричневую равнину. Резко оборвалась и ирригационная система, и тут мы решили, что всё - песков больше не будет!

8. Наверное, вот так и выглядят пришельцы из космоса... Кин-Дза-Дза какая-то... Это - наш Иваныч


9. Шаман (слева), Амид и Иваныч (позади) думают, что пустыня в этом месте закончилась. Мы все так думаем, Но, не тут-то было!


Однако обширный солончак простерся лишь на несколько километров, а за ним вновь вернулась знакомая картина - с песками, посадками и поливочными шлангами.
    В 21 час мы перебрались через лесополосу на чистый песок и поставили лагерь у подножия барханов рядом с наполовину засыпанными тростниковыми заборами.

Т - 111,5 км
t - 6: 42
A - 16,7км\час
М - 58.6 км\час
D - 498 км
Высота ночевки - 1350 м над у.м.

Продолжение. Часть 11

Начало здесь

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции
Втупление (Вместо предисловия)
Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
Пекин
ПоездПекин -Урумчи. Автобус Урумчи - Лунтай
Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка
Такла-Макан. 3-й день маршрута
Такла-Макан. 4-й день маршрута

Previous post Next post
Up