Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас. Полный рассказ, ч. 16

Nov 22, 2011 23:40

Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас

Экспедиционный отчет о путешествии 2010г
через пустыню Такла-Макан, хребет Кунь-Лунь и Тибетское нагорье к горе Кайлас
в дневниковых записях, фотографиях и «картинах маслом»

Продолжение.    Начало здесь

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции

15 апреля. Одиннадцатый день маршрута

В этой части рассказа мы будем находиться тут:


Ночью слегка приморозило, на палатке застыла ледяная корка.
    Сегодня мы стартовали раньше обычного, и в 7:50 уже движемся вверх к первому на нашем пути горному перевалу высотой 3300 м. Подъем начался сразу от места ночевки, а дорога представляет собой земляную ленту с беспорядочно торчащими из нее булыжниками и глубокой пылью, особенно на обочинах.

1.


2.


Мы уже конкретно вторглись в горное царство Кунь-Луня, и с каждым витком серпантина все выше и выше забираемся в горы, а воздух постепенно приобретает прозрачность. Подъем изнурителен, мы движемся короткими интервалами, через каждый километр отдыхаем.

3.  На дороге толстым слоем лежит рыхлая серо- коричневая пудра


4.


5.


Наконец, после очередного изматывающего витка мы выныриваем из двухкилометровой толщи пыли, скрывающей все, что находится внизу.

6.


7.  Фото на память. Серега и Антон. Снимает их Тёма


Над нами чистое синее небо, а с дорожного обрыва раскрывается потрясающий вид на бесчисленные горные вершины, поднимающиеся из океана коричневого смога. Однако это еще не перевал, до него осталось пару сотен метров по вертикали и несколько километров по серпантинной дороге.

8.


9.


Время от времени приходится останавливаться и пропускать огромные пылящие самосвалы, которые везут какую-то руду.

10.


11.


Кто-то уже не может ехать и идет ногами. У меня дважды от неловких переключений скорости на подъеме рвется цепь.

На перевальную седловину поднимаемся не дружно. Первым забирается Якунин, я закатываюсь минут через десять. Время 10:35. Еще через полчаса пешком приходит последний участник заезда.

12.  Это - я. А велосипед - Андрюхи Шаманского


Сверху открывается картина фантастической красоты и величия. Вдалеке на юге высится заснеженный горный хребет в осевой части Кунь-Луня; вскоре нам предстоит перевалить и через него.

13.  Центральный Кунь-Лунь вдалеке. Нам - в ту стотону.
Слева видна петлистая дорога, спускающаяся с перевала


Вниз с перевала дорога уходит сложнейшими петлями.

14. Перевал, откуда мы скатываемся, уже вдалеке (почти на горизонте, - слева на втором плане), но до низу еще о-очень далеко


Вскоре мы опять погружаемся в пыльное марево. Спуск имеет протяженность 16 км.

15. Стрелкой отмечен перевал, с которого мы катимся вниз


16.


17. Короткий отдых на спуске.
    Зигзагообразная тропа на склоне - это, по-видимому,  часть старого пути, соединявшего две соседние долины.  Вполне возможно, что именно здесь проходили через хребет торговые караваны в древности.
    Полка новой дороги, вырубленной в горе, видна слева вверху кадра



18.


В 12:15 мы достигаем днища долины, теряя в высоте сразу 800 метров. Внизу небольшое горное селение и огороженная база дорожных строителей, похожая на какой-то дом отдыха. Вокруг нет ни единого дерева, а за забором насажены тополя..

19. Горное селение. Мама с дочкой поднимаются от речки, куда ходили по воду


Располагаемся на обед под забором «дома отдыха». Немного воды выпрашиваем у местных крестьян, остальную фильтруем из коричневой реки.

20.


14:20. Мы закончили обед и теперь едем дальше. Наступает жара, дорога отвратительная. Велосипеды трясутся и бешено скачут по этой «стиральной доске». Трасса устремляется вверх по долине, вдоль реки.

21.


На редких, подходящих для земледелия клочках земли по берегам трудятся люди. Крестьяне пашут землю, используя в качестве тягловой силы верблюдов.

22.


Проезжаем мимо воинской части. Водитель Чен заранее поджидает нас и предупреждает, чтобы никто не вынимал фотоаппарат.

На 133-м километровом столбике (32 км от места нашей последней ночевки) жуткая гребенка прекращается. Велосипед выкатывается на асфальтовое покрытие и впечатление такое, будто я потерял слух. Грохот исчезает, а вместо него слышен тихий шелест покрышек.

Далее трасса перебирается по мосту на левый берег и продолжает взбираться вверх по ущелью, которое все сильнее и сильнее сужается.

23.


24.


Река имеет цвет какао, но Чен знает место, где у берега бьет родник (на 42 км от ночевки), и мы, наконец, наполняем чистейшей водой наши совсем уж опустевшие бурдюки.

25. Время - около 18 часов. Поля перед деревней Кудо. Крестьяне пашут землю


Примерно в 18:30 мы въезжаем в селение Кудо (другой вариант произношения: Ку-Ди). Кудо - ключевой, очень важный пункт, точнее, рубеж на пути нашей экспедиции. Это практически последний стационарный поселок, а за ним впереди - основной хребет Кунь-Луня, - совершенно дикие места, и проезд туда строго контролируется китайскими военными. Блок-пост находится в конце деревни. Мы хорошо знаем о его существовании, но пока еще не подозреваем, насколько это сложное препятствие для путешественников.

В деревне можно купить лепешки и овощи, а вот с бензином здесь все плохо. А он нам нужен для горелок. С трудом находим продавца, торгующего топливом на разлив из канистры. Бензин подозрительно маслянистый, но другого нет.

Тысяча и один километр
    Блок-пост возник перед нами ровно на 1000-ом километре от Лунтая. Пропускной пункт стоит на входе в узкое ущелье, миновать его никак невозможно. Заграждения из колючей проволоки спускаются с крутых скалистых склонов до самой реки, и даже само русло перегорожено. На дороге устроен «шлюз» наподобие международного пограничного перехода с двумя шлагбаумами и «нейтральной зоной» между ними. Каждый автомобиль и каждый человек обязан пройти здесь процедуру паспортной проверки и таможенного досмотра.

Мы подъехали к переходу и стали в сотне метров перед «комендатурой». Наш сопровождающий с документами пошел внутрь.
    Однако, что-то не заладилось. Чен несколько раз выходил на улицу с огорченным видом и звонил нашим покровителям. Только через полтора часа дошло дело до наших паспортов. Их собрали, унесли, а мы опять надолго застыли в ожидании.

Наконец, начался собственно «шмон». Несколько военных вышли на досмотр и очень тщательно принялись исследовать наш багаж. Вывернули абсолютно все карманы велосипедных сумок и рюкзаков, действуя при этом, надо сказать, вежливо и учтиво. Искали они, прежде всего, конечно же, «разведывательную» аппаратуру, в частности GPS-навигаторы. Надо признаться, что разных устройствс GPS-модулем у нас имелось несколько штук, однако, пока прибор выключен, выяснить, на что он способен нельзя.
    - Что это такое? - Спрашивал офицер Сергея Якунина, тыча пальцем в его навигатор с экраном размером в пол-ладони.
    -Мьюзик-плейер. - Не моргнув, отвечал Серега. И это была правда. Наполовину. На вторую половину - это был очень хороший навигатор.
    - Включите, плиз.
    - Ай кэннот. Но бэтари! - Не работает, короче. И тут Серега тоже не врал. Просто он очень предусмотрительно не стал подзаряжать прибор накануне проверки.

Все было ОК, пока не залезли в «велоштаны» к Артёму. (Велоштаны - это велосипедный рюкзак специальной конструкции, кто не знает). На извлеченном откуда-то с самого дна рюкзака аксессуаре было крупно и отчетливо написано: «GPS». Это был модуль - приемник для подключения через ноутбук. Китайцы очень заинтересовались странной штуковиной.
    - Это что такое? Зачем?
    - Да, черт ее знает! Херня какая-то завалялась. - Артем сделал удивленное лицо.- Кажется, зарядное устройство для фонарика.
    - Как включить?
    - Да мы, чёта,  и сами не знаем как! - Типа пробовали фонарик заряжать, - не получается.
Китайцы покрутили модуль в руках, посовещались, отдали обратно Теме. Типа поверили.
    Потом нам вернули паспорта. Мы выдохнули и приготовились пересекать границу. Типа пронесло. На часах, правда, было уже 21 час и начинало смеркаться, но нам бы хватило отъехать на пару километров от аула, и там бы мы заночевали.

Однако, китайцы шлагбаум не подняли, а стали вдруг заботливыми и гостеприимными.
    - Нет, нет, не надо ехать, оставайтесь до утра! - Радушно предложил китайский офицер.- Дорога опасная: дальше очень узкое ущелье, стать негде, а через час уже стемнеет. Вам будет очень неудобно. Ночуйте в деревне, завтра продолжите свой маршрут. А мы вам сейчас подыщем место для ночлега.

Шлагбаум оставался опущенным, возражать смысла не было, мы развернулись и поехали назад в село.
    Для нас открыли школьные ворота и запустили в дворик, одновременно являющийся спортивной площадкой. Повсюду была липкая грязь и дождевые лужи, но с одного края нашелся небольшой сухой клочок земли, куда поставить палатки.

Дежурные взялись за ужин.
    Мне нужно было менять цепь на велосипеде, но я не мог заняться делом, потому что дворик заполнился любопытными местными - детьми и взрослыми, - которые и носами, и руками уже чуть ли ни с головой залезли в наши рюкзаки и котелки. Скоро стемнело, стало трудно контролировать свои вещи.
    Тогда мы попросили всех «в сад», вытеснили зевак за ворота и навесили свой велосипедный замок. Все, цирк закрыт!
    Спокойствие, впрочем, сохранялось не долго, - четверть часа. Факт, что какие-то инородцы сами себя заперли в клетке и без разрешения закрыли вход на «русское шоу», возмутил директора школы. Он возник у ворот и потребовал от нас немедленно убраться с территории учебного заведения: «Иностранцам здесь находиться непозволительно! Это - школа!».
    - Так что, даже и чаю не попьем!? Дайте хотя бы поужинать! - У нас только-только сварилась еда.
    - Так и не попьете!

Мы вызвали нашего Чена на подмогу, но китайский учитель-патриот не желал ничего слушать и настаивал на своем: «Немедленно освободить территорию школы от посторонних!».
    Мы начали подгребать вещи в кучу и вытаскивать из земли колышки от палаток. Чен тем временем старался уладить конфликт и не прекращал кому-то звонить. В конце концов, переговоры по телефону каких-то людей здесь, в Кудо с какими-то людьми в Кашгаре сделали свое дело и нас оставили в покое до утра. В половине восьмого мы пообещали очистить школьные владения. А в восемь начинал работать чек-пост.
     Последним условием упрямого директора было - повесить их собственный, китайский замок на ворота.

Из-за нервного потрясения пришлось купить и тут же за ужином выпить бутылку водки за 20 юаней. Нас заперли теперь снаружи.

Т - 60,3 км
t - 5:51
t общ- 66:05 час
A - 10,3км\час
М - 51,8 км\час
D - 1001 км         Высота ночевки: 2900 м

Продолжение. Часть17

Содержание Отчета
Втупление (Вместо предисловия)
Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
Пекин
ПоездПекин -Урумчи. Автобус Урумчи - Лунтай
Глава 3. Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка
Такла-Макан. 3-й день маршрута
Такла-Макан. 4-й день маршрута
Такла-Макан. 5-й день маршрута
Окончание этапа «Такла-Макана». Глава 4. Древние оазисы Ния - Хотан. 6-й день маршрута
Оазисы. Город Хотан и другие оазисы. 7-й день маршрута
Оазисы. 8-й день маршрута
Ечен. 9-й день маршрута
Глава 5. Хребет Кунь-Лунь. 10-й день маршрута
Хребет Кунь-Лунь. 11-й день маршрута
Хребет Кунь-Лунь. 12-й день маршрута

Путешествия, Такламакан-Тибет

Previous post Next post
Up