Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас
Экспедиционный отчет о путешествии 2010г
через пустыню Такла-Макан, хребет Кунь-Лунь и Тибетское нагорье к горе Кайлас
в дневниковых записях, фотографиях и «картинах маслом»
Продолжение.
Начало здесь Фильм об экспедиции Карта экспедиции 20 апреля. Шестнадцатый день маршрута
Утром, еще раз проанализировав наш график движения, Сергей Якунин пришел к выводу, что придется облегчить велосипеды. Мы оставили при себе часть продуктов, палатки и другие вещи, необходимые и достаточные, чтобы не зависеть ни от кого, как минимум, три дня. Остальное загрузили в джип. (До этого мы вообще практически не зависели от сопровождающего нас автомобиля).
1. В этом месте стоял лагерь
8:30 - мы стартуем с места ночевки и движемся, как всегда, делая небольшие остановки через каждые 5 км. Дорога все такая же отвратительная - булыжно-гребенчатая, - но зато совсем нет ветра и подъем в гору почти не чувствуется. В синем небе клубятся кучевые облака, и на их фоне высятся заснеженные вершины. Дорога проходит по живописной горной долине над рекой. Заснеженные вершины четко вырисовываются на фоне темно-синего неба. Кое-где на скудных каменистых полянах у воды пасутся домашние яки.
2.
3. Короткий перекур
4.
5.
За три с половиной часа пути преодолеваем 41 км и набираем при этом немногим более 200 м высоты.
6.
7.
8.
9. Странная кольцевая структура на склоне
Такая достаточно комфортная езда продолжалась до14 часов. Во время обеда проснулся ветер. Он задул со стороны перевала, вниз по долине, как раз на встречу нашему движению.
10.
Дальше начался подъем в гору: вначале мало заметный, плавный, чередующийся со спусками, потом более крутой и без всяких поблажек, - все время только вверх.
11.
12.
13.
На этом нелегком участке, как говорится, «пот заливал лицо» и «темнело в глазах», но все же не до такой степени, чтобы не замечать величественную красоту вокруг. Нас окружали горы совсем не похожие на те, что были прежде. Их склоны были покрыты снегом, у подножия громоздились гигантские холмы, изрезанные тысячами промоин и похожие на сморщенную старческую кожу.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.Уже близко до перевала
Наконец дорога вышла на перевальную седловину (4280м) и с этой точки горные хребты открылись для взора во всем своем великолепии.
21. Перевал
Изрезанные зубчатые вершины с мощными ледниками вызвали восторг у Амида:
- Вот бы сюда специально приехать и с веревками полазить! Ты глянь, какие горы! Да тут же сплошные первопроходы! Здесь же никогда никого не было… А давайте, как-нибудь сюда еще соберемся!
22.
23. Ледник
Расстояние от места ночевки до перевала (Кушбель) получилось 56 км.
Спускаться с перевала оказалось едва ли не труднее, чем взбираться на него. Такой тряски, такого изобилия валунов, торчащих из стиральной доски в сочетании с ледяным встречным ветром, кажется, еще не было. Невозможно было разогнаться быстрее 10 км\ час. Это были уже не волны на дороге, а просто какие-то мелкие трамплины.
23. Спускаемся в долину
Внизу бесконечного спуска руки уже не держали руль, не говоря уже о состоянии наших несчастных седалищ.
Дорога спустилась в долину, мертвую во всех отношениях. Ни травы, ни, тем более кустика, вообще ничего живого, одни камни.
24.
И, как акцент - чуть в стороне от трассы небольшой огороженный воинский мемориал с высокой каменной стелой в центре. Это кладбище китайских солдат, погибших здесь в индийско-китайской войне 1962 года.
25.
26.
Мы приблизились к самой проблемной территории в этом регионе - району Аксай-Чин. Большой горный район, названный по одноименному хребту, и принадлежавший Индии, был аннексирован Китаем сравнительно недавно. До строительства дороги эта местность была крайне труднодоступной, Индия не вела тут никакой хозяйственной деятельности. Китайцы использовали это обстоятельство и втихомолку принялись строить дорогу под прикрытием армии.
Индия узнала об этом, похоже, слишком поздно, когда китайцы уже крепко заняли все стратегические пункты и перевалы. Так что отбить назад район индийцы не сумели.
Многолетний пограничный конфликт и сегодня еще не исчерпан, территория остается спорной, именно поэтому китайские военные так не любят пускать иностранцев в Западный Тибет.
На склоне горы начертаны огромные иероглифы и какие-то символы типа меча и щита(?), явно относящиеся к трагическим событиям.
27.
Мы проехали еще несколько километров и в 19:50 свернули к одинокой каменной постройке - пустующей базе дорожной службы. Вообще-то мы всегда стараемся останавливаться подальше от человеческого жилья, но Ченс казал, что здесь никого нет и никто нас отсюда не погонит. И вообще машины тут - большая редкость.
Возле каменного дома на бетонной площадке мы и поставили палатки.
28.
Ветер свирепствовал лишь до наступления темноты, потом наступила полная тишина, которая лишь дважды, уже под утро разорвалась железным грохотом грузовиков, проследовавших мимо нас на север.
Т - 68,7 км
t - 7:00
t общ. - 96:12
A - 9, 8 км\час
М - 28,1 км\час
D - 1281 км Высота ночевки: 4000 м
Температура воздуха утром от -1 до +4С
Продолжение. Ч. 21 Содержание Отчета
1.Втупление (Вместо предисловия) 2. Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?» 3. Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин 4. Пекин 5. ПоездПекин -Урумчи. Автобус Урумчи - Лунтай 6. Глава 3. Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли 7. Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка 8. Такла-Макан. 3-й день маршрута 9. Такла-Макан. 4-й день маршрута 10. Такла-Макан. 5-й день маршрута 11. Окончание этапа «Такла-Макана». Глава 4. Древние оазисы Ния - Хотан. 6-й день маршрута 12. Оазисы. Город Хотан и другие оазисы. 7-й день маршрута 13. Оазисы. 8-й день маршрута 14. Ечен. 9-й день маршрута 15. Глава 5. Хребет Кунь-Лунь. 10-й день маршрута 16. Хребет Кунь-Лунь. 11-й день маршрута 17. Хребет Кунь-Лунь. 12-й день маршрута 18. Хребет Кунь-Лунь. 13-й день маршрута 19. Хребет Кунь-Лунь. 14-й и 15-й дни маршрута 20. Хребет Кунь-Лунь, Аксайчин. 16-й день маршрута 21. Аксайчин - плато Чантанг (Тибет). 17-й и 18-й дни маршрута