Модернизм в литературе - это поиск новых форм, т.е. поиск вширь, а не вглубь. Зачем искать новые формы? Ведь новые формы, наиболее подходящие для разного рода содержания, создавались и до этого. Более того, у каждого талантливого писателя - свой стиль, своя манера, свой почерк, т.е. каждый новый писатель - это по умолчанию создание новой формы. Что же изменилось, что пришлось обозначить это явление отдельно? Как бы весь этот модернизм не сравнивали с появлением научных концепций типа теории относительности Эйнштейна, - в литературе ничего не поменялось, многие даже тупика никакого не чувствовали. Ведь были же писатели, которых нисколько не стесняло положение дел в литературе, как и не стеснял их природный дар. Так в чем же мотив поиска новых форм просто ради формы, в чем причина зарождения такого явления? Накопилось ощущение тупика, пресыщения и ограниченности? Стало тесно? А может быть это была их собственная, внутренняя «ограниченность», а «поиск формы» - просто перенос ответственности, удобно совпавший с научным бумом? Не знаю, но, как мне кажется, в своем желание подорвать устои, писатели, ощущавшие «ограниченность», больше сосредоточились на разрушении, нежели на создании. Поэтому светлого, веселого, забавного и приятного от литературы модернизма ждать не стоит. Вы и сами это уже могли понять, т.к. у нас уже были представители этого явления:
Эрнест Хемингуэй «Белые слоны»,
Дэвид Г. Лоуренс «Победитель на деревянной лошадке».
Бунин тоже заигрывал с модернизмом, пример - «Аглая».
Но главные три «кита» модернизма в литературе - это Марсель Пруст, Джеймс Джойс и Франц Кафка, причем имя Кафки всегда идет третьим, как будто немного в стороне и скоро вы поймете почему. Марсель Пруст, к сожалению, малой формой не занимался, а и
зря, может быть и не пришлось бы «искать утраченное время». Джеймс Джойс известен формой «потока сознания» и своей жвачкой «Улисс», но и малой формой он не гнушался. Его рассказы из сборника «Дублинцы» достойны куда большего внимания, чем «Улисс». Например, рассказы
«Аравия» и
«Мёртвые» дадут хорошее представление как об авторе, так и его форме. Кстати, говоря, ещё одна представительница модернизма вообще и формы «потока сознания» в частности, Вирджиния Вульф - одна из немногих, кто писал вроде бы даже светлые вещи (
«Дом с привидениями»).
Переходим к Кафке, который как бы в стороне от всей тусовки. Буквально. Он писал в стол, а перед смертью поручил своему душеприказчику сжечь всё им написанное без исключения, что, как вы догадались, выполнено не было. И если бы Кафка хорошо выбирал себе душеприказчиков, то и не увидели бы его работы свет. Кафка работал страховщиком, хотя это и было на втором плане. Аскетичный, неуверенный в себе, тяжело воспринимал мир. Поэтому ничего вдохновляющего, волеутверждающего, светлого в его работах вы не найдете. Они насквозь пронизаны чувством тревоги, страхом и абсурдом. Лучшее описание его работ - тревожный сон.
Кафка «Голодарь» - очень короткий рассказ. И рассказ не только об искусстве голодать, но об искусстве вообще. Дальше будет спойлер, поэтому сначала прочтите произведение, а потом можете дочитать пост.
СПОЙЛЕР: Здесь сразу несколько идей, одна из них: голодарь вроде бы и делает для себя, но страдает от того, что нет восхищения публики, нет оценки его «искусству» (позже поймете почему в кавычках). Так же и некоторые авторы, которые заявляют, что пишут только для себя, в стол, бывает очень сильно переживают, когда их не печатают или когда их произведения остаются невостребованными. Этот рассказ - это такая сатира над писателями, у которых из всех щелей бьет самолюбие и амбиции, а возможности-то при этом крайне обедненные. Голодарь хочет получать, не отдавая ничего взамен. Сам он не напрягается, он голодает из необходимости, так как «нет пищи, которая пришлась бы ему по вкусу». Тут должен отдать должное Кафке, у него есть полное право на такое произведение. И особенно оно иронично, когда он причисляется к столпам модернистов.
Кого ещё из модернистов можно почитать, чтобы ознакомиться?
Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Алмаз величиной с отель "Риц"» - забавное произведение, чувствуется сила воображения. Загадочную история Бенджамина Баттона просто читать не смог из-за стиля, а это произведение читается с интересом.
Томас Манн «Маленький господин Фридеман» - интересное произведение, здесь автор ставит читателя в положение героя самим фактом чтения этого рассказа. Читатель всегда сопереживает герою, но то, как здесь читатель будет сопереживать - гораздо больше скажет о самом читателе, чем о произведение. Так что если вы захотите узнать что-то новое о себе, это интересное произведение.
Уильям Фолкнер «Роза для Эмили» - просто скучновато.
В целом, я прочитал очень много модернисткого порожняка, тут его даже не указываю, читал я все это через себя и вообще вряд ли когда-то проникнусь к любому из авторов (даже заслуженному) этого явления искренним интересом, но изучить было познавательно. Чего и вам советую: изучить, прикоснуться и остаться с другими любимыми авторами :)
Предыдущие выпуски маленьких рассказов, обязательных к прочтению каждого:
1.
«Цветы для Элджернона» Дэниел Киз2.
« Barbie-Q» Cisneros Sandra3.
« Костер» Джек Лондон4.
« Патриотизм» Юкио Мисима5.
« Everyday Use» Alice Walker6.
« Дары Волхвов» О. Генри7.
« Отступник» Джек Лондон8.
« Пёстрая лента» Артур Конан Дойль9.
« Можно попросить Нину?» Кир Булычев10.
« Враг» Эрих Мария Ремарк11.
«Почему я ушёл из "Ночного гамбургера"» Лоуренс Уотт-Эванс12.
«Стальное горло» Михаил Булгаков13.
«Дегустатор» Роальд Даль14.
«Звезда» Артур Кларк15.
«Дом с мезонином» Антон Чехов16.
«В чаще» и «Нанкинский Христос» Рюноскэ Акутагава17.
«Медведи познают огонь» Терри Биссон18.
«Чудесный доктор» Александр Куприн19.
«Хромые внидут первыми» Фланнери О'Коннор20.
«Приход ночи» Айзек Азимов21.
«Денискины рассказы» Виктор Драгунский22.
«Тайная жизнь Уолтера Митти» Тербер Джеймс23.
«Акционерное общество "Больше не курим"» Стивен Кинг24.
«Генрих» Иван Бунин25.
«Белые слоны» Эрнест Хемингуэй26.
«Победитель на деревянной лошадке» Дэвид Г. Лоуренс27.
«Сто вёрст по реке» Александр Грин