Сегодня поговорим об американских списках рекомендаций. Дело в том, что форма короткой истории в Америке очень распространена, поэтому списков типа «
100 MUST-READ SHORT STORY» или «
The 50 Best Short Stories of All Time» там очень много, гораздо больше, чем в рунете. Так вот, абсолютно все списки, что я нашел через google - я прочитал, от самых часто встречающихся рассказов до каких-то нишевых, упоминаемых лишь единожды.
И что я могу сказать? Американские списки переполнены какой-то дикой жестью. Особенно сильно бросается контраст со списками, составленными в рунете. Даже выбор рассказов у всеми любимого Джека Лондона отличается. Острое ощущение, что американцам не хватает жести в реальном мире, и поэтому такой большой спрос на выворот кишок в литературе. Именно выворот кишок, копание во всякой извращенной отраве. Обычным описанием войны их уже не удовлетворишь, от писателя требуется достать и показать реально малодоступные среднестатическому человеку, но крайне отвратительные, чернушные переживания. Например, что переживает человек перед казнью («Стена» Жан-Поль Сартр, Абмроз Бирс) или перед самоубийством (сами знаете кто), или потерявший близкого («Муха» Кэтрин Мэнсфилд), или сходящий с ума («Желтые обои» Шарлотта Перкинс Гилман, «Писец Бартлби» Герман Мелвилл, «Знаки и знамения» Владимир Набоков). Нет, во многих рассказах большой смысл, как общество «убивает» людей, пожалуйста, социальшина для фестивалей, но почему это вдруг стало массово востребовано? Да и что, другого способа нет? Взять хотя бы рассказ
Льва Толстого «Где любовь, там и Бог» или все его Севастопольские рассказы - прекрасная иллюстрация, что обратить внимание на что-то (какую-то проблему) можно и без пережовывания болевых точек, а наоборот, акцентируя внимание на человечности.
Очень много про насилие, про
«Хорошего человека найти не легко» Фланнер О’Коннор уже писал, тут же рядом «Куда ты идешь, где ты была?» Джойс Кэрол Оутс про переживания жертвы перед актом насилия, ведь в мире порядка и спокойствия не достает пограничных переживаний, так хочется почитать про это в литературе, побыть в шкуре сумасшедшего или обреченного, верно? Много хоррора, но там хотя бы изначально оговорен жанр (кстати,
«Обезьянья лапка» Вильям В. Джекобс - эталон безобидного хоррора), но есть же рассказы из жанра реализм, такие как «Чикамога» Амброз Бирс - любой хоррор просто курит в сторонке, это самое страшное, что я когда-либо читал. Читаешь, думаешь, что мистика, а ужас наступает именно от осознания, что реальность.Самый часто встречаемый рассказ в рекомендациях - «Лотерея» Ширли Джексон, про лотерею в деревушке, сначала создается впечатление, что жители пытаются определить кому улыбнется удача, но потом постепенно понимаешь, что тот, кто выиграл - будет закидан камнями. Короче, тихий пиздец. Интересно, что в 1948 году этот рассказ, напечатанный в «Нью-Йоркере», был принят негативно, оно и понятно, только закончилась война. Но прошло время и вот, рассказ проходят во всех американских школах.
Но одно произведение из всего этого чернушного великолепия я все же выделил -
Дэвид Г. Лоуренс «Победитель на деревянной лошадке» - просто меньшее зло, просто знакомиться нужно со всем. И да, рассказ интересный.
Предыдущие выпуски маленьких рассказов, обязательных к прочтению каждого:
1.
«Цветы для Элджернона» Дэниел Киз2.
« Barbie-Q» Cisneros Sandra3.
« Костер» Джек Лондон4.
« Патриотизм» Юкио Мисима5.
« Everyday Use» Alice Walker6.
« Дары Волхвов» О. Генри7.
« Отступник» Джек Лондон8.
« Пёстрая лента» Артур Конан Дойль9.
« Можно попросить Нину?» Кир Булычев10.
« Враг» Эрих Мария Ремарк11.
«Почему я ушёл из "Ночного гамбургера"» Лоуренс Уотт-Эванс12.
«Стальное горло» Михаил Булгаков13.
«Дегустатор» Роальд Даль14.
«Звезда» Артур Кларк15.
«Дом с мезонином» Антон Чехов16.
«В чаще» и «Нанкинский Христос» Рюноскэ Акутагава17.
«Медведи познают огонь» Терри Биссон18.
«Чудесный доктор» Александр Куприн19.
«Хромые внидут первыми» Фланнери О'Коннор20.
«Приход ночи» Айзек Азимов21.
«Денискины рассказы» Виктор Драгунский22.
«Тайная жизнь Уолтера Митти» Тербер Джеймс23.
«Акционерное общество "Больше не курим"» Стивен Кинг24.
«Генрих» Иван Бунин25.
«Белые слоны» Эрнест Хемингуэй