Долго думал - включать Бунина или нет. И все же включил. Во-первых, чтобы заполнить квоту на русских авторов :) А, во-вторых, нельзя не отдать должное его мастерству словесности. Как и Чехов, Толстой, Куприн - Иван Бунин раскрывает русский язык. Куприн писал: «в каждом слове Бунина чувствуется пот». Труднопостижимый для критиков автор, его нельзя было разложить на составляющие, разобрать на кусочки. Артикуляция, ритм рассказа - все потрясающе. Очень яркие образы. Но при этом какая-то однобокость в выборе темы. Невероятно талантливый человек, по словам Википедии «пишет о любви», да вот только одно маленькое но - нет в его произведениях ни грамма любви. Это-то в моей голове и не укладывается: человек, который так тонко пишет о чувственном мире, - так и не замолвил словечка о великом, безграничном чувстве любви. Не решился? Не смог? Сверхзадача? Сам не испытывал? И что же он так старательно выделял, не жалея свой гений, свой великий дар? На что тратил свои беспредельные возможности, свое богатство? Что хотел описать, донести? Похоть. Одну лишь.
Ни шагу за её пределы. Безграничные возможности, сдерживаемые цепью, клеткой - вот что я чувствую, читая Бунина. И их носитель всю жизнь пытался сделать просторнее клетку, длиннее цепи, но так ни разу и не вышел за пределы.
Иван Бунин «Генрих» из сборника о любви «Темные аллеи» - тоже о похоти во всей её красе. Что сказать, кроме всего прочего, рассказ о том, к чему приводят «компромиссы», прежде всего по отношению к себе. Хотелось и отношений новых, и денег не потерять. Хорошая иллюстрация того, что если человек дальше своего носа не видит, то последствия непредсказуемы и печальны, хотя вроде бы все рационально. Итог такой же, как и во всех рассказах Бунина, в этом он последователен.
P.S. Кстати говоря, я уже писал о том, что
любое литературное произведение - это манипуляция, так как все средства выразительности направлены на то, чтобы вызвать какие-то эмоции и убедительно передать какие-то идеи, даже если это делалось неосознанно и нецеленаправленно. В этом смысле Бунин - опасный автор. Безусловно, выразительность и яркость слога, сверхубедительность его тона и словесности (особенно для школьника) играет на то, чтобы создать у неокрепшего ума образ «настоящей любви» как набора запальчивых желаний, ярких и интенсивных эмоций сладострастия, не всегда, кстати, положительных. У Бунина «любовь» всегда идет вместе с муками и страданиями, горем, разочарованием, ревностью, темой смерти, этакие перманентные эмоциональные качели. Но в том-то и дело, что это ущербное, однобокое понимание, которое в будущем может сыграть против человека, сделать из него такого же «узника», как сам Бунин. И то, как опасно убедителен Бунин, легко можно понять, посмотрев популярные
отзывы или
позицию в школьной программе.
Предыдущие выпуски маленьких рассказов, обязательных к прочтению каждого:
1.
«Цветы для Элджернона» Дэниел Киз2.
« Barbie-Q» Cisneros Sandra3.
« Костер» Джек Лондон4.
« Патриотизм» Юкио Мисима5.
« Everyday Use» Alice Walker6.
« Дары Волхвов» О. Генри7.
« Отступник» Джек Лондон8.
« Пёстрая лента» Артур Конан Дойль9.
« Можно попросить Нину?» Кир Булычев10.
« Враг» Эрих Мария Ремарк11.
«Почему я ушёл из "Ночного гамбургера"» Лоуренс Уотт-Эванс12.
«Стальное горло» Михаил Булгаков13.
«Дегустатор» Роальд Даль14.
«Звезда» Артур Кларк15.
«Дом с мезонином» Антон Чехов16.
«В чаще» и «Нанкинский Христос» Рюноскэ Акутагава17.
«Медведи познают огонь» Терри Биссон18.
«Чудесный доктор» Александр Куприн19.
«Хромые внидут первыми» Фланнери О'Коннор20.
«Приход ночи» Айзек Азимов21.
«Денискины рассказы» Виктор Драгунский22.
«Тайная жизнь Уолтера Митти» Тербер Джеймс23.
«Акционерное общество "Больше не курим"» Стивен Кинг