(черновик)
МИФ О МОНОФЕЛИТСТВЕ
Всякий верующий Русской Православной Церкви, решив узнать об основах своей веры чуть глубже, чем знают о том церковные бабушки, узнает в числе прочего важного и то, что он диофизит и диофелит. А значит это то, что он обязан исповедовать во Христе две природы и две воли - божественную и человеческую, ибо Христос не только Бог, как о том учат еретики-монофизиты, но и истинный человек, в Котором есть все, что есть в человеке, в т.ч. и человеческая воля. Естественно, русский верующий узнает и о том, что против такой его православной веры в две природы и две воли выступают эти самые еретики-монофизиты. Ему непременно расскажут, что монофизиты исповедуют во Христе не только одну божественную природу, но и только одну божественную волю, соответственно отвергая волю человеческую. Это само по себе тоже является ересью, и имя этой ереси - монофелитство (от греч. моно - «только одна» и фелима - «воля»), что есть своего рода разновидность монофизитства. Но главное, о чем узнает соприкоснувшийся с миром своего православного богословия, так это о великой роли святого и преподобного Максима Исповедника, едва ли не ценою собственной жизни в борьбе с монофелитами, отстоявшего божественную истину о двух волях во Христе. Узнает он и о Шестом вселенском соборе, осудившем ересь монофелитов и провозгласившем православную диофелитскую веру в человеческое воление Христа. И как следствие, просвещенный светом православия, верующий идет по жизни с той уверенностью, что исповедует во Христе полноту истинного человечества, и что в этом и есть существенное отличие его православной веры, от веры армян-еретиков, которые отрицают истинное человечество во Христе, и делают это, прежде всего тем, что отрицают в Нем человеческую волю.
Да, все это складно звучит. И, наверное, должно было бы внушать определенные грустные мысли верующим Армянской Церкви, побуждая их делать выводы о своем неутешительном духовном состоянии. Но, как и в случае с «армянским монофизитством», людьми, понимающими о чем идет речь, выводы делаются как раз противоположные. Перед нами очередной «православный» миф о еще одном христологическом учении, которому идеологи халкидонизма, по сложившейся у них порочной традиции, дали названием не соответствующий исповеданию термин. Слово «монофелитство» - это такой же, как и «монофизитство», полемический штамп, призванный дать ложное представление о вполне конкретном христологическом учении, представляемом в халкидонизме как ересь. И, к прискорбию получателей «православных знаний», миф о монофелитстве гораздо более примитивен по озвучиваемому сюжету и куда более впечатляющ по скрытому содержанию, нежели основной «православный» миф о монофизитстве.
Выше изложенное широко известное в РПЦ мнение о «монофелитстве», как и в случае с «монофизитством», не только приписывает Армянской Апостольской Церкви то, чего она не исповедует, но, дезинформирует русского верующего относительно того, что на самом деле являет собой учение, получившее в халкидонизме название «монофелитство». Как следствие, неправильное понимание отвергаемого учения, приводит русского верующего и к неправильному пониманию того учения, исповедовать которое он должен как догмат в силу своей конфессиональной принадлежности. Таким образом, создается удивительный парадокс, когда, говоря неправду об оппонентах, «православные» мифотворцы говорят неправду и о своей собственной «диофелитской» вере, веруя совсем не в то, во что должны бы веровать. Прямо говоря, то, как себе представляет веру в две воли основная масса греко-православных, не соответствует официальному, догматизированному в халкидонизме учению о двух волях во Христе, которое было создано Максимом Исповедником и принято на «Шестом вселенском», по византийской традиции, соборе!
«ПРАВОСЛАВНЫЕ» МИФЫ ОБ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ (1) Подлинный смысл учения об одной воле Христа (2) Эн фелима (3) «Моноэнергизм», противление папства, Максим Исповедник (4) Армянская Церковь и учение об одной воле Христа (5) Подлинное содержание диофелитской христологии (6) Что такое воля? (7) Истоки учения о «природной воле» (8) Подлинное воление в учении Максима Исповедника (9) Иисус Христос и подлинное, свободное воление. Афелитство (10) Попытки апологии максимизма (11) Обоснование двух природных воль во Христе через тринитарный догмат (12) Апелляция к святым отцам (13) Волящие ипостаси и волевое единство Троицы (14) Учение о природах как источник мифа о монофелитстве (15)