Начинаю разговор про общее образование

Oct 21, 2017 12:19

Хочу начать большой разговор про ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (в обоих смыслах слова "общее" - неспециальное и для всех). Более того, я, вдохновленный работой с ОДИ-12, которую провел в 1981 году Г.П.Щедровицкий, хочу провести игру по этой теме. Но, поскольку ресурсов на проведение такой игры вживе нет и не будет, думаю опробовать новую форму - сетевую игру, ( Read more... )

образование, обучение, ОДИ, воспитание, школа, игра

Leave a comment

Comments 69

trita October 22 2017, 06:38:04 UTC
В моём понимании "обучение" и "воспитание" это идеалистическая интерпретация "общего образования", оторванная от общей реальности и применимая разве что в узких рамках гипотетически возможных пушкинских лицеев, с тщательным подбором и педагогов и учеников. Именно в "общем" смысле образованиее я бы назвал планомерным информированием и своего рода социальным программированием, оно нацелено не на "человека", а на "гражданина ( ... )

Reply

gignomai October 22 2017, 07:50:16 UTC
По-моему, Ваше замечание не в мой адрес. Вы вложили в термины обучение и воспитание некие смыслы, почерпнутые из современного общего употребления, и их критикуете как оторванные от реальности.
Если же Вы перечитаете мои три тезиса, то я в качестве рамочного понятия о воспитании принимаю всю мыслимую совокупность воздействий, внешних и внутренних, и происходящее в силу этих воздействий пожизненное изменение человека. Воспитание "известной величины, гражданина" есть лишь одна из возможных целей образования.
В предложенных рамках Вы вполне можете представить свое видение того, какие и от кого допустимы, желательны - или наоборот - воздействия на изменение человека в процессе жизни. И свою воспитательную стратегию - как поддерживать желательные воздействия и ограждать от нежелательных - того, воспитанием которого Вы озаботились, включая себя самого :)).

Reply


nil_0 October 22 2017, 10:44:07 UTC
Как всегда, между рождением и пубертатом пропущен полуростовой переход.
А это важно: полуростовой переход и пубертат - естественные возрастные границы школьного образования.
Раньше полуростового перехода сажать за парту просто вредно.
После пубертата, дав человеку придти в себя, его уже можно учить на вузовском уровне.

Reply

gignomai October 22 2017, 11:14:50 UTC
Просветите, что это такое - полуростовой период?

Reply

nil_0 October 22 2017, 12:17:13 UTC
"полуростовой переход" или "полуростовой скачок" происходит в возрастном диапазоне 5-8 лет. При этом практически вся физиология существенным образом перестраивается, включая иммунитет и нервную систему. Дети до и после полуростового перехода даже по электроэнцефалограмме различаются.

Популярно написано, например, здесь:
http://klevoz.ru/nuda/znanie-stepeni-biologicheskoj-zrelosti-organizma-neobhodimo-dl/main.html

А здесь
http://uchebnik.biz/book/38-vozrastnaya-fiziologiya/27-glava-20-doshkolnyj-vozrast-ot-3-do-6-7-let.html
глава из учебника
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка)

Reply

gignomai October 22 2017, 14:34:26 UTC
Спасибо. Я в этом вопросе не слишком сведущ, поучусь.
А Вы - специалист в возрастной физиологии?
Вообще, если Вы заинтересованы в обсуждении общего образования, то в каком качестве - в качестве эксперта по чему?

Reply


ringlin October 22 2017, 11:02:54 UTC
Лично мне видится тут то же самое затруднение, которое всегда всплывает в системном подходе - невозможность определить границы системы. Тем более в связи со вторым и третьим тезисом. А раз так, я не вижу практических выводов. Какой процесс мы проектируем в той системе, которой в теории можем управлять - школе? Не воспитание точно.

Может быть это комментарий не к основным понятиям и терминам, но мне он видится очень важным. Если вы вводите эти термины для обозначения того, чем школа ТОЧНО НЕ будет заниматься, тогда хорошо, но странно.

Если воспитание именно таково, какой тогда процесс является образующим именно для школы? Или, шире, для "системы образования", которую вы хотите спроектировать? Собственно, нынешняя педагогика и не зря отвечает на этот вопрос: "это обучение". Вот обучение может быть основным процессом для школы, оно выделено.

Какой системообразующий процесс вы хотите выделить для школы, а не для всей жизни?

Reply

gignomai October 22 2017, 11:13:45 UTC
Система не вещь, это функциональное понятие. Общество в целом является системой и образовательной системой, если рассматривать его в этом аспекте. И безусловно и школа, и Вы, например, лично можете встать в управляющую позицию, т.е. пытаться влиять на ход событий.
Это рамочные понятия.
Остальное - на игру.
Если хотите участвовать обозначьте свое место в системе - с какой позиции будете мыслить и высказываться - как эксперт.

Reply

ringlin October 24 2017, 13:00:08 UTC
Система в аспекте организованности материала (что для проектируемых систем примерно похоже на инфраструктуру) вполне себе имеет границы. Да и в функциональном смысле тоже можно придумать границы системы.

На игру я пас- очень много работы :)

Reply


loki_0 October 22 2017, 19:45:39 UTC
п.1: согласен с постановкой вопроса, но не с ответом. Воспитание - системообразующий процесс, в рамках которого имеет смысл рассматривать образовательную деятельность, - представляется очевидным. "ВОСПИТАНИЕ - развитие человека" - совершенно неочевидно: неясно, из чего это следует (всякое ли изменение некоторого исходного состояния будет развитием?); неясно, что понимать под развитием - конечно, в разных обществах разное, но это всегда подгонка усреднённых требований к члену социума под потребности этого социума, под основные функции системы. Всегда ли подобная подгонка будет адекватно описываться как развитие ( ... )

Reply

gignomai October 22 2017, 20:03:43 UTC
Не совсем понял ( ... )

Reply

loki_0 October 22 2017, 20:18:42 UTC
Да, конечно, это я невнимателен - в предложенной терминологии речь об обучении, если образование - это система в целом.
Что касается развития - конечно, понятийная схема может быть сколь угодно произвольной и ценностно нейтральной, но тогда я, вероятно, не вполне её понимаю. Тезис "воспитание - развитие человека", в данных рамках - исходная аксиома, не обсуждается, не определяется, только поясняется? Или вообще предполагается её интуитивное постижение? Я, например, представляю себе муштру забритого на 25 лет рекрута: это воспитание, это обучение, это образовательная система - и это развитие человека? И цель системы, реализующаяся через основной процесс именно такова в этом случае?

Reply

gignomai October 22 2017, 20:32:49 UTC
А чего Вы не понимаете? Я задаю рамку обсуждения. Если мы поставим целью воспитания или самовоспитания обретение таких-то свойств, то будем выяснять, чему нужно для этого обучить(ся) и какие, скажем, оргструктуры, средства, методы дляэтого понадобятся. Здесь все, действительно, ценностно-нейтрально. В этом тезисе. Но это вовсе не означает, что я пренебрегаю ценностями.
Разумеется, муштра рекрута - это воспитание. Безропотно повинующегося командиру и готового умереть за Отечество солдата. В этом воспитательном идеале можно видеть достоинства и недостатки. А вот какого человека хотим воспитывать мы - большой вопрос. Я еще не приступал к его обсуждению, но несомненно в задуманной игре он будет одним из главнейших. Хотите участвовать в его обсуждении?
Если да, то напишите немного о себе - кто Вы по профессии, роду занятий, конфессии (если религиозны), ну и вообще, что считаете важным.

Reply


gekant October 23 2017, 12:57:16 UTC
Вангую большие проблемы с практикой при таком подходе. Но полюбопытствовать хочется.
А в чём преимущество? Обучение, как лишь составляющая часть процесса воспитания - оно зачем так? Чем это лучше воспитания и обучения как двух полноправных процессов, находящихся в симбиозе так, что одно происходит через другое? Очевидно не затем, чтоб каждый раз задаваться вопросом как разовьёт, прежде чем научить. Если мы говорим об образовании как о процессе целенаправленного, сознательного и спланированного воздействия, а не "само вырастет". Преимущество вашей терминологии, особенно для практического использования, к сожалению, осталось без объяснений. Точнее, объяснили одним единственным напримером, никак не противоречащим тому, что "принято читать". Есть что-то ещё?

Reply

gignomai October 23 2017, 13:29:50 UTC
Спасибо за вопрос, охотно отвечу. В большинстве практических образовательных ситуаций, Вы правы, разницы, наверное, никакой. и, конечно, во многих случаях необходимость обучения чему-то столь очевидна, что нет нужды много думать о том, как это разовьет человека. Более того, многому мы учимся (и взрослые, и дети) просто из любознательности, прихоти - и это вполне нормально и хорошо ( ... )

Reply

gekant October 23 2017, 15:15:35 UTC
Подождите. Возьмём любой образовательный навык или умение. Ну, например... умение выделить главную мысль в информации/тексте. Если симбиоз обучения и воспитания: вы даёте какие-то тексты/информацию, на которых тренируете умение выделять главную мысль и второстепенные - обучение, вы даёте тексты такой тематики и направленности, чтобы формировать некие морально-нравственные, этические, ментальные, духовные и т.п. установки, которые помогут в развитии личности - воспитание. Обучение и воспитание вместе и дружно работают над развитием человека ( ... )

Reply

gignomai October 23 2017, 15:52:42 UTC
Возьмём любой образовательный навык или умение. Ну, например... умение выделить главную мысль в информации/тексте ( ... )

Reply


Leave a comment

Up