Как я уже писал, одна из основных причин труднопонимаемости полемики ОГ и ГП - в том, что они явно по-разному работают с категориями. Отсюда мое желание с этой штукой - категориями - подразобраться. Причем, не ограничиваясь тем, как о них, категориях, мыслили в ММК, посмотреть, что было раньше надумано в философии
(
Read more... )
Comments 100
По-моему, не совсем точно: у Аристотеля категории не о только и не столько о вещах; во-первых, о сущем как таковом, которое само по себе неопределённо и есть только возможность вещей. В этом значении категории - роды сущего, не сводимые друг к другу (а не вещей, как у Вас). Во-вторых, у него же категории имеют и другое, тоже основное значение - быть определённостями сущности, её акциденциями, и здесь уже (ближе к Вам ) категории , благодаря сущности, становятся определённостями существующего налично, эмпирически, связывая возможность бытия с актуальностью сущности. Как видите, у самого изобретателя двойственность категорий принципиальна.
Reply
Но я не совсем понял, что Вы имеете в виду под двойственностью категорий у Аристотеля. Вроде бы он категоризовал сущее ("вещи" - условный термин, для того, что есть), разнося его по родам в соответствии с тем или иным значением его 10-ти критериев. Где тут двойственность?
Reply
Нет. Есть и отношения, к примеру, или количество, а они не вещи.
Reply
Reply
Reply
А про сущность возражение непонятно. Сущность, усия, у А. это и есть ответ на вопрос "что?". А у Вас получается, что Вы знаете откуда-то что такое сущность и сравниваете это знаемое Вами с тем, что говорит А. Странно.
Reply
Reply
Reply
При чем тут роды-то? Роды и виды - это только в рамках первой категории, усии.
" Сказать" - это в современном переводе. Но "логос" - это не только и не столько про говорение, сколько про мышление. т.е. греки не различали здесь язык и мышление, сказать - значит, помыслить ( собрать, если буквально). Так что уже у А. категории - это в общем-то формы организации мышления, как можно мыслить сущее.
Reply
-----
Так в энциклопедии: highest genera. Но и по существу непонятно. Роды усий, конечно, но разносим мы их по родам с помощью всех категорий вроде бы.
" Сказать" - это в современном переводе. Но "логос" - это не только и не столько про говорение, сколько про мышление.
----
Это понятно. И тем не менее, у А. это привязано именно к говорению, даже в метафизике. А туи и вовсе: что? где? когда?
Reply
Почему это? И что значит " разносим", по родам не разносят, это же не формочки для классификации материала, у А. по крайней мере.
-- это понятно. И тем не менее, у А. это привязано именно к говорению, даже в метафизике.
Так вы соглашаетесь или возражаете? :). Тезис- то был, что не к говорению, а к мышлению. Т.е. категории у А - это не про сущее ( вещи), а как раз про мышление.
Reply
Мне кажется, что А. не очень различал речь и мысль. Как Вы справедливо отметили, логос - и то, и то. Он и в Метафизике идет от словоупотребления, и здесь. Но я согласен, что можно это понимать как жестко относящееся к мышлению, "если Вас не смущает модернизация" :))
Reply
Leave a comment