Как я уже писал, одна из основных причин труднопонимаемости полемики ОГ и ГП - в том, что они явно по-разному работают с категориями. Отсюда мое желание с этой штукой - категориями - подразобраться. Причем, не ограничиваясь тем, как о них, категориях, мыслили в ММК, посмотреть, что было раньше надумано в философии
(
Read more... )
«...сущностями называются прежде всего первые сущности, потому что для всего остального они подлежащие и все остальное сказывается о них или находится в них. И так же как первые сущности относятся ко всему остальному, так и вид относится к роду, а именно: вид есть подлежащее для рода, ведь роды сказываются о видах, виды же не сказываются о родах»
«Первая сущность не составляет никакого сказуемого: ведь она не сказывается ни о каком подлежащем»
Социум это "первая сущность", по крайней мере для человека, она ни о ком / чём не сказывает, она из суммы включённых в неё видов, родов и отдельных индивидов не выводится (она всё равно "больше" в смысле "иного рода" и выше в плане бытия). Идеалисты определяют сущность категории "общество" императивным произволом своего идеализма, взять тот же марксизм-ленинизм, он обозначил социум "чем то", а через 70 лет практики пришёл к выводу, что ошибся. Так и тут, ММК может только незаконно (против своих же правил) назначить социуму какой-то смысл, чтобы дальше с этим смыслом работать, либо отказаться от претензий объять необъятное.
Reply
А про сущность возражение непонятно. Сущность, усия, у А. это и есть ответ на вопрос "что?". А у Вас получается, что Вы знаете откуда-то что такое сущность и сравниваете это знаемое Вами с тем, что говорит А. Странно.
Reply
Reply
Reply
"Что" мыслитель может сказать только об искусственной сущности, то же "молоток", например, для человека это "что", он производное от человека, а вот дерево, из которого ручка молотка сделана, это "нечто". Говорить о дереве "что" можно только условно, неполноценно, в искусственном контексте опять же, но что есть дерево само по себе, как категория -- неизвестно.
Reply
----
не знаю, что сказать
Говорить о дереве "что" можно только условно, неполноценно, в искусственном контексте опять же, но что есть дерево само по себе, как категория -- неизвестно.
-----
Ну и что? И про молоток может быть многое неизвестно. Однако известного достаточно, чтобы ответить на вопрос "что?". Даже с риском перепутать.
Reply
Тут нужно определять где в иерархии сущностей сам мыслитель.
Reply
Я перестал понимать, о чем Вы.
Reply
Хорошо. Давайте так и запишем.
Reply
Reply
Reply
Кроме того, я полагаю разумным как-то структурировать обсуждение. В частности, беру какой-то текст - будь то Гартман, Хайдеггер или полемика ГП и ОГ - и обсуждаю какое-то время его. Такого рода обсуждение, имхо, нуждается в том, чтобы обсуждающие понимали, что имеет в виду автор текста, когда использует термин. Например, различает категорию и понятие, субстанцию и акциденцию. Можно поставить вопрос о другом употреблении этих понятий, но, имхо, неправильно просто говорить - в этом обсуждении - этими словами, понимая их по-другому.
Reply
На данный момент вашей локальная проблема (в контексте глобальной) вами же обозначена как "желание с этой штукой - категориями - подразобраться". Как вы намерены сделать это -- для меня пока загадка, с учётом всего сказанного, вы словно одновременно и знаете что такое категория, и не знаете. И потом, какое отношение ваш разбор имеет к рассматриваемому диалогу? Разве вы можете через анализ каких-то устоявшихся исторически мнений обусловить или определить понимание категорий того же ОГ? Вменить участникам спора те или иные смыслы? Мы ведь не спор Аристотеля с Гуссерем читаем. Впрочем, я уже потихоньку начинаю понимать механический метод таких разборов, и технократический образ мышления, для методологов человека действительно словно не существует, в хрустальных "структурированных" обсуждениях бесплотной реальности они опасаются онтологии реального человека (и себя самих) как стохастического огня.
Тем не менее, если бы не эта мнимая хаотизация идеального (с моей стороны) мне кажется многие вопросы бы и не всплыли на поверхность.
Reply
----
Абсолютно точно! Если бы я совсем не знал, что это такое, не в чем было бы разбираться, если бы имел совершенное понимание - незачем.
какое отношение ваш разбор имеет к рассматриваемому диалогу? Разве вы можете через анализ каких-то устоявшихся исторически мнений обусловить или определить понимание категорий того же ОГ?
------
Вы торопитесь. Я двигаюсь медленно, но логика, по-моему, мною ясно обозначена. Оппоненты по-разному пользуются категориями. В чем разница понять нелегко. Из самого этого текста не получается. Я буду рассматривать другие тексты, где они прямо излагают свое понимание категорий. А краткий экскурс в историю этой темы в философии мне понадобился по двум причинам: 1) это их, оппонентов, общий исток и 2) я это знаю плохо, а надо знать - это подразумеваемое знание в их диалоге.
А против подпускания Вами "стохастического огня" я, как уже не раз говорил, нимало не возражаю. Но и Вам естественно ждать, что когда возгорание хаоса усиливается, в ход идут огнетушители.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment