Сам себе коллекционер.

Jul 23, 2020 08:15



Что важнее для коллекционирования, деньги или страсть? Этот вопрос у меня возник при посещении Музея искусства и иудаики им. М.Бар-Давида в кибуце Барам.
Я уже показывала довольно много предметов из этого музея, но не писала о нем самом. А музей этот того стоит, так как имеет не совсем обычную для музея историю.
Кстати, еще один музей, который работает и его можно посетить в соответствии с...





Жил-был человек по имени Яков Моше Бардовиц, который в один прекрасный день 1933 года совершил алию в Эрец-Исраэль вместе с женой Товой и дочкой Ривкой. С самого детства у него был интерес к коллекционированию.
Семья приехали из Галиции, из города Бжежаны, в то время это была Польша. В какой-то момент они сменили фамилию на Бар-Давид и так появился Моше Бар-Давид известный в Израиле коллекционер, чья коллекция превратилась в музей в кибуце Барам.



"Портрет Моше Бар-Давида", 1945г. Э.Колм-Биалла

Вначале семья Бар-Давид поселились в Хайфе недалеко от Вади Ниснас. В конце 30х годов этот район Хайфы стал небезопасен из-за Арабского восстания (1936-1939) и проблем с этим связанных.
Семья переехала на Адар. До конца жизни Моше с семьей жил на ул.Певзнер 25, около Хайфского театра в очень небольшой квартире.

Моше вырос в религиозной семье, но во взрослом возрасте он не был религиозным, а был сионистом-социалистом. Уже в Эрец-Исраэль он почувствовал ностальгию по детству, по еврейским корням. Как раз в это время была алия из Германии и Моше нашел возможность заняться коллекционированием иудаики. У немецких евреев было много вещей, связанных с еврейской традицией. Сами они не были религиозными людьми, но это было то, что у них в семьях передавалось из поколения в поколение. У части из приехавших не было денег и они продавали недорого.



Кидушная рюмка, Германия, серебро, 19в..

Моше не был богатым человеком. Он работал в хайфском муниципалитете в отделе водоснабжения, снимал показания водяных счетчиков и принимал оплату. Благодаря этому он знал всю еврейскую Хайфу тех времен.
И он видел много предметов иудаики в еврейских домах. Он говорил и на немецком, который знал из дома, а также на польском, и на идиш. Он мог поговорить со многими.
Он посещал и бедные дома, где он предлагал продать ему что-то, что его интересовало как коллекционера. Он не был богатым, но и предметы иудаики, которые его интересовали, не были дорогими.



Сосуды для благовоний используемые на исходе субботы (адас). Серебро. Европа, 18-19вв.

Фарфор и серебро, которое привезли из Германии, здесь оказалось ненужным. Никто им не пользовался, а деньги были нужны.
У Моше была маленькая двухкомнатная квартира, и сервизы, которые он покупал, негде было хранить. Он продавал фарфор своим друзьям. Себе он оставлял то, что считал нужным для коллекции.



"Жертвоприношение Ицхака" А.Яскиль

Немецкая алия привезла много картин. Здесь они жили в маленьких квартирах, и картины были также не нужны, как и фарфор с серебром. Их негде было повесить.
Иногда Моше был посредником при продаже большого количества вещей из квартир и за посредничество брал не деньги, а какие-то подходящие для коллекции вещи.
Появилось новое поколение израильских художников. Моше в рассрочку покупал картины у знакомых художников, чем их поддерживал.



"Суббота в Цфате" Арье Альвейл, 1920г.

В 1948г. М. Шагал был с визитом в Израиле. Во время посещения Хайфы он был в доме у Товы и Моше. И Моше получил от Шагала в подарок небольшую работу. В музее я ее не видела, дочка Моше, Ривка рассказывала об этом.



"Разрушение Храма, менора" Abba Fenichel.

В то время уже начал развиваться хайфский блошиный рынок. И когда Моше вышел на пенсию, он стал завсегдатаем рынка. Он умел находить там вещи для своей коллекции и мог купить целую гору дешевого барахла, если среди него было что-то, что его интересовало.
Торговцы его опасались, так как он мог найти у них под носом что-то ценное и купить это дешево. Он умел торговаться.
В Хайфе были и другие коллекционеры. Моше знал всех. Никто из них не был богатым.

Това и Моше Бар-Давид, как я понимаю в Хайфе. Фото из википедии, место и год не указан. Но очень похоже на улицу Певзнер в Хайфе.


מאת Yaarawax - נוצר על ידי מעלה היצירה, CC BY-SA 4.0, קישור

В конце-концов вся маленькая квартира была заполнена коллекцией. Для жизни места уже не оставалось. Это было ужасно. Под кроватью, над кроватью и на кровати, повсюду были предметы из коллекции.
Това умерла в 1974г. и что-то случилось с Моше как с коллекционером. Он сломался. Он стал покупать плохие вещи...
Квартира была заполнена разными предметами. Когда приезжали его внуки, то они не могли даже толком войти в квартиру.
Тогда семья стала обсуждать, что делать.
В Натании было много выходцев из Бжежан, как и сам Моше. Они предлагали перевезти коллекцию в Натанию и чтобы мэр города нашел помещение.
Почему коллекция оказалась в кибуце? Есть версия, что коллекционер предлагал свою коллекцию музеям, которые тогда существовали. Все это происходило в начале 80х годов прошлого века. Музеев тогда уже было множество.
Но не один из музеев не мог выполнить условие коллекционера: чтобы в музей была принята вся коллекция целиком. Существовавшие музеи не имели возможности выставить всю коллекцию Моше.

По другой версии Моше сразу сказал, что у него есть дочь и ее дети, и все они в кибуце Барам. И он хотел бы, чтобы коллекция осталась в кибуце.



"Война за независимость" М.Бронштейн 1948г.

Кибуц сначала не хотел принимать коллекцию, зачем козе баян? ему это было не очень нужно. Кто будет заниматься этим, где хранить? Было несколько кибуцных собраний, прежде чем коллекция была принята.
В конце-концов образовалась небольшая группа, которая предложила использовать для коллекции кибуцный дом ребенка.
Это был не детский дом, где жили дети-сироты. Это было в те времена, когда кибуцных детей воспитывали не в семье и жили они не с родителями, а в специальном доме. Когда такой подход был признан неправильным и дети вернулись в семьи, дом остался и его передали под музей.
Это было одноэтажное здание, и в нем разместили иудаику.
Был сделан проект по перепланировке здания, добавлена лестница и второй этаж. На втором этаже помещение для временных выставок современных художников.

Давайте походим со мной по музею.

Теперь здесь есть вещи не только из коллекции М.Бар-Давида.


Обвязка для свитка Торы из цветных нитей, Марокко, 19в..
Указка ("яд"-рука) для свитка Торы, Центр Европы, 20в..
У этого свитка Торы есть интересная история. Он был написан в Марокко в 1918г. чернилами на коже оленя. Книгу заказал Йегуда Авитбуль в память о своей жене, которая умерла молодой во время эпидемии испанки в 1918г. Чтобы получить разрешение на вывоз книги из Марокко, семья была вынуждена испортить книгу, чтобы она вышла из употребления, как свиток Торы. Книгу вывезла из Марокко Хелен Туржеман. Ее дочь Рина Шлезингер член кибуца Барам. Хелен передала эту книгу в музей, чтобы ее внуки, родившиеся в кибуце, который относится к движению "Ашомер Ацаир", знали, что такое свиток Торы.



Футляр для свитка Торы, Ирак-Курдистан, 1901г.
Щит для свитка Торы, Венгрия, 1880г.



"Иерусалим" Alexius Geyer, 1850.



"Иерусалим, старый город" Яков Штейнхардт, 1939г.

Вот это очень интересная табличка Мизрах, выпущенная в 1960г. полностью в традиции табличек на разные темы, выпускавшимися в конце 19-нач.20. Изображен Еврейский квартал Иерусалима, находившийся на тот момент под иорданской оккупацией и полностью разрушенный.


Табличка Мизрах с порядком Ушпизин, 1960г..



"История жизни Йосефа и его продажа в Египет", автор неизвестен. Набор из 8 картин, на фотографии 4, половина, все не влезли. Роспись по стеклу. Рисунок нанесен на обратной стороне стекла, техника распространенная в Италии и Германии в 17-18вв..
Состояние работы при покупке было плохое.
Моше купил это у женщины, которая утверждала, что это хранилось в семье с 18в. По рассказу экскурсовода в музее, возможно, что изготовлено для украшения синагоги (?).
Стекла отправили в Германию на реставрацию. При реставрации оказалось, что на картинах присутствуют подробности из жизни Венеции 18в.. Купцы одеты как турки 18в.



Витрина, в которой выставлены предметы, используемые в субботу.

Из этой витрины.


Справа подсвечник для 11 свечей, стоявший в синагоге. Использовался по субботам и в праздники.
Слева праздничный головной убор для мужчин, Польша, 19в..



Кубок, Германия, 1890г.



Субботний подсвечник, Богемия, 19в.



Складной субботний нож, Богемия, 19в.



"Синагога в Цфате", Шмуэль Шлезингер, ок.1960.
Я уверена, что все узнали на картине цфатскую Синагогу Абуав



"Кадиш" Михаил Гробман, 1978г.



Брачный договор, автор А.Яхин, вырезка из бумаги, конец 20в.



"Песнь песней" В. Вахтель, 1920г.
Текст под изображением: "Выходите и поглядите, дочери Цийона, на царя Шеломо, на венец, которым венчала его мать его в день его свадьбы, и в день радости сердца его." Песнь Песней (3:11)



"Книга Рут", иллюстрации З.Рабана, 1930г.



Тарелка к седер Песах, Чехословакия, нач.20в. и Агада, автор Д.Мос, 1985г.



"Исход из Египта" ок.1920г., Абель Пан (один из преподавателей Школы Бецалель)



"Приход субботы" Й.Будко, 1920г.



"Исход субботы" Й.Будко, 1920г.



"Камеи и сосуды для благовоний" Ш.Боне 1955г.



Тарелка используемая во время обряда Авдала с изображением по рисунку М.Оппегейма, Германия, 19в.
Это тарелка, которую подставляли под бокал во время авдалы, чтобы не пролить вино.



Рюмка (Россия, нач.20в.) и подсвечник (Германия, 18в.), используемые во время обряда Авдала.



"Резник и петух" М.Барнштейн 1966г.



Ханукия, Киев, Украина, 1896-1908. Музей Бар Давид (кибуц Барам)
У нее есть интересная история.
К Моше Бар-Давиду, коллекционеру иудаики, обратились дети пожилой пары, у которой были отдельные почерневшие серебряные фрагменты, видимо, ханукии. Они попросили их почистить. В результате, Бар-Давид недорого купил эти фрагменты для коллекции. Почистил и собрал. Но что-то его удивило.



С верхней частью ханукии все было в порядке - там Скрижали Завета, львы. И эта часть безусловно еврейская.

А вот нижняя часть от церковного канделябра.


На нижней части несколько раз изображены лебеди. Лебедь иногда считается символом Мартина Лютера. Лебедь часто изображался в лютеранской живописи, на богослужебных книгах, иногда - в скульптурном декоре. Его можно также видеть на шпилях некоторых лютеранских церквей. Сейчас уже сложно сказать, как и когда эти части объединились. Кстати, серебро этих частей разных проб. Может быть изначально автор имел нижнюю часть от канделябра и решил, не пропадать же добру сэкономил на работе, добавив только верхнюю? :)



Ханукия, Марокко, 18в..
Тут даже видны следы от свечей. Эта ханукия имеет 2 служебных подсвечника. Их использовали для зажигания субботних свечей. Как говорится два в одном, и ханукия и субботние подсвечники.



Ханукия, серебро, Германия, конец 19в..



Открытки "Шана това" (хорошего года), посвященные безопасности страны.



Открытки "Шана това" (хорошего года), посвященные безопасности страны.

Моше также хотел увековечить память о городе Бжежаны, откуда он был родом. Кроме тех, кто уехал оттуда до оккупации, никто не выжил. Все погибли во время Катастрофы.
В музее есть витрина памяти, на серебряной пластине план местечка и на нем гетто и концлагерь. 8 синагог города обозначенные золотом. И написано: в память о погибшей еврейской общине Бжежан.


В 1530г., когда Бжежаны получили статус города, евреи уже там жили. В 1943г., через более чем 400 лет, нацисты полностью уничтожили всех евреев города.



Макет большой синагоги в городе Бжежаны (1718-1943).

На экскурсию в музей меня привезла экскурсовод Инна Чернявская


В этом кибуце живет дочь Моше Ривка и она рассказала нам, туристам, об отце и о музее, а Инна Чернявская переводила.

Недалеко от музея находится Национальный парк Барам, там можно увидеть хорошо сохранившуюся "Большую синагогу" построенную в конце 4 - нач. 5 вв.н.э.. Почему большую? Потому что была и малая. Во 1-7в.н.э. здесь, в поселении Барам, жила процветающая еврейская община, которая могла себе позволить 2 синагоги.
Изображения "Большой синагоги" в музее можно увидеть в самых разных вариантах.



Подарочный медальон основателям кибуца. Ее вручают по достижению 80 лет.



Банкнота 500 прута с изображением синагоги, 1955г.



Древняя синагога в деревне Барам на этикетке для вина, выпускаемом в кибуце Барам. 2005г.



В деревне Барам была еще и "Малая синагога" (4-6вв.), исчезнувшая. Вот фотография конца 19в. того, где видны остатки от входа в синагогу. Он похож на вход в "Большую синагогу". Над входом имелось перекрытие с текстом на иврите.
Эту синагогу разобрали в мусульманский период и камни использовали для другого строительства. При археологических раскопках нашли это перекрытие с текстом на иврите и оно оказалось в Лувре.



Это перекрытие я сфотографировала в Лувре.

Надпись на иврите:
יהי שלום במקום הזה ובכל מקומות ישראל
יוסה הלוי בן הלוי
"Пусть будет мир в этом месте и повсюду в Израиле".
Йосеф Леви сын Леви оплатил это перекрытие.



Перекрытие находится в Лувре, а в кибуцном музее находится копия.

Очень советую посетить этот интересный музей. Но обязательно позвоните перед посещением, чтобы убедиться, что открыто. Телефон 04-6988295.

Сайт музея
http://www.bardavid-museum.org.il/

Музей на карте

Еще один художественный музей существует в кибуце Эйн-Харод, но он имеет совсем другую концепцию.

Чудеса еще случаются (часть 1)

Чудеса еще случаются (часть 2)

Инфа:
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%95%D7%96%D7%99%D7%90%D7%95%D7%9F_%D7%91%D7%A8-%D7%93%D7%95%D7%93_%D7%9C%D7%90%D7%9E%D7%A0%D7%95%D7%AA_%D7%95%D7%99%D7%95%D7%93%D7%90%D7%99%D7%A7%D7%94
This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2381340.html.

музей, синагога, еврейское

Previous post Next post
Up