Чудеса еще случаются (часть 1)

Sep 14, 2018 09:25



Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод (המשכן לאמנות, עין חרוד על שם חיים אתר) давно привлекал мое внимание. Наконец-то я его посетила благодаря выставке "Сокровища музея - 80 лет", которая действительно стоит посещения, говоря простым языком. Вместо бесконечных мало впечатляющих выставок современного искусства, музей наконец-то вытащил из запасников настоящие сокровища...
Замечу, что этому музею есть что показать, считается что это третий по значимости художественный музей страны. Только все в запасниках.
На разных выставках я видела отдельные произведения искусства, которые уже десятилетия хранятся в запасниках музея. Сейчас, наконец-то, мы можем увидеть их в течении 4 месяцев, до конца декабря 2018 года.



Я разделила фотографии с выставки на две части, первая - более известные имена, хорошие работы. Вторая - еврейская по сути своей...

Этот музей был основан в 1937г. членом кибуца Эйн-Харод Хаимом Атаром, чье имя музей и носит. Начинался музей как "уголок искусства" в маленьком бараке, в студии-ателье, где работал художник Хаим Атар. В 1940г. музей переехал в отремонтированный барак бОльшего размера, который до этого служил школьным классом.



В 1948 году музей переехал в постоянное здание, в котором сейчас и находится.

В самый разгар строительства здания музея, произошел раскол в кибуцном движении, в результате которого кибуц Эйн-Харод разделился на два кибуца: Эйн-Харод Ихуд и Эйн-Харод Меухад. Удивительно, но факт, было решено, что музей останется общим для обоих кибуцов. Это продемонстрировало особое отношение кибуцников к музею.
Во время Второй мировой войны стало понятно, что надо срочно собирать предметы иудаики, чтобы сохранить хотя бы память об уничтоженных в Катастрофе европейских еврейских общинах. Несмотря на то, что кибуцники не имели связи с еврейской религией и традицией, они понимали важность своей связи с евреями Восточной Европы. Тем более, что многие из них были выходцами из этих же самых еврейских общин Восточной Европы.
В музее хотели собрать работы художников-евреев, которые рассказали бы о жизни еврейских местечек, уничтоженных в рассеянии. Кибуцники хотели, чтобы подрастающее поколение знало как жили их деды и прадеды.
Хаим Атар обратился к своим друзьям, еврейским художникам, которые жили в Париже. Те откликнулись и пожертвовали множество произведений искусства, живопись и скульптуру. Кроме того, кибуцники ездили по Европе и собирали предметы иудаики.



"Иов" 1928, Рафаэль Хамицер (1882-1957)

Выставка занимает весь музей полностью. Это большая ретроспективная выставка, которая охватывает произведения искусства, которые были собраны в музее с самого момента его основания.
Выставка весьма разнообразна. На ней представлены работы созданные в конце 19-нач.21вв. в Европе, Эрец-Исраэль и в Израиле. Это также рассказ о жизни еврейского местечка и кибуца, города и деревни. Это работы в классическом стиле и в других художественных направлениях.



"Член венгерского парламента Варман" 1878, Маурицио Готлиб (1856-1879)



"На дороге" без даты, Йосеф Исраэльс (1824-1911)

Выставка продлится до конца декабря 2018 года. На выставке представлено 300 произведений искусства, отобранных из 20.000 единиц архива, представляющих одну из самых больших и впечатляющих коллекций еврейского и израильского искусства. Часть работ будет впервые представлена публике.



"Таяние снега весной" конец 19в., Исаак Левитан (1861-1900)

Музей был назван на иврите не просто музеем, это - "мишкан", что переводится как жилище\резиденция в высоком смысле этого слова и как скиния, место, где хранился Ковчег Завета до строительства еврейского Храма. Тем самым основатели музея стремились подчеркнуть духовность данного места.

Здание музея интересно тем, что оно построено для освещения выставочных залов дневным светом. Это обеспечивается сложной крышей и верхними окнами.



Лист из серии "Моя жизнь" 1922, Марк Шагал (1887-1985)



Лист из серии "Моя жизнь" 1922, Марк Шагал (1887-1985)

Рассказывая об этом музее, невозможно не сказать несколько слов о Хаиме Атаре, человеке, создавшем этот музей с нуля.
История жизни Хаима Атара похожа на истории молодых евреев, приехавших в Эрец-Исраэль в начале 20х годов 20го века.


"Хаим Атар, портрет" 1924, Моше Мокади (1902-1975)

Хаим Ихезкиэль Атар (Аптикер) родился в Златополе (Украина). Учился в хедере и пел в ансамбле, которым руководил кантор. Он с детства проявлял интерес к художественному творчеству, участвуя в оформлении синагоги.
После февральской революции 1917г., когда была разрешена свободная еврейская общественная деятельность, он организовал сотни подростков в рамках объединения "Пирхей Цион" ("Цветы сиона", иврит). Тогда ему было 15 лет. Он открыл клуб для объединения, в котором был певческий ансамбль, ставились спектакли по книгам Шолом-Алейхема... Он занимался самообразованием: изучал литературу на идиш, учил иврит и рисование.
Во время беспорядков 1919г. на Украине он участвовал в организации еврейской самообороны, выполняя разные организационные функции.
Атар работал с очень раннего возраста в самых разных местах. После беспорядков 1919г. перешел границу с Польшей и в Ровно занимался организацией алии от центра "Цаирей Цион" (молодежь сиона, иврит).
Совершил алию среди первых в 1923г. Работал в столярных мастерских в Хайфе, а затем присоединился к кибуцу Эйн-Харод. С 1924 по 1927гг. работал на разных работах в кибуце и в свободное время учился у проф. Германа Штрука в Хайфе. В кибуце Атар оформлял праздники, занимался обучением детей искусству, организовывал детские художественные выставки.
В 1933г. несколько месяцев жил в Париже, по возвращению работал в столярке и продолжал свою художественно-просветительскую деятельность.



"Художник Хаим Атар" 1933, Ицхак Сиркин (1883-1938)

Когда у него родилась идея создать в кибуце "уголок искусства", он стал собирать произведения искусства, сначала репродукции, а затем и подлинники.
Во время поездки в Париж в 1937-1938г. экономил каждую копейку, чтобы купить там картины для "уголка искусства", который основал.
Он выставлял свои работы в Эрец-Исраэль и за границей, участвовал в разных художественных выставках. В 1943г. был удостоин приза Дизенгофа на выставке художников Эрец-Исраэль в Тель-Авиве.
В 30-40гг. Атар много занимался художественным творчеством. Его творчество отличалось от творчества большинства художников, живших и творивших в кибуцах в то время. Их принятыми темами было изображением кибуцной жизни, общественной жизни и пейзажи. Атар предпочитал портреты, натюрморты, изображение скорее личного, чем общественного.



"Портреты" 1950, 1953, Хаим Атар (1902-1953)

Хотя Хаим Атар не стал супер знаменитым художником, он собрал интереснейшую коллекцию произведений искусства, которая находится здесь, рядом с нами, и которую, мы не можем видеть каждый день в постоянной экспозиции музея. Вот только чудо и помогает нам увидеть все это.



"Мефистофель" 1883, Марк Антокольский (1843-1904)



"Слепой нищий" 1925, Евгений Зак (1892-1926)



"Солдат (автопортрет)" 1921, Жюль Паскин (Юлиус Мордехай Пинкас) (1886-1930)



"Женский портрет" 20е годы 20в., Мела Мютер (1876-1967)



"Женский портрет" 1917, Маурицио Минковский (1881-1930)



"Красавица Рахель из трудового отряда" Аарон Привер (1902-1979)
Рахель, на мой взгляд, героиния народной песни



"Старик (последний час)" без даты, Иссахар-Бер Рыбак (1897-1935)



"Еврейский подросток" без даты, Исидор Кауфман (1853-1921)



"Чистящий яблоки" 1929, Авраам Минчин (1898 - 1931)



"Цветы" 20е годы 20в., Михаэль Кикоин (1892-1968)



"Музыкант" 1943, Яков Лучанский (1876-1979)

Я бы хотела выделить отдельную группу работ художников, погибших во время Катастрофы.


"Продавщица яблок" 1930, Эфраим Зайденбольтен (Варшава 1903 - концлагерь Флоссенберг 1945)



"Фрукты" 1920, Эльза Берг (Ратибор 1877 - Освенцим 1942)



"Портрет художника Леопольда Готлиба" 20е годы 20в., Роман Крамаштик (Варшава 1887 - Варшавское гетто 1942)
Он приехал летом 1939 из Парижа повидаться с семьей в Варшаве и не смог уехать. Он был застрелен на улице гетто солдатом-власовцем в 1942 г. еще до ликвидации варшавского гетто.



"Казимирц" 1933, Эфраим Зайденбельтем (Варшава 1903 - концлагерь Флоссенбург 1945)



"Вид" 20е годы 20в., Роман Крамаштик (Варшава 1887 - Варшавское гетто 1942)



"На рынке" 1940, Харб Крукман (1904-1988)



"Двор в Цфате" 1947, Мордехай Леванон (1901-1968)



"Рисунок для военной базы" 1949, Арье Альвейл (1901-1967)



"Молодежь в Негеве" 1956, Йоханан Симон (1905-1976)



"Шабат у подножия горы Гильбоа" 1963-1966, Йеошуа Брандстатер (1891-1974).



"Улица на закате" 1953, Гершон Книспель (1923)



"Курильница для благовоний" 1966, Йосл Бергнер (1920-2017)



"Свадьба в Катскиле" 1968-1978, Ефим Б. Ладиженский (1911-1981)



"Красная корова" 1954, Ури Райзман (1924-1991)



"В кибуце" 50е г. 20в, Лео Рот (1914-2003)



"Вид" 1955, Хаим Баргаль (1922-1985)



"Дойка в коровнике" 1960, Ципора Саломон Дуби (1911-1983)



"Натюрморт" 1965, Йоэль Иглински (1910-2010)



"Жена Лота" 1978-1979, Мирьям Шавиц (1909-1999)



Гранат созрел в музейном садике.

Часы работы выставки\музея: с воскресенья по понедельник - с 9:00 до 16:30; по пятницам и в канун праздников - с 9:00 до 13:30; по субботам и по праздникам - с 10:00 до 16:30.

Тел.: 04-6485701; 04-6486038

Музей на карте

Сайт музея http://museumeinharod.org.il/

В рамках выставки будут проводиться экскурсии на иврите, английском и русском языках
Заказ билетов и экскурсий: 04-6486038, mishkan-info@ehm.co.il

Инфа:
http://museumeinharod.org.il/%D7%97%D7%93%D7%A9-%D7%90%D7%95%D7%93%D7%95%D7%AA/%D7%A1%D7%99%D7%A4%D7%95%D7%A8-%D7%94%D7%9E%D7%95%D7%96%D7%99%D7%90%D7%95%D7%9F/
http://museumeinharod.org.il/%D7%9E%D7%90%D7%95%D7%A6%D7%A8%D7%95%D7%AA-%D7%94%D7%9E%D7%A9%D7%9B%D7%9F-%D7%9C%D7%90%D7%9E%D7%A0%D7%95%D7%AA-%D7%94%D7%97%D7%9C-%D7%9E-2-9-18-4/
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%9E%D7%A9%D7%9B%D7%9F_%D7%9C%D7%90%D7%9E%D7%A0%D7%95%D7%AA_%D7%A2%D7%9C_%D7%A9%D7%9D_%D7%97%D7%99%D7%99%D7%9D_%D7%90%D7%AA%D7%A8#%D7%99%D7%95%D7%93%D7%90%D7%99%D7%A7%D7%94
http://www.tidhar.tourolib.org/tidhar/view/9/3407
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%97%D7%99%D7%99%D7%9D_%D7%90%D7%AA%D7%A8

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2305610.html.

выставки, art, музей

Previous post Next post
Up