Музей в кибуце Эйн-Харод был основан в те времена, когда слово сионизм еще не было ругательством в кругах "думающей" израильской интеллигенции. Даже наоборот. В 20е-30е годы прошлого века множество молодых людей приезжали в Эрец-Исраэль именно из сионистских побуждений, понимая необходимость собственного государства и точно зная, что в других местах им просто нет места. Часть из них стала кибуцниками, которые и создали уникальную коллекцию произведений искусства, Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод (המשכן לאמנות, עין חרוד על שם חיים אתר). Сейчас там проходит выставка "Сокровища музея - 80 лет" и можно увидеть замечательные работы на еврейские темы. Выставка продлится до конца декабря 2018г.
Это те произведения искусства, которые отвечают на вопрос: "почему мы здесь?", и которых нет в постоянных экспозициях НИ ОДНОГО израильского музея.
Я специально поделила то, что я сфотографировала на выставке на 2 части, потому что хотела подчеркнуть их смысл и показать то, чего мне так не хватает в наших художественных музеях, и я бы сказала, чего мы так стесняемся - своего относительно недавнего прошлого.
Часть 1 Многие из этих работ созданы в те времена (конец 19-нач. 20вв.), когда еврею, чтобы стать художником, наконец-то не нужно было менять религию. Многие еврейские художники того времени отразили жизнь еврейских местечек, в которых они выросли. Для них погром, бегство, беженцы были реальностью повседневной жизни. И это была не так давно - моя бабушка пережила погром.
Если традиционный иудаизм запрещал изображения, то в конце 19в. благодаря еврейской эмансипации и отходу от религии появилось множество еврейских художников, сумевших рассказать о еврейской жизни, о разных ее аспектах. Часть этих художников мало известны.
Почему же мы нигде не видим их работ, кроме как на выставке на 4 месяца раз во сколько-то лет?
Еврейские художники 19 - нач. 20вв впервые пытались представить себе как выглядели еврейские пророки и народные герои.
"Пророк Йермиягу" 1910, Генрих (Ханох) Глиценштейн (1870-1942).
У меня такое ощущение, что в больших израильских музеях история нашего народа как бы "скачет" от античных времен прямо в наше время. Куда делось то, что было между, хотя бы частично? И, как выяснилось, эти работы имеются здесь, только почему-то мы их не видим.
Очень важно, чтобы эти работы видели наши дети и внуки, и не считали, что мы прямые преемники макавеев. Между нами и макавеями было много, много столетий еврейской истории.
"Бар Кохба" 1905, Генрих (Ханох) Глиценштейн (1870-1942)
Бар Кохба на улице около музея, для одних он герой, а для других экстремист, причина ухода в галут еврейского народа...
Талмуд плохо отзывался о Бар-Кохбе. Восстание потерпело поражение и было подавлено римлянами с особой жестокостью. Погибло в боях 580 тысяч человек, было продано в рабство огромное количество евреев, в Иудее почти не осталось жителей, Иерусалим был разрушен, государство Иудея перестало существовать и император Адриан приказал называть это место Палестиной ... Может быть не будь восстания, евреи смогли бы сохраниться в рамках автономии? Но сейчас понятно, что существование народа в рамках автономии часто приводит к его исчезновению, а уж для евреев, склонных к ассимиляции, риск очень велик.
Или восстание Бар-Кохбы было примером героизма и национального подъема евреев, боровшихся против захватчиков? И евреи ушедшие тогда в Галут и 2 тысячи лет сохранявшие свою национальную идентификацию, по своей воле или по принуждению, смогли возродить государство именно благодаря поражению того восстания?
"В землю обетованную" 1910, Сандор Йарай (1870-1943).
Скульптура скромно стоит в садике музея около кафе, где ее мало кто увидит и заметит. Это люди Первой или Второй алии, идущие пешком в Эрец-Исраэль. А теперь их дальние потомки сомневаются в том надо ли было это делать.
А все потому что плохо знают еврейскую историю.
В нашей истории все так неоднозначно и надо это хорошо понимать. И работы представленные на выставке как раз помогают увидеть это.
На выставке много работ рассказывающих о разных аспектах жизни еврейского местечка.
"В синагоге" без даты, Артур Маркович (1872-1937)
"Йешиботники" нач. 20века, Леопольд Пелиховский (1869-1934)
"9 Ава" 1870, Леопольд Хоровиц (1839-1917)
"Последний молящийся" 1897, Шмуэль Хиршенберг (1865-1908)
"Суббота" кон.19века, Йоэль Левитт (1875-1937)
"На могилах предков" 1900, Шмуэль Хиршенберг.
"Еврейские похороны" конец 19в., Вильгельм Вахтель
"Суббота" 1923, Ханох Барчински (1896-1939)
Лист из серии "Моя жизнь" 1922, Марк Шагал (1887-1985)
"Резник" 1926, Феликс Фридман (1897- Освенцим 1942)
"Рынок" 1927, Йосеф Будко (1888-1940)
"В доме портного" без даты, Маурицио Трембах (1861-гетто Лодзь 1941)
"Песахальный седер" без даты, Генри Леви Леопольд (1840-1904)
А вот и Иерусалим в те времена и в те минуты, которые видит не каждый.
"9 Ава в Иерусалиме" 1945,
Яков Штейнхардт (1887-1968) Погром - интегральная часть жизни евреев, можно сказать что почти до второй половина 20 века. Еще и после Второй мировой войны были погромы. Само слово "погром" вошло в иврит из русского.
"Слухи о погроме" 1917, Авраам Маниевич (1881-1924)
"Киевский погром" 1918, Иссахар-Бер Рыбак (1897-1935)
"Киевский погром" 1918, Иссахар-Бер Рыбак (1897-1935)
"Киевский погром" 1918, Иссахар-Бер Рыбак (1897-1935)
"Киевский погром" 1918, Иссахар-Бер Рыбак (1897-1935)
"Семья еврейских беженцев" 1915, Маурицио Минковский (1881-1930)
"Беженцы" 1902, Макс Фабиан (1879-1927)
"Бегство после погрома" 1939, Авраам Мендельсон.
"Самооборона" 1920, Лазар Крестин (1868-1938).
Эта картина меня поразила.
Я слышала об организациях еврейской самообороны, но картин на эту тему я никогда не видела. Так и вспоминается И.Губерман
Не в том беда, что ест еврей наш хлеб,
а в том, что проживая в нашем доме,
он так теперь бездушен и свиреп,
что стал сопротивляться при погроме.
И.Губерман
Посмотрите на лица: художники, пережившившие погромы, изображали то, что они знали и чувствовали.
Люди разных слоев общества собрались вместе чтобы противостоять погрому. Они объединились, чтобы защищаться. Слишком много сотен лет евреи страдали от погромов и у них никогда не было возможности наказать своих преследователей.
Часть этих молодых людей уехали в Эрец-Исраэль в рамках Третьей Алии, их вдохновили сионистские идеи.
"Первопроходец" 1936, Зеэв Бен Цви (1904-1952).
Может быть кто-то из парней, взявших в руки оружие для защиты местечка стал в последствии одним из первопроходцев осваивавших землю Эрец-Исраэль.
О Катастрофе рассказывают совершенно превосходные работы разных лет.
"Эксодус (замученная мать и ее сын)" 1945, Йехиэль Шеми (1922-2003)
"Беженцы" 1946, Мирон Сима (1902-1999)
"Треблинка" 1948, Янкель Адлер (1895-1949)
"Катастрофа" 50е годы, Леон Энгельсберг (1919-1998)
"Поезд номеров" 1962, Мордехай Ардон (1890-1992)
"Братская могила" 1962, Нафтали Безем (1924)
Это еще одна работа, которая потрясает своей простой и подлинностью.
"Еврейский рабочий - спасшийся в Катастрофе" 50е годы, Нафтали Безем (1924)
Часть спасшихся в Катастрофе шли в армию во время Войны за независимость.
"Пальмахник (еврейский солдат)" 1948, Реувен Рубин (1893-1974)
А после войны они же пошли работать.
"Без названия" 1946, Зигфрид Шалом Саба (1897-1975) из раздела "Еврейская работа". Этот термин "Еврейская работа", обозначавший евреев работающих руками, в наше просто исчез.
"Бараки" 1953, Рут Шлос (1922-2013).
Бараки, в которых в 50е годы жили многие израильтяне.
"Барак", Нафтали Безем (1924)
Я уверена, что кибуцники во главе с Хаимом Атаром, собравшие эту замечательную коллекцию произведений искусства, никак не думали, что продолжатели их дела спрячут все в запасники и не будут ничего этого показывать десятилетиями...
Часы работы выставки\музея: с воскресенья по понедельник - с 9:00 до 16:30; по пятницам и в канун праздников - с 9:00 до 13:30; по субботам и по праздникам - с 10:00 до 16:30.
Тел.: 04-6485701; 04-6486038
Музей на карте Сайт музея
http://museumeinharod.org.il/ В рамках выставки будут проводиться экскурсии на иврите, английском и русском языках
Заказ билетов и экскурсий: 04-6486038, mishkan-info@ehm.co.il
This entry was originally posted at
https://dona-anna.dreamwidth.org/2306479.html.