Новый год настает...

Sep 27, 2016 12:35



С Новым еврейским годом тех, кто празднует.
Как-то очень быстро он пролетел...
Не успела я оглянутся, как в супере опять появились желтые финики и гранаты, яркие признаки приближения Рош Ашана. За окном-то пейзаж, практически, не меняется.
В качестве поздравления предлагаю опять посмотреть на последние полтора столетия еврейской истории с помощью поздравительных открыток "Шана това" (хорошего года, иврит). Всех их объединяет надпись "Шана това", независимо от изображения. Изображения, сразу говорю, разнообразные. Часто актуальные для данного момента времени, что делает их историческими свидетельствами. Некоторые очень далеки от наших сегодняшних представлений о поздравительных открытках. Опять-таки, и сами бумажные поздравительные открытки исчезли из нашей современной жизни, их изображения теперь можно найти в сети в электронном виде и отправить по мылу электронной же почте, чтобы создать себе иллюзию настоящего почтового поздравления... Но рукой уже не напишешь: "Шана Това Поздравляю с Новым годом, дорогой друг"...

Я уже много раз использовала такие открытки в разных своих рассказах, но эти еще не показывала. Основная часть их из Музея Израиля (Иерусалим), если не указан другой музей.


Еврейский Новый год совсем не аналог радостных праздников смены времён года у других народов. В соответствии с этим было множество поздравительных открыток на тему еврейской традиции.

Еврейская традиция говорит о том, что это совсем НЕ веселый праздник, а полностью наоборот, и в первый день месяца тишрей Бог судит весь мир. В эти дни, учит еврейская традиция, на небесах выносится решение: кому - жить, а кому - умереть. В эти дни верующий отдаёт самому себе и Создателю духовный отчёт за все свои поступки, слова и мысли за ушедший год. Он принимает решения, как исправить недостатки и проступки, как вернуться к Богу. Именно поэтому часто на открытках к пожеланию хорошего года добавляют пожелание хорошей записи в Книгу судеб...
Рош Ашана не главный еврейский семейный праздник. Седер Песах - день сбора всей семьи у евреев.



Виды Эрец-Исраэль
Конец 19 - начало 20 века, Музей Эрец-Исраэль.



Жертвоприношение Ицхака.Конец 19 - начало 20 века, Музей Эрец-Исраэль.
С современной точки зрения: ничего себе поздравительная открыточка...
Рассматривая все эти открытки я думаю о том, как менялись представления о поздравительных открытках в последние полтора столетия.



Я не смогла найти дату создания этой открытки... Мне кажется, что взяли готовую открытку с изображением детей и добавили к ней изображение флага, который был создан в 1897 году... В целом выглядит как открытка конца 19 - начала 20 века.



Персональное поздравление Борису Шацу, директору Академии Бецалель от переписчика священных текстов и иллюстратора Моше сына Йосефа Алеви из Góra Kalwaria (Польша), 1911г.. Каллиграфия на бумаге.
Эта открытка положила начало коллекции поздравительных открыток Музея Израиля.
Это единственная открытка в коллекции музея Израиля, созданная вручную. Остальные - печатная продукция.

Считается, традиция посылать поздравительные открытки "Шана това" берет свое начало в 14 веке, когда ашкеназийские раввины порекомендовали членам своих религиозных общин добавлять поздравление "Шана това" к своим письмам к Роша Ашашан (Новый год). Настоящее сумасшествие по рассылке поздравительных открыток началось в конце 19-начале 20 веков, когда развилось полиграфическое производство. Наиболее развито это направление было в Германии и именно там было напечатано большинство поздравительных открыток того времени.

Молитвы в Дни трепета\Дни покояния (ימים נוראים) между Рош Ашана и Йом Кипур.




Первое десятилетие 20 века, выпущены в Германии для евреев США.

Трехмерные, складные открытки из коллекции Музея Израиля, можно сказать "поп-ап", полиграфическое чудо своего времени. Их можно было поставить на полку, тумбочку или комод, чтобы похвастаться все входящие в дом их видели. Явно были весьма дорогие. Особенно были популярны во втором десятилетии 20 века. Их гламурности хватило бы и для последних современных открыток, которые еще можно встретить в магазинах.
Выпускались они также, в основном, в Германии для евреев США. Первым импортером была нью-йорская "Хибру паблишер компани".
Основными элементами оформления были цветочные букеты, цветочные элементы и орнаменты, фрагменты синагог, много золота. Темы их еврейские обычаи, сцены в синагоге, еврейские праздники.








Мальчика учат накладывать тфилин.







Были отдельные исключения - просто гламурные дети.

Сионизм начала 20 века вошел широким шагом в еврейскую жизнь и это тут же отразилось в праздничных открытках.


Из той же серии трехмерных открыток и эта: дочь Сиона (Циона) на фоне новостроек Тель-Авива. Она отличается от всех остальных своим идеологическим содержанием. Надпись на идиш "Панорама Тель-Авива".
Выпущена втором десятилетии 20 века в Германии для евреев США. Первым импортером также была нью-йорская "Хибру паблишер компани".



Бен Цион и Бат Циона (сын Сиона и дочь Сиона), ориентировочно, после 1910.

Интересно, что посылали поздравительные открытки в разное время в разных направлениях. Из Старого света посылали открытки родственникам, эмигрировавшим в Новый, первопоселенцы в Эрец-Исраэль посылали открытки своим родственникам в разные страны.
И тема открыток часто зависела от этого, как вы уже обратили внимание.


Открытка начала 20 века: эмигранты из России одетые в традиционную одежду, держащие в руках свой нехитрый скарб, с одной стороны, а с другой стороны, евреи - граждане США одетые в модную, элегантную одежду и зовущие приезжать в США.

Тема еврейской традиции была отражена и на более дешевых и простых открытках. Производители должны были удовлетворять всех.
На этих открытках можно увидеть интересные мелкие подробности еврейской жизни конца 19 - начала 20 века, времени когда жили наши прадеды...



Традиция чтения мальчиками молитвы "Шма Исраэль" ("Слушай Израиль") у постели роженицы.
Второе десятилетие 20 века, напечатано в Германии для фирмы "Вилиамсбург", Нью-Йорк.



"Ташлих", церемония в первый день Рош ха-Шана (обычно на склоне дня), которую проводят возле моря или реки. (подробнее)
Второе десятилетие 20 века, напечатано в Германии для фирмы "Вилиамсбург", Нью-Йорк.



Я так понимаю, что все идут в синагогу и несут длинные, праздничные свечи.
Среди них представители разных социальных слоев, что заметно по одежде и даже есть солдат. не стоит забывать, что в Германской армии во время Первой мировой войны служило 100.000 евреев Германии.



Хозяйка собирается зажечь длинную свечу в честь праздника.
Кто знает идиш, может перевести и прислать мне перевод :)
Эта открытка очень меня заинтересовала. Возникло много вопросов без ответов.
На стене портреты: ведущих еврейских литераторов - слева Бялик (писал на иврите) , справа Перец Ицхок-Лейбуш (на идиш), спасибо
reuven_blat
Девушка и юноша справа откровенно пожимают друг другу руки. Мальчик слева смотрит на них с удивлением. Это уже принято? или это признак либерализма отношений между полами и в традиционной еврейской среде тоже?



Горит длинная свеч в честь праздника и девушки читают молитву. Перевод с идиша: слезы еврейской девушки и раскаяние не оставят молитву без ответа? спасибо
pooshilka.
Второе десятилетие 20 века, напечатано в Германии для фирмы "Вилиамсбург", Нью-Йорк.

Сионистскую тему издатели тоже не обошли своим вниманием.


Паровозик из Ромашково Поезд в Эрец-Исраэль с поздравлениями и разрешениями на въезд в Палестину.
Второе десятилетие 20 века, напечатано в Германии для фирмы "Вилиамсбург", Нью-Йорк.



Открытки отражали и новейшие технические достижения, даже если эти достижения были угрозой их существования :)
Второе десятилетие 20 века, напечатано в Германии для "Верлаг централь компани" (Варшава).



Второе десятилетие 20 века, напечатано в Германии для "Пралаг централь" (Варшава).

Отдельная группа открыток, это поздравления 20-30х годов прошлого века с портретами отправителей, как бы два в одном, и портрет и поздравление. Не надо на лишнее письмо тратиться :) Фот актуальный, часто виды мест проживания.



Семейный портрет на фоне пейзажей Тель-Авива. 1928 год.



Семейный портрет, 1929г., Тель-Авив. Хотя пейзажи совсем не тель-авивские.



Мужской портрет на фоне пейзажей Тель-Авива. 1931 г., фото студия П.Каплански.



Мужской портрет на фоне пейзажей Иерусалима, 1936г..

Просто аналог селфи на фоне чего угодно. Напишите на таком Шана това и вы уже в теме:)

А в это время в Эрец-Исраэль активно занимались сельским хозяйством.


Музей Эрец-Исраэль.



Хорошего и плодоносного года желают вам еврейские крестьяне в 1939 (?) году.
Музей Эрец-Исраэль.

При желании поздравительную открытку можно сделать из чего угодно - пара ярких примеров.



Я видела эту фотографию в самых разных вариантах. Это выжившие узники Бухенвальда, нелегально добравшиеся в Хайфу, были задержаны Британскими властями 15 июля 1945г. Многие из них провели еще 2-3 года в лагерях для перемещенных лиц на Кипре или в Эрец-Исраэль.
Во всяком случае после концлагеря любой год будет всяко лучше...
Выпущено Палпут, Герцлия.

Когда в 1948 году было создано государство Израиль, то зазвучали другие песни теметика открыток несколько изменилась.
Открытки конца 40х - начала 50х годов прошлого века.



Д.Бен-Гурион сотоварищи принимает военный парад на стадионе в Тель-Авиве...
Можете себе представить в наше время аналогичную открытку с Б.Натаниягу и ко? :) Я - не могу.



Преемственность поколений - это наше все! От Моше Рабену (Моисей) до Б.З. Герцля. Между ними индустриальный пейзаж. Специально для интересующихся сионистской идеологией.



Девушка с веслом государственным флагом, и тоже на фоне индустриализации всей страны.

Складные открытки в начале 50х тоже выпускали, правда не столь роскошные, как в начале века.


Любимая тема: родная армия на страже. Текст:
לא-ינום, ולא יישן- שומר, ישראל
תהילים פרק קכא
"...не дремлет и не спит страж Йисраэйля", Теилим "Шир амаалот" ("Песня восхождения")
Музей Эрец-Исраэль.



Еще одна любимая тема - сельское хозяйство. Текст:
הזורעים בדמעה ברינה יקצורו
תהילים פרק קכו
(Тот, кто сеет в слезах, пожинает с радостью, иврит)
Теилим "Шир амаалот" ("Песня восхождения")
Музей Эрец-Исраэль.

Открытки, которыми учителя поздравляли учеников (!!), шклола им. Генриетта Сольд, Иерусалим, 50е годы прошлого века. Рисунки Якова Цима.



ПионЭры на маевке Дети, поющие у костра.



Дети, везущие урожай с полей - мечта каждого сельского хозяина.

"Наивный милитаризм" одна из любимейших тем после Шестидневной войны (1967г.). Эйфория победы охватила страну и военные, участники войны стали главными героями поздравлений. Теперь даже страшно себе такое представить, чтобы мы вдруг стали прославлять родную армию... А зря, между прочим. Кто мы без нее?

Кроме того, был освобожден Иерусалим и его изображения заняли достойное место в поздравлениях.



Снова преемственность поколений, от макавеев до АОИ, на фоне башни Давида в Иерусалиме. И в уголочке Моше Даян "стерва одноглазая" министр обороны. В те "либеральные" времена министр еще мог ходить в военной форме или портрета другого не было в типографии... Не смотря на свою "большую любовь" к женщинам и археологическим артефактам он остается "священной коровой" любимцем определенных слоев израильского общества.



Тут АОИ в центре, М.Даян слева и справа зам. Начальника генерального штаба Хаим Бар Лев.



Тут просто танк в цветах, что может быть лучше к Новому году?



Вид на Кинерет и в углу потрет начальника Северного округа Давида Элазара



Не только М.Даяна любили поздравительные открытки. Других генералов тоже. Главнокомандующий ВВС Израиля (1966 года - 1973 года) Мордехай Ход.



Узи Наркис, генерал, командовавший Центральным фронтом Армии обороны Израиля во время Шестидневной войны 1967 года. Естественно, на фоне Иерусалима.
У меня такое впечатление, что это бракованная открытка, чем она еще интереснее. Обратите внимание, как напечатаны "золотые украшения", они не совпадают с основным рисунком открытки. А на голове у генерала двойная линия "позолоты", как будто там должна быть фуражка. Я уж не говорю, что перечеркнут основной текст сверху.



Красивые военные обоего пола на фоне уважаемого Кнессета, что может приятнее в будущем году? По современным представлениям сразу возникает вопрос о званиях этих военных. А вдруг кто-то из них старше по званию? Тогда, какой ужас, это же сексуальные домогательства, столь популярные в наши дни... А в те времена об этом как-то не задумывались...

Открытки с выставки "Шана това" в Музее Израиля. 70е годы (?).






И наконец-то милые семейные ценности 70х, вся семья в сборе, свечки горят, Новый год наступил.

В 80е годы 20 века количество посылаемых поздравлений в Израиле уменьшилось, видимо, благодаря повсеместному распространению телефона.
Большинство поздравлений с середины 70х до конца 80х были поздравления с традиционными мотивами, такими как шофар, свитки Торы, цветы и т.д... А с другой стороны были открытки с изображением Элвиса Пресли...
И дальше от года к году количество поздравительных открыток, отправляемых по почте, сходит на нет.

Современная открытка на бумаге не попала ко мне в руки в соответствующие сроки, и есть у меня сомнения в существовании таковых. Но на работе мужу приложили к подарку магнит на холодильник. Тоже поздравление в Новому году. Вот он.


Левый угол пустой - я убрала логотип компании, чтобы ее не рекламировать.
Здесь просто десять в одном на одном маленьком магнитике сразу 10 пожеланий к Новому году. Некоторые картинки и пожелания вызвали мое удивление соответствием друг другу, но это уж мое личное:) Просто так доктор прописал автор-художник себе представляет.
И так, слева направо, сверху вниз для тех, кто не читает на иврите:
воздушный змей - год осуществления; засранец мира голубь само-собой год мира и безопасности; электрические лампочки - год творчества и вдохновения;
банка с медом - сладкий год; целующиеся детки, естественно, год любви; лептоп и блокнот с ручками - год деятельности, а вы что думали? кактусы в горшках - год цветения и процветания, для тех, кто не в теме, кактусами у нас называют рожденных в Израиле; корзинка с торчащей макушкой ананаса и веткой пальмы, имхо, обещает год изобилия; хамса - год успеха, а велосипед - год свободы и безмятежности...

Всем хорошего года, а уж пожелания сами себе выбирайте!

Еще одно мое новогоднее поздравление из открыток можно посмотреть тут

Инфа:
http://www.yeshiva.org.il/midrash/1738

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2235368.html.

еврейское

Previous post Next post
Up