Работа Ципоры Неэман.
Я никак не думала, что случайно попав во время экскурсии на практическое занятие по вырезанию из бумаги, я открою для себя старинную еврейскую традицию, уходящую корнями в Средние века... Конечно, вы мне скажете, что вырезание из бумаги родилось Китае 2000 лет назад, а оттуда попало в Европу, и уже там с ней познакомились евреи... но это случилось в средние века, то есть достаточно давно. Поэтому я про наше, про еврейское:)
Я попала на семинар к Ципоре Неэман, и от нее узнала и историю этого старинного искусства...
Искусство вырезание из бумаги как еврейская традиция известно в Испании с 1345года. После изгнания из Испании, вырезание из бумаги распространилось по всему еврейскому миру, и превратилось в народное искусство. Заниматься им могли только мужчины, в частности учащиеся йешив.
Часть фотографий сделано со слайд-фильма, который показывала Ципора, и часть фотографий сделаны мной с работ под стеклом.
Свиток Эстер, Голландия 17в., находится в Музее еврейской истории, Амстердам.
Расцвет этого искусства пришелся конец 18века начало 20в. Это было так называемое "еврейское барокко".
"Мизрах" (Восток), Польша, 1900г.
Вырезки "Мизрах" (Восток) имели функциональное значение - они указывали направление для молитвы, молится нужно было в направлении Иерусалима. Но не отовсюду направление на Иерусалим было на восток, а традиция требовала именно использования слова "Мизрах" (Восток). Тогда появилась символическая расшифровка этого слова:
Работа Якова Неэмана.
Создавались вырезки "Восток", украшения к праздникам, особенно к Суккоту и Шавуоту, талисманы для рожениц, мемориальные вырезки, оформления для брачных контрактов и многое другое.
В Восточной Европе, там где евреям не разрешалось срезать зелень к Шавуоту, изготавливались украшения из бумаги для окон, изображавшие зелень.
Большинство еврейских вырезок симметричны, в них в больших колличествах используется еврейская символика, а также каллиграфически написанные фрагменты из священных писаний.
Основное правило вырезки: все части связанны между собой и ни одна часть не заслоняет собой другую. Это метафорическим образом символизирует общность еврейского народа и его взаимную терпимость. Вырезки создаются на очень простой бумаге, но с помощью разнообразных красивых символов и сложности работы, создается ощущение красоты и гармонии. Вырезки можно было купить у торговцев и подарить вместо дорогих подарков, они висели на стенах частных домов и синагог. Доступность бумаги давала возможность евреям из всех слоев общества таким образом почитать заповеди, используя свои таланты.
Интересно, что в 20-30 годы прошлого века в Эрец-Исраэль создавались вырезки на актуальные темы.
Это народное еврейское искусство почти польностью погибло во время Катастрофы, но в последние годы у него начался новый расцвет.
Ципора Неэман училась вырезать у своего свекра Якова Неэмана, считавшегося очень известным художником, мастером по вырезанию. Он начал вырезать в 1977г. в возрасте семидесяти лет. В течение 12 лет он создал 600 замечательных вырезок и получил мировое признание. Его работы находятся в большом количестве музеев в Израиле и в США, а также в частных коллекциях по всему миру.
Мемориальная вырезка Якова Неэмана, памяти его родителей погибших в Освенциме.
Работа Якова Неэмана.
Обратите внимание, что и Яков и Ципора вырезают все эти тончайшие узоры ножницами.
Работа Якова Неэмана.
Возрождение чудесного исскуства вырезания из бумаги соединяет Ципору с ее утерянными корнями, с местечком бабушки и дедушки, которых она не знала, с ее семьей, погибщей в Катастрофе.
Работа Ципоры Неэман.
Работа Ципоры Неэман.
Работа Ципоры Неэман.
Ципора не только вырезает сама, но и учит этому всех желающих. Она создала Центр по вырезанию из бумаги, он находится в Хайфе, в районе Рамат-Ремез.
Как же проходит семинар?
Сначала Ципора показывает рисунок будущей вырезки
Потом рисунок надо сложить пополам и вырезать. Иначе какая же это вырезка?:)
Целая группа вырезальщиц:)
В первый раз рисунок простой и вырезка простая:) Но попробовав сделать простую с широкими линиями, начинаешь хорошо понимать, как сложно сделать сложную с тонкими:) Такую какую делают настоящие мастера.
Вырезки накладываются на цветную бумагу и сразу становятся более эффектными:)
Финальный снимок:
Ципора Неэман и наша экскурсовод
Инна Чернявская, которая и привела меня на этот семинар, с готовой работой.
Еще во время этой экскурсии мы посетили "Удивительный сад Базальтон"
http://dona-anna.livejournal.com/648815.html Инфа:
http://www.mouse.co.il/shows_item_show.aspx?BoneId=408&NsId=208&ObjId=7290http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%92%D7%96%D7%A8%D7%AA_%D7%A0%D7%99%D7%99%D7%A8_%28%D7%99%D7%94%D7%93%D7%95%D7%AA%29http://www.tapuz.co.il/albums/forumAlbums/ForumAlbumPublic.asp?f=947&g=7759http://www.bac.org.il/Article_Print.aspx?id=396http://www.daat.ac.il/daat/art/yahadut/mikdash2.htmhttp://tnuathaavoda.info/zope/home/100/1187612259http://papercuts.jasmine.org.il This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/