"Три вещи покорили мое сердце в Цфате: синие небеса, синие стены домов и твои синие глаза!" так писал в письме своей возлюбленной Шломо Молхо, сначала марран, потом раввин, а потом лже-мессия. Лже-мессией он стал, как я думаю, от невозможности соединится со своей любимой... Стоял тогда на дворе суровый для евреев 16 век. Но об этом дальше.
А пока о любимом цфатском цвете. Именно синим называется он на иврите. И не говорите, что он голубой. Поверьте - они лучше знают. У меня есть своя версия почему именно синий, но об этом и о романтической цфатский средневековой истории, а также о самых знаменитых цфатских синагогах в этом посте.
Начнем с того, почему на иврите цфатский цвет называют синим, а по-русски голубым. Это моя неофициальная версия:) На иврите слово, обозначающее голубой цвет תכלת несет определенную коннотацию, значение не только голубого цвета, но лазурного цвета, как переводит его Википедия
тут. Опять же, не знаю на сколько точный перевод. Важно, что словом תכלת в иудаизме называют конкретный цвет, в который красили голубую нить, которую полагается вплетать в кисти
талита. Его получали из определенного моллюска, которого и извели на краситель.
Цфат до сих пор полон средневековых суеверий и сохраняет их как традицию, наверно с 16 века, а может и раньше:) Меня уже спрашивали в моих постах о Цфате, которые я писала уже много раз, откуда эта, выражаясь современным языком, обсессивная любовь к синему цвету??? Есть много объяснений. Большая часть просто захватывает своей мифологичностью, но основная мысль, это желание сохранить город, его нормальную еврейскую жизнь. История города богата разнообразными потрясениями и то, что он сохранился до наших дней можно запросто считать чудом.
Одна из легенд гласит, что чтобы отвлечь внимание Сатаны, который может пролетать над городом, жители выкрасили ставни окон, двери и калитки в синий или голубой цвет, так чтобы Сатане казалось, что он пролетает не над поселением, а над голубой водой Кинерета. Жители Цфата верят что с тех давних пор зло не спускалось на город и продолжают красить.
Евреи-сефарды в прошлом, во множестве живущие в Цфате, верили, что синий цвет охраняет от дурного глаза, отгоняет приведений и демонов, которые приходят навредить.
Они трудились даже над покраской щелей между плитками мостовых. Этот почетный труд около синагог брали на себя жены раввинов. Это вход в синагогу Абуав.
Кроме того в Цфате считали, что Цфат - ворота в небо и синий цвет соединяет синее небо и синие дома.
Окна, решетки и рамы - синие. А уж если во внутрь войдем, то убедимся в наличии в синагоге синего цвета в ассортименте.
Все, что можно, выкрашено в синий цвет. По еврейской традиции синий цвет означает небеса, которые, в свою очередь, навевают человеку мысли о Б-ге. Таким образом цвет помогает направлять помыслы и молитвы к Б-гу. Но евреям и цвет не помеха. На
биме большой плакат, на котором написано: запрещается разговаривать во время молитвы и чтений Торы.
Над синей бимой - рука, тоже талисман от дурного глаза...
Цфат - город каббалистов и каждая деталь в синагогах города имеет свое значение, свой кабалистический смысл. Но я тут не об этом, я, в основном, а цвете. О Цфате и кабблистах сами почитайте в сети, материалов очень много.
Синагогальный ковчег также имеет завес (парохет) синего цвета.
И может быть все эти предосторожности иногда помогают: во время землетрясения 1837 года город был разрушен, синагога была разрушена вся, кроме южной стены, но сохранился древний свиток Торы, который может быть был написан самим
раввином Ицхаком Абуавом, гением из Кастильи которым пользуются и до сих пор 3 раза в год, в Рош Ашана, в Йом Кипур и в Шавуот.
На биме свиток Торы, которым пользуются в обычные дни.
Даже пластиковые стулья тут голубые.
На стене синагоги изображение могилы праматери Рахели тоже синего цвета.
Синее стекло в окне, само-собой.
Пробираясь по узким цфатским улицам от одной синагоги к другой, чего только синего не встретишь:
Вот комнату пристроили, на мой взгляд не слишком капитально. Но в синий цвет покрасили, так, на всякий случай.
Капитальный ящик, я бы сказала, сейф для сбора пожертвований и тоже не без синего.
Это развалины со времен цфатского землетрясения 1837 года. Видите фрагмент голубой стены - не спас дом голубой цфатский цвет. Да и не повлиял на местную мэрию, которая не заботится об исторической части города и не реставрирует разрушенные дома.
Еще одна цфатская синагога, Синагога Ари Ашкенази в честь великого каббалиста
Ари Ашкенази (ивр. - "Ашкенази Рабби Ицхак"). И она тоже порадует нас своей любовью к сине-голубому цвету. Наш национальный флаг в прекрасно гармонирует с окнами синагоги.
Эта синагога - яркое свидетельство, что синий\голубой цвет в Цфате живет и побеждает.
Вот моя фотография окна синагоги 2007 года.
А это 2014.
Эта синагога знаменита своим Арон кодеш (шкаф для хранения Торы, он же синагогальный ковчег). Он был вырезан из дерева оливы резчиком из Галиции в стиле, типичном для синагог Восточной Европы. Ткань закрывающая двери шкафа синего цвета.
Верхняя часть ковчега.
В резьбе использована еврейская символика: шофар, виноградные гроздья, изображения рук в Аароновом благословении.
На самом верху среди резьбы привлекает внимание человекоподобное изображение льва - это намек на акроним Ари (в переводе с иврита - «лев»), которым называют рабби Ицхака Лурию.
А теперь, наконец, романтическая цфатская средневековая история-легенда-фантазия.
Вид из Цфата на гору Мерон. Самый знаменитый вид из города.
Уже в начале 16 века Цфат был полон голубых домов под голубым небом. В этот город приехал из Португалии Шломо Молхо, встретил там дочь раввина Якова Бераба и влюбился в нее без памяти.
Раввин Яков Бераб был учеником раввина Ицхака Абуава, гения из Кастильи. Был известен и уважаем в Цфате.
Шломо Молхо родился в Португалии в семье марранов, его христианское имя было Диогу Пириш. Человек был талантливый, и по одному из источников, в возрасте 21 года был назначен секретарем королевского совета Португалии. По роду своей деятельности занимался преследованием евреев и марранов, которые подозревались в исполнении еврейских заповедей.
Однажды он случайно встретился с раввином
Давидом Ареувени, был им очарован и вернулся в иудаизм. Увидев во сне высшее предначертание, вопреки воле Ареувени, совершил самостоятельно обрезание (!) и принял еврейское имя Шломо Молхо. По совету Ареувени бежал из страны, объяснив это божественным повелением.
Молхо прибыл в Салоники, где стал усердно изучать каббалу (под руководством раввина Иосефа Тайтацака). Там он подружился с раввином Йосефом Каро и у него появились ученики.
Кстати о раввине Йосефе Каро. Его изображение в Цфате можно увидеть прямо на улице. Иудаизм запрещает изображения людей, но известный раввин бывал при дворе султана Сулеймана, где и был написан этот портрет.
Это приглашение посетить синагогу раввина Йосефа Каро.
Чтобы вы даже и не сомневались, внутри синагога просто вся сине-голубая:)
Это фотография с экскурсии 2008 года, которую вела Офра Римон, директор Хайфского музея Гехта.
А это вход в йешиву Йосефа Каро. С голубизной все в порядке:)
Молхо начал изучить каббалу и узнал о Цфате, центре изучения каббалы. Он посетил Цфат, где и влюбился в дочь раввина Якова Бераба. Его прошлое и семья не понравились раввину Якову Берабу и он воспротивился отношениям своей любимой дочери с Мольхо.
Когда Шломо Молхо понял, что мнение отца любимой ему не изменить, с разбитым сердцем вернулся он в Салоники, откуда продолжал писать письма в Цфат о своей любви....
"Три вещи покорили мое сердце в Цфате: синие небеса, синие стены домов и твои синие глаза!"
Финал Мольхо был трагичен. Когда император Карл V занял Рим и жестоко разграбил город, Мольхо увидел в этом знак прихода мессии. Он постился, молился и проповедовал в большой синагоге Рима. Его проповеди произвели впечатление на многих евреев и христиан и она начали собираться вокруг него и видеть в нем божьего пророка. Один еврей донес на Мольхо инквизиции и тот был задержан. Его спасло вмешательство Папы. Шломо Молхо и Давидом Ареувени были приглашены к императору Карлу V, которого они пытались уговорить пойти войной против турецкого султана и захватить Эрец-Исраэль. Они обещали императору поддержку марранов Испании и Португалии.
Мольхо надеялся прибыть в Эрец-Исраэль как освободитель и мессия, и таким образом воссоединится со своей голубоглазой любимой.
Императора не привлекло предложение Мольхо и Ареувени. Наоборот, он опасался их усиливающегося влияния. Он передал Мольхо и Ареувени в руки инквизиции. На суде Мольхо отказался отречься от своих убеждений и вернуться в христианство, и был сожжен на костре. Перед смертью он заявил: «Мне до сих пор горько за то время, что я был христианином, и сердце мое негодует. Теперь поступайте как вам угодно, а душа моя вернется к Создателю, пребывая в той вере, что и в дни своей юности, ибо хорошо мне с тех пор».
Жаль, что раввин Яков Бераб не оценил столь выдающегося человека как Шломо Молхо, которым восхищался его собственный учитель, раввин Йосеф Каро. Согласился бы раввин Яков на брак Молхо со своей дочерью и одним лже-мессией было бы меньше в еврейской истории, а был бы еще один благонадежный цфатский раввин со множеством детей и учеников. И может быть до нас дошла бы синагога его имени:)
Теперь еще пару слов о голубом или синем, как вам больше нравится, цвете Цфата.
На цфатском кладбище, на которое я все никак не попаду с экскурсией, могилы праведников тоже окрашены... правильно, в голубой цвет. Как дома в городе.
Ну и последнее. Совсем прозаическое объяснение цфатского синего цвета со слов цфатского раввина Ашера Зальтца:
Известно, что женщины в прошлом белили свои дома сами. Не была разных красок, а если краски и были, то стоили очень дорого. Никто не мог себе этого позволить. В какой-то момент одной женщине надоело белить дом в один и тот же белый цвет. И ей пришло в голову добавить в белую краску синьку, которая была тогда в каждом доме для стирки белья. И вот чудо: вместо белого цвета, который уже страшно надоел, стены дома стали радостно голубыми, рождали нечто хорошее в душе. Это увидели соседки и стали красить свои дома также. Каждая добавляла синьку по своему вкусу. Вот и весь секрет синего или голубого цвета.
И ничего такого против сглаза, демонов, приведений и никакого моста в небо.
Так что вы уж сами выбирайте объяснение цвета, какое вам больше нравится.
На этом я заканчиваю свой рассказ об экскурсии в Цфат 28 марта 2014 года, ее провела экскурсовод
Инна Чернявская.
Еще посты об этой экскурсии:
Цфатские образы (часть 1) Цфатские образы (часть 2) Навстречу Шавуоту: самый израильский из израильских сыров Инфа:
http://safed.zefat.net/index.php?option=com_content&view=article&id=29:2008-11-18-13-55-36&catid=31:zefat&Itemid=447http://www.aboutisrael.co.il/heb/tourism.php?actions=details&tourism_id=630&top_id=295&s_cities=301http://www.kipa.co.il/ask/show/30527-%D7%9C%D7%9E%D7%94-%D7%94%D7%91%D7%AA%D7%99%D7%9D-%D7%91%D7%A6%D7%A4%D7%AA-%D7%A6%D7%91%D7%95%D7%A2%D7%99%D7%9D-%D7%91%D7%9B%D7%97%D7%95%D7%9Chttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%BE,_%D0%A8%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BEhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BE,_%D0%99%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%84http://www.machanaim.org/kurs/epoch2/07-karo.htmhttp://www.tzfat-kabbalah.org/ru/tour.asp?p=363http://www.turspeak.ru/tzfathttp://www.tzfat-kabbalah.org/ru/tour.asp?p=367http://www.eleven.co.il/article/12824 This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/