Нижние Муллы - село на высоком левом берегу Камы неподалёку от Перми. Сюда мы заехали после
Култаево, от которого Нижние Муллы отделяет километров 6. По состоянию на 2010-й год население села составляло немногим более 800 человек. Более свежих данных у меня нет, но видно, что село не умирает, во многом за счёт близости к городу. В селе есть средняя школа и детский сад, правда находятся они на территории примыкающей вплотную деревни Петровка, но носат название Нижнемуллинский.
Жизнь нас научила, что раз есть что-то нижнее, должно быть и верхнее. Так и с Муллами. Нижние Муллы стоят на речке Нижняя Мулянка, а Верхние, соответственно - на Верхней Мулянке, но они уже входят в состав Перми. Как я уже подмечал, многие населённые пункты Пермского края ровно на 100 лет старше его столицы. Так и с Нижними Муллами, впервые деревня на этом месте упоминается в документах в 1623-м году. Может быть просто в этом году стали как-то учитывать населённые пункты? Именно в 1623-м году Михаил Кайсаров провёл перепись земель Перми Великой, Соликамска и Кунгурских земель. Его писцовые книги преследовали главную цель - посчитать налогооблагаемую базу для сбора ясака со здешнего населения. Наверняка поселение здесь было и раньше, но в документах оно не значилось и ясак в казну население не платило.
Описывал Кайсаров с помощниками в основном владения татар и остяков, но заодно в его книги попали и владения Строгановых. Видимо центральная власть хотела знать, насколько разгулялась на Западном Урале эта династия.
Эпитеты «Верхние» и «Нижние» в названиях объясняются географическим положением населенных пунктов и рек, на берегу которых они расположены. Верхняя Мулянка впадает в Каму выше по течению, чем Нижняя, это всем понятно. А вот что такое Муллы? Исследователи говорят о двух основных версиях происхождения этого слова. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что слово это имеет не русское происхождение. Согласно одной из версий, реку Муловку (Мулянку) и стоящее на ней поселение стали именовать по башкирскому роду Мул. Здесь жили его представители. Причем Муллы - это прилагательное, образованное при помощи части слова «-лы» (она встречается в тюркских языках, к которым относится и башкирский). То есть Муллы - это, можно сказать, село Муловское. Два поселка с таким названием расположились неподалеку друг от друга, поэтому их сразу начали называть Верхними и Нижними Муллами, а реки - Верхней и Нижней Мулянкой.
Вторая версия связывает названия с именами татарских князей, живших на местной земле после покорения Казани Иваном Грозным - с середины XVI века. Старший сын князя Маметкула, Урак-бей Маметкулов, занимал территорию у Верхней Мулянки. Младший сын, Ирак-бей Сюндюк-бей Маметкулов, - у Нижней Мулянки. Считается, что либо сам Маметкул, либо его младший сын был муллой - то есть исламским священнослужителем, имамом. Термин закрепился в названиях и рек, и поселков. Так появились две Мулянки, а также Верхние и Нижние Муллы.
2. С названием разобрались, про историю села мне ничего интересного найти не удалось, посмотрим, что там есть. Приехали мы прямиком в исторический центр, коим является площадь и несколько старых домов в районе церкви.
Первый храм - деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, построена в конце 1670-х. К середине 19-го века она обветшала, её разобрали и на этом месте возвели каменный Свято-Троицкий храм. Деньги вкладывал князь Сергей Голицын, а проект разрабатывал губернский архитектор Григорий Летучий - он же, к примеру, реконструировал главный храм Перми - Спасо-Преображенский кафедральный собор.
3. Церковь недавно отремонтирована.
4.
5. В 1930-е храм закрыли, стали использовать в качестве склада. В советские годы в здании работала школа, затем табачно-махорочная фабрика Облпищепрома, в 1959 году его передали под хозяйственные нужды колхозу "40 лет Октября", а в 1989 году вернули верующим. В 1989-м в здании произошел пожар, уничтоживший фрески и иконостас, поэтому сейчас, после ремонта стены церкви пока стерильно белые.
6.
7. В реставрацию вложилась главная местная нефтяная компания, причём, видимо, неплохо вложилась. Такой комплект мебели нормально стоит.
8. Рядом со Свято-Троицким храмом в 2018 году открыли памятник Трифону Вятскому. Автор - пермский скульптор Илья Галиулин - изобразил святого плывущим на лодке.
По преданию, летом 1570-го года монах Пыскорского монастыря Трифон приплыл на лодке к Гляденовской горе (она находится в нескольких километрах от села) и поселился в пещере на ее склоне, чтобы рассказывать местным жителям о христианстве. Недалеко от устья речки Мулянки находилось тогда крупное языческое капище, где язычники-остяки приносили жертвы идолам. Построив келью, преподобный стал проводить здесь пустынное житие и при этом два года безбоязненно проповедовал местным язычникам о Христе.
Он срубил почитаемую остяками и вогулами огромную ель, чем вызвал у них гнев и намерение убить его. Однако, по милости Божией, остяки не смогли причинить святому никакого вреда. Проповедь преподобного Трифона на Мулянке принесла добрые плоды дочери остяцкого и вогульского князей приняли крещение. Если вспомнить, что другой местный святой Стефан Пермский тоже срубил священное дерево местных племён - прокудливую берёзу, то как-то их миссионерские подвиги выглядят немного по-другому.
9.
10. Но вот скульптор не преминул изобразить атрибут этого подвига.
В конце концов Трифон по неосторожности спалил заготовленные для строгановских варниц дрова и был вынужден покинуть эти земли. Добрался до Чердыни, а уже оттуда перебазировался в Хлынов (Вятку). Съездив в Москву, Трифон добился от Ивана Грозного разрешения на строительство в городе Успенского монастыря, где и стал архимандритом. Но дела в монастыре шли плохо и пришлось Трифону второй раз ехать в Москву, там он выпросил у Фёдора Иоанновича земли с крепостными для содержания монастырской братии. Но в итоге и в Хлынове он не ужился, перебрался в Слободской, где основал ещё один монастырь, а затем отправился скитаться по другим монастырям. К концу жизни вернулся в Хлынов, но в родной монастырь его поначалу не пустили, а попасть туда он смог только за несколько дней до смерти, которую и принял в стенах основанной им обители. В общем дело тёмное, а интересно, как оно было на самом деле, если выбросить из этой истории церковные придумки?
11.
Сама Гляденовская гора при этом дала название археологической культуре раннего железа (III - V века нашей эры). Ее так и именуют - гляденовская культура. Гляденовское святилище было открыто еще в XIX веке. Археологи нашли здесь множество культовых предметов, созданных несколько тысяч лет назад, а также жертвенники. Раскопки продолжаются и в XXI веке.
12. Часовенный столб на территории церкви.
13. А по другую сторону стоит часовня.
14.
15.
16.
17. От церкви к стоящей на берегу Камы часовне спускается лестница.
18. А вид на Каму с высокого берега открывается прекрасный.
19. На площади у церкви стоит магазин, причём очень давно стоит.
20. Тыльная сторона здания.
21. А рядом с магазином конечная остановка автобуса, следующего в Пермь.
22. Здание за магазином.
23. Дома вокруг площади.
24.
25.
26. Газ подключили, а всё равно жить не стали.
27.
28.
29. У этого спуска к Каме есть своё название - улица Лодочная. Как раз при нас на прицепе спускали лодку.
30.
31. Кто-то решил построить себе домик прямо на берегу. Но что-то пошло не так и дом стоит пустой.
32. А затем мы заехали в Пермь по делам.
Ещё из этой поездки:
Васильевское Ильинский, часть 1 Ильинский, часть 2 Слудка, капитанская линия Сретенское Чёрмоз. Часть 1 Чёрмоз. Часть 2 Дорогами Ильинского района Пермь. Медведи на набережной Пермь. Набережная Где счастье и что ещё не за горами Пермь. Эспланада Усть-Кишерть Усть-Кишерть. Скульптуры Посад Посадские "Всамделишные сказки" Спас-Барда Шумково Кунгур. Вокруг вокзала Столпотворение на Белой Горе Троельга Ерши Бым Калинино (памятник песчанику) Кыласово КултаевоНижние Муллы
Вольсовские вокзалыВодонапорные башни