Нижние Муллы

Nov 22, 2024 21:25

    Нижние Муллы - село на высоком левом берегу Камы неподалёку от Перми. Сюда мы заехали после Култаево, от которого Нижние Муллы отделяет километров 6. По состоянию на 2010-й год население села составляло немногим более 800 человек. Более свежих данных у меня нет, но видно, что село не умирает, во многом за счёт близости к городу. В селе есть средняя школа и детский сад, правда находятся они на территории примыкающей вплотную деревни Петровка, но носат название Нижнемуллинский.




    Жизнь нас научила, что раз есть что-то нижнее, должно быть и верхнее. Так и с Муллами. Нижние Муллы стоят на речке Нижняя Мулянка, а Верхние, соответственно - на Верхней Мулянке, но они уже входят в состав Перми. Как я уже подмечал, многие населённые пункты Пермского края ровно на 100 лет старше его столицы. Так и с Нижними Муллами, впервые деревня на этом месте упоминается в документах в 1623-м году. Может быть просто в этом году стали как-то учитывать населённые пункты? Именно в 1623-м году Михаил Кайсаров провёл перепись земель Перми Великой, Соликамска и Кунгурских земель. Его писцовые книги преследовали главную цель - посчитать налогооблагаемую базу для сбора ясака со здешнего населения. Наверняка поселение здесь было и раньше, но в документах оно не значилось и ясак в казну население не платило.
    Описывал Кайсаров с помощниками в основном владения татар и остяков, но заодно в его книги попали и владения Строгановых. Видимо центральная власть хотела знать, насколько разгулялась на Западном Урале эта династия.
    Эпитеты «Верхние» и «Нижние» в названиях объясняются географическим положением населенных пунктов и рек, на берегу которых они расположены. Верхняя Мулянка впадает в Каму выше по течению, чем Нижняя, это всем понятно.  А вот что такое Муллы? Исследователи говорят о двух основных версиях происхождения этого слова. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что слово это имеет не русское происхождение. Согласно одной из версий, реку Муловку (Мулянку) и стоящее на ней поселение стали именовать по башкирскому роду Мул. Здесь жили его представители. Причем Муллы - это прилагательное, образованное при помощи части слова «-лы» (она встречается в тюркских языках, к которым относится и башкирский). То есть Муллы - это, можно сказать, село Муловское. Два поселка с таким названием расположились неподалеку друг от друга, поэтому их сразу начали называть Верхними и Нижними Муллами, а реки - Верхней и Нижней Мулянкой.
    Вторая версия связывает названия с именами татарских князей, живших на местной земле после покорения Казани Иваном Грозным - с середины XVI века. Старший сын князя Маметкула, Урак-бей Маметкулов, занимал территорию у Верхней Мулянки. Младший сын, Ирак-бей Сюндюк-бей Маметкулов, - у Нижней Мулянки. Считается, что либо сам Маметкул, либо его младший сын был муллой - то есть исламским священнослужителем, имамом. Термин закрепился в названиях и рек, и поселков. Так появились две Мулянки, а также Верхние и Нижние Муллы.

2. С названием разобрались, про историю села мне ничего интересного найти не удалось, посмотрим, что там есть. Приехали мы прямиком в исторический центр, коим является площадь и несколько старых домов в районе церкви.


Первый храм - деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, построена в конце 1670-х. К середине 19-го века она обветшала, её разобрали и на этом месте возвели каменный Свято-Троицкий храм. Деньги вкладывал князь Сергей Голицын, а проект разрабатывал губернский архитектор Григорий Летучий - он же, к примеру, реконструировал главный храм Перми - Спасо-Преображенский кафедральный собор.

3. Церковь недавно отремонтирована.


4.


5. В 1930-е храм закрыли, стали использовать в качестве склада. В советские годы в здании работала школа, затем табачно-махорочная фабрика Облпищепрома, в 1959 году его передали под хозяйственные нужды колхозу "40 лет Октября", а в 1989 году вернули верующим. В 1989-м в здании произошел пожар, уничтоживший фрески и иконостас, поэтому сейчас, после ремонта стены церкви пока стерильно белые.


6.


7. В реставрацию вложилась главная местная нефтяная компания, причём, видимо, неплохо вложилась. Такой комплект мебели нормально стоит.


8. Рядом со Свято-Троицким храмом в 2018 году открыли памятник Трифону Вятскому. Автор - пермский скульптор Илья Галиулин - изобразил святого плывущим на лодке.


По преданию, летом 1570-го года монах Пыскорского монастыря Трифон приплыл на лодке к Гляденовской горе (она находится в нескольких километрах от села) и поселился в пещере на ее склоне, чтобы рассказывать местным жителям о христианстве. Недалеко от устья речки Мулянки находилось тогда крупное языческое капище, где язычники-остяки приносили жертвы идолам. Построив келью, преподобный стал проводить здесь пустынное житие и при этом два года безбоязненно проповедовал местным язычникам о Христе.
    Он срубил почитаемую остяками и вогулами огромную ель, чем вызвал у них гнев и намерение убить его. Однако, по милости Божией, остяки не смогли причинить святому никакого вреда. Проповедь преподобного Трифона на Мулянке принесла добрые плоды дочери остяцкого и вогульского князей приняли крещение. Если вспомнить, что другой местный святой Стефан Пермский тоже срубил священное дерево местных племён - прокудливую берёзу, то как-то их миссионерские подвиги выглядят немного по-другому.

9.


10. Но вот скульптор не преминул изобразить атрибут этого подвига.


В конце концов Трифон по неосторожности спалил заготовленные для строгановских варниц дрова и был вынужден покинуть эти земли. Добрался до Чердыни, а уже оттуда перебазировался в Хлынов (Вятку). Съездив в Москву, Трифон добился от Ивана Грозного разрешения на строительство в городе Успенского монастыря, где и стал архимандритом. Но дела в монастыре шли плохо и пришлось Трифону второй раз ехать в Москву, там он выпросил у Фёдора Иоанновича земли с крепостными для содержания монастырской братии. Но в итоге и в Хлынове он не ужился, перебрался в Слободской, где основал ещё один монастырь, а затем отправился скитаться по другим монастырям. К концу жизни вернулся в Хлынов, но в родной монастырь его поначалу не пустили, а попасть туда он смог только за несколько дней до смерти, которую и принял в стенах основанной им обители. В общем дело тёмное, а интересно, как оно было на самом деле, если выбросить из этой истории церковные придумки?

11.


Сама Гляденовская гора при этом дала название археологической культуре раннего железа (III - V века нашей эры). Ее так и именуют - гляденовская культура. Гляденовское святилище было открыто еще в XIX веке. Археологи нашли здесь множество культовых предметов, созданных несколько тысяч лет назад, а также жертвенники. Раскопки продолжаются и в XXI веке.

12. Часовенный столб на территории церкви.


13. А по другую сторону стоит часовня.


14.


15.


16.


17. От церкви к стоящей на берегу Камы часовне спускается лестница.


18. А вид на Каму с высокого берега открывается прекрасный.


19. На площади у церкви стоит магазин, причём очень давно стоит.


20. Тыльная сторона здания.


21. А рядом с магазином конечная остановка автобуса, следующего в Пермь.


22. Здание за магазином.


23. Дома вокруг площади.


24.


25.


26. Газ подключили, а всё равно жить не стали.


27.


28.


29. У этого спуска к Каме есть своё название - улица Лодочная. Как раз при нас на прицепе спускали лодку.


30.


31. Кто-то решил построить себе домик прямо на берегу. Но что-то пошло не так и дом стоит пустой.


32. А затем мы заехали в Пермь по делам.


Ещё из этой поездки:
Васильевское
Ильинский, часть 1
Ильинский, часть 2
Слудка, капитанская линия
Сретенское
Чёрмоз. Часть 1
Чёрмоз. Часть 2
Дорогами Ильинского района
Пермь. Медведи на набережной
Пермь. Набережная
Где счастье и что ещё не за горами
Пермь. Эспланада
Усть-Кишерть
Усть-Кишерть. Скульптуры
Посад
Посадские "Всамделишные сказки"
Спас-Барда
Шумково
Кунгур. Вокруг вокзала
Столпотворение на Белой Горе
Троельга
Ерши
Бым
Калинино (памятник песчанику)
Кыласово
Култаево
Нижние Муллы
Вольсовские вокзалы
Водонапорные башни

Пермский район, церкви

Previous post Next post
Up